Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Клиническая психология (90,00 руб.)

0   0
АвторыПережигина Н. В., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц54
ID237732
АннотацияВ методических указаниях содержатся необходимые задания для плановой и полноценной подготовки к семинарским и самостоятельным занятиям. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Клиническая психология», блок ОПД), очной и заочной форм обучения.
УДК159.97
ББК88я73
Клиническая психология : метод. указания / Н. В. Пережигина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 54 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237732 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра общей и клинической психологии Клиническая психология Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 1 УДК 159.9 ББК Ю 948.1я73 К 49 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> До недавнего времени в госуниверситетах на факультетах психологии вместо него читался курс патопсихологии, которая сегодня представляется только неотъемлемой и важной частью клинико-психологической дисциплины. <...> За годы развития в клиническом исследовании человека и его душевной жизни произошли важные дифференцировочные и интегративные процессы, помимо дифференциации единого клинически ориентированного ведения человека выделились и разделились медицинские дисциплины помогающего типа, направленные к практическому лечению болезни, и дисциплины накапливающего, изучающего типа, направленные к изучению вопроса соотношения здоровья и болезни. <...> К последним относилось клинико-психологическое направление, которое в ходе своего развития претерпело множественные дисциплинарные деления в зависимости от характера страдания, как3 то: нейропсихология, психология соматического больного, геронтопсихология и т. д., патопсихология встала в этот ряд, обозначив область изучения психики в сравнении с душевными больными. <...> Задачи курса заключаются в следующем: а) сформировать представление о системных принципах проявления психики в норме и при отклонениях в её функционировании; б) дать представления о критериях разграничения нормы и патологии в эмоционально-личностных и когнитивных проявлениях; в) выделить и обозначить основные виды патологии психических процессов, их свойств и личности, особенности проявления психики при различных болезнях; г) сформировать представления о клинике, клиническом методе, видах и типах клиники, формах включения психолога <...>
Клиническая_психология_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра общей и клинической психологии Клиническая психология Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 1
Стр.1
УДК 159.9 ББК Ю 948.1я73 К 49 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2010/11 года Рецензент кафедра общей и клинической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Составитель Н. В. Пережигина Клиническая психология: метод. указания / сост. К 49 Н. В. Пережигина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 52 с. В методических указаниях содержатся необходимые задания для плановой и полноценной подготовки к семинарским и самостоятельным занятиям. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Клиническая психология», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. УДК 159.9 ББК Ю 948.1я73  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
1. Рабочая программа дисциплины «Клиническая психология» Условием успешного овладения профессиональными навыками и формирования профессионально значимых компетенций, равно залогом будущего профессионально компетентного развития и работы в выбранной специальности «Психология» является целостное представление о человеке в условиях его нормативного и отклоняющегося от норматива функционировании. Оказание грамотной и компетентной профессиональной психологической помощи, будь то консультативная, профессионально ориентирующая, педагогическая или любая иная, с необходимостью требует владения знаниями и навыками разграничения качественных особенностей состояний клиента, проведения обоснованной границы между нормой психической и интеллектуальной жизни и ненормой, применения адекватных диагностических средств для квалификации отклонения. Данное практическое пособие имеет целью оказание последовательной ориентирующей в предмете помощи студенту, изучающему дисциплину «Клиническая психология». Курс клинической психологии, несмотря на давнюю историю становления медицинского психологического знания, представляет собой достаточно противоречивое единство. До недавнего времени в госуниверситетах на факультетах психологии вместо него читался курс патопсихологии, которая сегодня представляется только неотъемлемой и важной частью клинико-психологической дисциплины. За годы развития в клиническом исследовании человека и его душевной жизни произошли важные дифференцировочные и интегративные процессы, помимо дифференциации единого клинически ориентированного ведения человека выделились и разделились медицинские дисциплины помогающего типа, направленные к практическому лечению болезни, и дисциплины накапливающего, изучающего типа, направленные к изучению вопроса соотношения здоровья и болезни. К последним относилось клинико-психологическое направление, которое в ходе своего развития претерпело множественные дисциплинарные деления в зависимости от характера страдания, как3
Стр.3
то: нейропсихология, психология соматического больного, геронтопсихология и т. д., патопсихология встала в этот ряд, обозначив область изучения психики в сравнении с душевными больными. 1.1. Цель и задачи дисциплины Цель – дать студентам систематическое представление о клинической психологии как важнейшей отрасли психологической науки. С психической и соматической патологией приходится сталкиваться в профессиональной деятельности любому психологу, где бы он ни работал, независимо от специализации. Задачи курса заключаются в следующем: а) сформировать представление о системных принципах проявления психики в норме и при отклонениях в её функционировании; б) дать представления о критериях разграничения нормы и патологии в эмоционально-личностных и когнитивных проявлениях; в) выделить и обозначить основные виды патологии психических процессов, их свойств и личности, особенности проявления психики при различных болезнях; г) сформировать представления о клинике, клиническом методе, видах и типах клиники, формах включения психолога в клиническую работу; д) определить цели и задачи психологической работы в клинике, сформировать представления о принципах организации работы психолога в клинике; е) выделить из разнообразия психологической практики её клинический вид; ж) познакомить с содержанием и методами работы клинических психологов различного профиля; з) сформировать представления о клинических диагностических методах и методиках, нормах их использования при построении исследования, детерминированного различными клиническими задачами. 4
Стр.4
1.2. Место дисциплины в системе образования Клиническая психология, с одной стороны, базируется на знаниях из областей общей, возрастной психологии, социальной психологии, а также на содержании ряда естественно-научных дисциплин: анатомии, физиологии, генетики. С другой стороны, знания по курсу клинической психологии совершенно необходимы для полноценного усвоения ряда спецдисциплин (детская патопсихология, психология школьной неуспешности или проблемы дизонтогенеза, патология памяти и внимания, психология соматического больного и т. д.). Поскольку нейропсихология включена в учебный план как отдельная дисциплина, её проблемы в данном курсе не затрагиваются, но обоснование и диагностика большинства так называемых душевных болезней требуют знания основ мозговой деятельности, поэтому лекции по клинической психологии подготавливают восприятие смежных дисциплин, таких как нейропсихология или возрастная психология, геронтопсихология. 1.3. Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представления о: – принципах системного проявления нормы и патологии в психики; – критериях выявления нормы и патологии психической деятельности; – путях и средствах выявления возможных нарушений в психической сфере в обычной жизненной и профессиональной практике; – путях и возможностях коррекции и восстановлении психического и физического здоровья; знать: – историю становления клинико-психологического знания и персоналий, внесших вклад в этот процесс; – основные научные подходы и концепции, формирующие клинико-психологическое знание; – принципы организации и проведения психологического исследования в клинике; 5
Стр.5