П. Г. Демидова Кафедра общей и клинической психологии Клиническая психология Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 1 УДК 159.9 ББК Ю 948.1я73 К 49 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> До недавнего времени в госуниверситетах на факультетах психологии вместо него читался курс патопсихологии, которая сегодня представляется только неотъемлемой и важной частью клинико-психологической дисциплины. <...> За годы развития в клиническом исследовании человека и его душевной жизни произошли важные дифференцировочные и интегративные процессы, помимо дифференциации единого клинически ориентированного ведения человека выделились и разделились медицинские дисциплины помогающего типа, направленные к практическому лечению болезни, и дисциплины накапливающего, изучающего типа, направленные к изучению вопроса соотношения здоровья и болезни. <...> К последним относилось клинико-психологическое направление, которое в ходе своего развития претерпело множественные дисциплинарные деления в зависимости от характера страдания, как3 то: нейропсихология, психология соматического больного, геронтопсихология и т. д., патопсихология встала в этот ряд, обозначив область изучения психики в сравнении с душевными больными. <...> Задачи курса заключаются в следующем: а) сформировать представление о системных принципах проявления психики в норме и при отклонениях в её функционировании; б) дать представления о критериях разграничения нормы и патологии в эмоционально-личностных и когнитивных проявлениях; в) выделить и обозначить основные виды патологии психических процессов, их свойств и личности, особенности проявления психики при различных болезнях; г) сформировать представления о клинике, клиническом методе, видах и типах клиники, формах включения психолога <...>
Клиническая_психология_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра общей и клинической психологии
Клиническая
психология
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 159.9
ББК Ю 948.1я73
К 49
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/11 года
Рецензент
кафедра общей и клинической психологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Составитель Н. В. Пережигина
Клиническая психология: метод. указания / сост.
К 49
Н. В. Пережигина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. –
Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 52 с.
В методических указаниях содержатся необходимые
задания для плановой и полноценной подготовки к
семинарским и самостоятельным занятиям.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 Психология (дисциплина «Клиническая
психология», блок ОПД), очной и заочной форм
обучения.
УДК 159.9
ББК Ю 948.1я73
Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2010
2
Стр.2
1. Рабочая программа дисциплины
«Клиническая психология»
Условием успешного овладения профессиональными навыками
и формирования профессионально значимых компетенций,
равно залогом будущего профессионально компетентного развития
и работы в выбранной специальности «Психология» является
целостное представление о человеке в условиях его нормативного
и отклоняющегося от норматива функционировании.
Оказание грамотной и компетентной профессиональной психологической
помощи, будь то консультативная, профессионально
ориентирующая, педагогическая или любая иная, с необходимостью
требует владения знаниями и навыками разграничения
качественных особенностей состояний клиента, проведения
обоснованной границы между нормой психической и интеллектуальной
жизни и ненормой, применения адекватных диагностических
средств для квалификации отклонения.
Данное практическое пособие имеет целью оказание последовательной
ориентирующей в предмете помощи студенту, изучающему
дисциплину «Клиническая психология».
Курс клинической психологии, несмотря на давнюю историю
становления медицинского психологического знания, представляет
собой достаточно противоречивое единство. До недавнего
времени в госуниверситетах на факультетах психологии вместо
него читался курс патопсихологии, которая сегодня представляется
только неотъемлемой и важной частью клинико-психологической
дисциплины. За годы развития в клиническом исследовании
человека и его душевной жизни произошли важные дифференцировочные
и интегративные процессы, помимо дифференциации
единого клинически ориентированного ведения
человека выделились и разделились медицинские дисциплины
помогающего типа, направленные к практическому лечению болезни,
и дисциплины накапливающего, изучающего типа, направленные
к изучению вопроса соотношения здоровья и болезни. К
последним относилось клинико-психологическое направление,
которое в ходе своего развития претерпело множественные дисциплинарные
деления в зависимости от характера страдания, как3
Стр.3
то: нейропсихология, психология соматического больного, геронтопсихология
и т. д., патопсихология встала в этот ряд, обозначив
область изучения психики в сравнении с душевными больными.
1.1. Цель и задачи дисциплины
Цель – дать студентам систематическое представление о клинической
психологии как важнейшей отрасли психологической
науки.
С психической и соматической патологией приходится сталкиваться
в профессиональной деятельности любому психологу,
где бы он ни работал, независимо от специализации.
Задачи курса заключаются в следующем:
а) сформировать представление о системных принципах
проявления психики в норме и при отклонениях в её функционировании;
б)
дать представления о критериях разграничения нормы и патологии
в эмоционально-личностных и когнитивных проявлениях;
в) выделить и обозначить основные виды патологии психических
процессов, их свойств и личности, особенности проявления
психики при различных болезнях;
г) сформировать представления о клинике, клиническом методе,
видах и типах клиники, формах включения психолога в
клиническую работу;
д) определить цели и задачи психологической работы в клинике,
сформировать представления о принципах организации
работы психолога в клинике;
е) выделить из разнообразия психологической практики её
клинический вид;
ж) познакомить с содержанием и методами работы клинических
психологов различного профиля;
з) сформировать представления о клинических диагностических
методах и методиках, нормах их использования при построении
исследования, детерминированного различными клиническими
задачами.
4
Стр.4
1.2. Место дисциплины в системе образования
Клиническая психология, с одной стороны, базируется на знаниях
из областей общей, возрастной психологии, социальной психологии,
а также на содержании ряда естественно-научных дисциплин:
анатомии, физиологии, генетики. С другой стороны, знания
по курсу клинической психологии совершенно необходимы
для полноценного усвоения ряда спецдисциплин (детская патопсихология,
психология школьной неуспешности или проблемы
дизонтогенеза, патология памяти и внимания, психология соматического
больного и т. д.). Поскольку нейропсихология включена
в учебный план как отдельная дисциплина, её проблемы в данном
курсе не затрагиваются, но обоснование и диагностика большинства
так называемых душевных болезней требуют знания основ
мозговой деятельности, поэтому лекции по клинической психологии
подготавливают восприятие смежных дисциплин, таких как
нейропсихология или возрастная психология, геронтопсихология.
1.3. Требования к уровню освоения
содержания курса
В результате изучения дисциплины студенты должны
иметь представления о:
– принципах системного проявления нормы и патологии в
психики;
– критериях выявления нормы и патологии психической
деятельности;
– путях и средствах выявления возможных нарушений в психической
сфере в обычной жизненной и профессиональной практике;
– путях и возможностях коррекции и восстановлении психического
и физического здоровья;
знать:
– историю становления клинико-психологического знания и
персоналий, внесших вклад в этот процесс;
– основные научные подходы и концепции, формирующие
клинико-психологическое знание;
– принципы организации и проведения психологического
исследования в клинике;
5
Стр.5