Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра философии
М. З. Мусин
Онтология
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по всем специальностям и программе
бакалавриата Психология
Ярославль 2010
Стр.1
УДК 316
ББК Ю 21я73
М 91
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009/10 года
Рецензент
кафедра философии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Мусин, М. З. Онтология: метод. указания / М. З. МуМ
91
син; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль :
ЯрГУ, 2010. – 56 с.
Методические указания содержат материалы для
самостоятельной подготовки студентов, списки литературы,
контрольные вопросы и темы рефератов.
Предназначены для студентов, обучающихся по всем
специальностям и программе бакалавриата 030300.62
Психология (дисциплина «Философия», блок ГСЭ),
очной формы обучения.
УДК 316
ББК Ю 21я73
Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2010
2
Стр.2
Тема 1. Проблема бытия
Основные вопросы
1. Смысл проблемы бытия.
2. Основные формы бытия.
3. Реальность субъективная и объективная. Бытие как единство
субъективной и объективной реальности.
4. Многообразие явлений и проблема единства мира, поиск
первоосновы сущего.
Онтология – философское учение о наиболее общих свойствах
бытия и фундаментальных посылках познания. Предметом
онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание
которого раскрывается в таких категориях, как «нечто» и «ничто»,
«возможное» и «невозможное», «определенное» и «неопределенное»,
«количество» и «мера», «качество», «порядок», а также
в понятиях «пространство», «время», «движение», «форма»,
«становление», «происхождение», «переход» и др.
Предметом философии служит бытие. В науке же предмет
предполагается, то есть служит предпосылкой. Предпосылочность
науки означает, что нечто принимается, признается существующим.
Так, физика исходит из того, что природа (как
некое целое, в котором существует естественный порядок) –
есть. Математика – из того, что число – есть; психология – что
есть психика; история – что есть история. Иными словами,
любая научная дисциплина исходит из того, что ее предмет есть,
не сомневается в его существовании. Это значит, что в науке не
ставится вопрос о бытии предмета исследования: верят не в
число, а в бытие числа, не в психику, а в бытие психики. В этом
состоит феномен «онтологической веры»; он заключается в том,
что отождествляются некий предмет и бытие (сущее и бытие).
«Онтологическая вера» является фундаментом не только
научного, но и обыденного мировоззрения, основой самого
существования человека в мире, ибо оно невозможно без веры в
то, что мир (и Я в мире) есть как целое. Однако в само бытие
нельзя уверовать, в нем можно только пребыть. Философия в
этом смысле является нескончаемой, каждый раз возобновляемой
3
Стр.3
в новых эмпирических условиях, попыткой переживания опыта
бытия, того, что есть.
Для понимания онтологической проблематики необходимо
уяснить существующее в философии со времен Античности
различение бытия и сущего. Сущее – это совокупность
окружающих вещей, наличный предметный мир, явленный
сознанию. Сущим является эта книга; человек, который ее
читает; проезжающий за окном дома автомобиль; облака; собака;
теоремы и аксиомы; музыка; мои мысли и эмоции… Все, что
существует, кажется таким различным и отдельным друг от друга,
но среди многообразия сущего можно найти то, что является
общим всему: Все существующее (сущее вообще) ЕСТЬ. Это и
выражено в понятии бытия.
Почему вообще есть сущее, а не наоборот – ничто? Это, по
убеждению выдающегося философа XX века Мартина
Хайдеггера, первейший из всех вопросов, поскольку он самый
обширный, самый глубокий и, наконец, самый изначальный.
Вопрошание о бытии охватывает все сущее, то есть не только
ныне наличествующее в самом широком смысле, но и прежде
бывшее и сущее в будущем, или, иначе, сущее как таковое в
целом. Вопрошание о бытии ищет основу сущего, устремляется в
его глубину. Почему вообще есть сущее? Что является его причиной,
основанием? Однако поскольку бытие открывается только
человеку, и через его сознание, то вопрошание о бытии есть не
что иное, как попытка приобщения к истинному, настоящему
существованию, попытка утоления жажды свободы, самобытности.
Что значит быть, а не существовать (как вещь, растение
или животное)? В этом смысле вопрос о бытии является изначальным
вопросом, вопросом всех вопросов. Именно он превращает
человека в существо спрашивающее, порождает у него
состояние вопросительности, является истоком всех остальных
(более частных) вопросов.
Бытие, в отличие от сущего, – это чистое существование, не
имеющее причины, бытие – причина самого себя, самодостаточное,
ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Как
философское понятие, бытие не тождественно существованию
мира и всего, что в мире имеется. Бытие – это мысль о все4
Стр.4
общности, всеобщей связи между всем, что существовало,
существует, будет или может существовать.
Содержание бытия как философской категории отлично от
обыденного его понимания. Бытие повседневного обихода – это
все, что существует: отдельные вещи, люди, идеи, слова. Философу
же важно выяснить, что такое «быть», существовать?
Отличается ли существование слов от существования идей, а
существование идей – от существования вещей? Чей вид существования
более прочен? Как объяснить существование отдельных
вещей – «из них самих», или же искать основу их существования
в чем-то еще – в первоначале, абсолютной идее? Существует ли
такое Абсолютное Бытие, ни от кого, ни от чего не зависящее,
определяющее существование всех других вещей, и может ли
человек познать его?
Однако попытки раскрыть содержание категории бытия
сталкиваются с большими трудностями: на первый взгляд, оно
слишком широко и неопределенно. На этом основании некоторые
мыслители полагали, что категория бытия – это «пустая»
абстракция. Г. Гегель писал: «Для мысли не может быть ничего
более малозначащего по своему содержанию, чем бытие».
Ф. Энгельс также считал, что категория бытия мало чем может
нам помочь в объяснении единства мира, направления его
развития. А в XX столетии М. Хайдеггер утверждал: «Когда
соответственно говорят: ″бытие″ есть наиболее общее понятие, то
это не может означать, что оно самое ясное и не требует никакого
дальнейшего разбора. Понятие бытия скорее самое темное».
Однако в XX веке намечается «онтологический поворот»,
философы призывают вернуть категории бытия ее подлинное
значение. Обостренный интерес к проблеме бытия соотносится с
пристальным вниманием к внутреннему миру человека, его
индивидуальным характеристикам, структурам его мыслительной
деятельности. Мыслители вновь и вновь возвращаются к
фундаментальным вопросам: каковы особенности человеческого
существования, каковы его связи с бытием, каковы возможности
упрочения и совершенствования своего бытия? Основное желание
«быть» является главной «жизненной предпосылкой» существования
философии. Философия – это поиск форм
5
Стр.5