Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Духовная культура русского народа (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСеливанов А. М.
АвторыШустрова Ю. Ю., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц72
ID237854
АннотацияМетодические указания по курсу «Духовная культура русского народа» включают темы занятий и рекомендации для студентов, обучающихся по специальностям 030401.65 История, 031502.65 Музеология (дисциплина «Духовная культура русского народа», блок СД), очной формы обучения. Основные темы специального семинара сопровождаются обширным перечнем литературы и ссылками на сетевые ресурсы.
УДК008(091)
ББК71я73
Селиванов, А. М. Духовная культура русского народа : метод. указания к спецсеминару / Ю. Ю. Шустрова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; А. М. Селиванов .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 72 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237854 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Шустрова Духовная культура русского народа Методические указания к спецсеминару Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающхся по специальностям История, Музеология Ярославль 2011 1 УДК 008(091) ББК Т 52(2=Р)я73 С 29 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Он предполагал дальнейшее сотрудничество с музеями области, редакторскую деятельность … Cпецсеминар «Духовная культура русского народа» был разработан Александром Михайловичем в первую очередь для студентов-музеологов. <...> И. Ю. Шустрова 3 ВВЕДЕНИЕ Спецсеминар «Духовная культура русского народа» связан с изучением формирования и развития духовной культуры древней и средневековой Руси. <...> Тематика большинства докладов, формирующих сюжетно-содержательную структуру спецсеминара, посвящена различным аспектам духовной культуры этого периода. <...> Приступая к работе в рамках спецсеминара, необходимо прежде всего выяснить характер и содержание базового понятия «культура» и уже от этого идти к определению народной культуры и её особенностей. <...> Из множества определений культуры, наиболее полно охватывающих предмет, целесообразно выделить, например, такое: Культура – особый образ жизни человечества, включающий в себя систему производства, связанные с ним способы деятельности, организации отношений в обществе, особенности менталитета, уровень знания, мораль, искусство, религию, право и другие. <...> Та культура (в смысле общего запаса культурных ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности данной среды), которой всегда жил русский народ, с этнографической точки зрения представляет из себя совершенно особую величину, которую нельзя включить без остатка в какую-либо более широкую группу культур или культурную зону. <...> Народная культура при всей стихийности своего создания и существования все же отбирает и сосредоточивает в себе только то, что представляет <...>
Духовная_культура_русского_народа__Методические_указания_к_спецсеминару.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения А. М. Селиванов И. Ю. Шустрова Духовная культура русского народа Методические указания к спецсеминару Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающхся по специальностям История, Музеология Ярославль 2011 1
Стр.1
УДК 008(091) ББК Т 52(2=Р)я73 С 29 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года Рецензент кафедра музеологии и краеведения Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Селиванов, А. М. Духовная культура русского народа : С 29 метод. указания к спецсеминару / сост. А. М. Селиванов, И. Ю. Шустрова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 72 с. Методические указания по курсу «Духовная культура русского народа» включают темы занятий и рекомендации для студентов, обучающихся по специальностям 030401.65 История, 031502.65 Музеология (дисциплина «Духовная культура русского народа», блок СД), очной формы обучения. Основные темы специального семинара сопровождаются обширным перечнем литературы и ссылками на сетевые ресурсы. УДК 008(091) ББК Т 52(2=Р)я73 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011 2
Стр.2
А. М. Селиванов – заведующий кафедрой музеологии и краеведения, руководитель научно-исследовательской лаборатории по истории и культуре края, председатель Ярославского краеведческого общества – всегда был преисполнен множеством творческих планов. Книга «Историческое краеведение: накопление и развитие краеведческих знаний в России (XVIII – XX вв.)» стала в 2006 г. обладателем двух наград. