П. Г. Демидова И. Г. Мельникова Маркетинг в туризме Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и направлению «Туризм» Ярославль 2012 УДК 338.48:339.138(075.8) ББК У9(2)43я73 М 48 Рекомендовано редакционно-издательским советом ЯрГУ в качестве учебного издания. <...> План 2012 года Рецензенты: Г. Л. Васильева, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и рынков ФГБОУ ВПО «Ярославской ГСХА»; кафедра туризма и социально-культурного сервиса ЯГПУ им. <...> К. Д. Ушинского М 48 Мельникова, И. Г. Маркетинг в туризме: текст лекций / И. Г. Мельникова; Яросл. гос. ун-т им. <...> ISBN 978-5-8397-0883-9 В тексте лекций рассматриваются основные понятия, содержание маркетинговой деятельности в туристской индустрии, этапы маркетинговых исследований. <...> Предлагаются практические рекомендации для выбора методов маркетинговых исследований в туризме и оформления их результатов; список полезной литературы. <...> Издание предназначено для студентов исторического факультета, обучающихся по специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм (дисциплина «Маркетинг в СКСиТ», блок ОПД) и направлению 100400.62 Туризм (дисциплина «Маркетинг туристской деятельности», цикл Б3) очной и заочной форм обучения. <...> В 1970–1980-е гг. концепция маркетинга услуг выделяется в отдельную дисциплину, исследуется его особенность, предлагаются различные классификации услуг, издается первая книга «Введение в маркетинг услуг» (автор Э. <...> Туристские услуги наряду с четырьмя традиционными для любой услуги характеристиками, отличающими услугу от товара (неосязаемость, неразрывность, изменчивость, неспособность к хранению), обладают также своими отличительными особенностями4. <...> Особенности маркетинга в туризме рассматриваются в работах как зарубежных5, так и отечественных специалистов6. <...> В последнее время появляются исследования, раскрывающие отдельные аспекты маркетинговой <...>
Маркетинг_в_туризме_Текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
И. Г. Мельникова
Маркетинг в туризме
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис
и туризм» и направлению «Туризм»
Ярославль 2012
Стр.1
УДК 338.48:339.138(075.8)
ББК У9(2)43я73
М 48
Рекомендовано
редакционно-издательским советом ЯрГУ
в качестве учебного издания. План 2012 года
Рецензенты:
Г. Л. Васильева, кандидат экономических наук, доцент, профессор
кафедры экономики и рынков ФГБОУ ВПО «Ярославской ГСХА»;
кафедра туризма и социально-культурного сервиса
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
М 48
Мельникова, И. Г. Маркетинг в туризме: текст лекций
/ И. Г. Мельникова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. –
Ярославль : ЯрГУ, 2012. – 72 с.
ISBN 978-5-8397-0883-9
В тексте лекций рассматриваются основные понятия,
содержание маркетинговой деятельности в туристской индустрии,
этапы маркетинговых исследований. Предлагаются
практические рекомендации для выбора методов маркетинговых
исследований в туризме и оформления их результатов;
список полезной литературы.
Издание предназначено для студентов исторического
факультета, обучающихся по специальности 100103.65 Социально-культурный
сервис и туризм (дисциплина «Маркетинг
в СКСиТ», блок ОПД) и направлению 100400.62 Туризм
(дисциплина «Маркетинг туристской деятельности»,
цикл Б3) очной и заочной форм обучения.
УДК 338.48:339.138(075.8)
ББК У9(2)43я73
ISBN 978-5-8397-0883-9
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2012
2
Стр.2
Содержание
Введение .............................................................................................. 3
Лекция 1. Теоретические основы маркетинга в туризме .......... 6
Понятие маркетинга .................................................................... 6
Основные концепции маркетинга. Их применение
в туристской индустрии .............................................................. 7
Маркетинг-микс......................................................................... 11
Маркетинг услуг ........................................................................ 13
Контрольные вопросы ............................................................... 15
Лекция 2. Маркетинговая система предприятия
туристской индустрии ................................................... 16
Маркетинговая среда предприятия туриндустрии ................. 16
Маркетинговая информационная система предприятия ....... 17
Маркетинговые исследования предприятия
туристской индустрии ............................................................... 19
Методы маркетинговых исследований ................................... 22
Бенчмаркинг как вид маркетинговых исследований ............. 27
Планирование выборки ............................................................. 29
Подготовка аналитического отчета ......................................... 31
Контрольные вопросы ............................................................... 32
Лекция 3. Маркетинговая деятельность
туристского предприятия ...................................................... 32
Схема маркетинговой деятельности
туристского предприятия ......................................................... 32
Анализ маркетинговых возможностей
туристского предприятия ......................................................... 33
Определение затрат на маркетинговые мероприятия ............ 35
Комплексные маркетинговые исследования рынка
на туристских предприятиях .................................................... 36
Контрольные вопросы ............................................................... 38
70
Стр.70
Лекция 4. Система маркетинговых стратегических решений
туристского предприятия ............................................. 38
Корпоративные маркетинговые решения ............................. 38
Маркетинговые решения на функциональном уровне .......... 41
Инструментальные решения маркетинга ................................ 46
Контрольные вопросы ............................................................... 47
Лекция 5. Маркетинговые решения по продукту ..................... 47
Понятие туристского продукта ................................................ 47
Направления маркетинговых решений в области продукта .. 52
Бренд и торговая марка ............................................................. 53
Управление брендом в туризме ............................................... 55
Контрольные вопросы ............................................................... 57
Лекция 6. Маркетинг территорий ................................................ 58
Сущность маркетинга территорий ........................................... 58
Виды маркетинга территорий .................................................. 60
Стратегии маркетинга территорий .......................................... 62
Контрольные вопросы ............................................................... 66
Список рекомендуемой литературы ............................................... 67
Интернет-ресурсы ..................................................................... 69
71
Стр.71