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям РФ в рамках 3-го Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» этой книге был присужден диплом в номинации «Увлекательное краеведение». В номинации «Лучший учебник года» это издание было награждено дипломом конкурса Министерства образования и науки РФ. После выпуска книги Александр Михайлович планировал всерьез заняться изучением духовно-нравственных основ русской национальной культуры. Он предполагал дальнейшее сотрудничество с музеями области, редакторскую деятельность … Cпецсеминар «Духовная культура русского народа» был разработан Александром Михайловичем в первую очередь для студентов-музеологов. Выпуск предлагаемых методических указаний был в университетском плане 2006 г. Однако новый, 2006/2007 учебный год, к нашему глубочайшему прискорбию, кафедра начала уже без своего руководителя. Данный курс пришлось подхватить мне. Научное исследование, означающее получение нового знания, представляет собой процесс бесконечный. Поэтому приходится ежегодно думать об обновлении или дополнении списка литературы. Именно так соответствующие разделы, подготовленные Александром Михайловичем, оказались расширенными за счет новых изданий, появился фрагмент, характеризующий сетевые ресурсы, заключительная тема, Приложение, уместное при ее изучении. Эта публикация предпринимается в год 15-летия созданной А. М. Селивановым кафедры музеологии и краеведения и означает продолжение его идей, трудов и устремлений. И. Ю. Шустрова 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Спецсеминар «Духовная культура русского народа» связан с изучением формирования и развития духовной культуры древней и средневековой Руси. Тематика большинства докладов, формирующих сюжетно-содержательную структуру спецсеминара, посвящена различным аспектам духовной культуры этого периода. В некоторых случаях темы докладов и хронологические границы исследуемых сюжетов связаны с периодом перехода к новому времени. Приступая к работе в рамках спецсеминара, необходимо прежде всего выяснить характер и содержание базового понятия «культура» и уже от этого идти к определению народной культуры и её особенностей. Из множества определений культуры, наиболее полно охватывающих предмет, целесообразно выделить, например, такое: Культура – особый образ жизни человечества, включающий в себя систему производства, связанные с ним способы деятельности, организации отношений в обществе, особенности менталитета, уровень знания, мораль, искусство, религию, право и другие. «В этом определении, – отмечает А. Н. Быстрова, – заложена попытка найти некое качество человеческого существования во Вселенной, присущее только человечеству и являющееся основой существования множества неповторимых культур, отличных друг от друга по формам жизнеобеспечения, организации, отношений к действительности, друг к другу и природе» (Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие. М.; Новосибирск, 2000. С. 55). В связи с этим следует особо подчеркнуть, что общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, невозможна. «При пестром многообразии национальных характеров и психических типов, – писал Н. С. Трубецкой, – такая "общечеловеческая культура" свелась бы либо к удовлетворению чисто материальных потребностей при полном игнорировании потребностей духовных, либо навязала бы всем народам формы жизни, вытекающие из национального характера какой-нибудь одной этнографической особы. И в том и в другом случае эта "общечеловеческая" культу4
Стр.4
ра не отвечала бы требованиям, поставленным всякой подлинной культуре» (Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 120). В каждом отдельном случае мы говорим о культуре определенного этноса (т. е. сообщества людей, объединенного общностью языка, основных представлений о мире и человеке и зачастую – теории и практики социальной жизни) на определенном этапе его развития. «В своей национальной культуре, – отмечал Н. С. Трубецкой, – каждый народ должен ярко выявить всю свою индивидуальность, притом так, чтобы все элементы этой культуры гармонировали друг с другом, будучи окрашены в один общий национальный тон <...> Та культура (в смысле общего запаса культурных ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности данной среды), которой всегда жил русский народ, с этнографической точки зрения представляет из себя совершенно особую величину, которую нельзя включить без остатка в какую-либо более широкую группу культур или культурную зону. В общем, эта культура есть сама особая "зона"...» (Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. С. 120, 135). Развитие духовной культуры русского народа во многом связано с сохранением традиций, вырабатывавшихся на протяжении многих веков, если не тысячелетий. Даже современное общество самыми разнообразными связями скреплено с народной культурой, народным сознанием. Здесь и нормы языка, его лексика, грамматика, его образные выражения, пословицы и поговорки, приметы и наблюдения за природой; это особенности различных форм в искусстве, орнамент и традиции одежды, обычаи, нормы поведения и многое другое. Народная культура при всей стихийности своего создания и существования все же отбирает и сосредоточивает в себе только то, что представляет ценность для народного самосознания и образа жизни. При этом народная культура оказывает самое непосредственное влияние на все другие уровни, формы и виды культуры общества в целом. Характеризуя духовную культуру средневековой Руси, А. И. Клибанов выделил в ней несколько своеобразных «слоев»: 1) народные верования (языческие, языческо-христианские); 5
Стр.5