Трифонова КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЕКЛАМНЫЕ КОММУНИКАЦИИ Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 УДК 159.9: 316.77 ББК Ю95я 73 Т 69 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К. Д. Ушинского Т 69 Трифонова, С. А. Кросс-культурная психология: социальное поведение и рекламные коммуникации: учеб. пособие / С. А. Трифонова; Яросл. гос. ун-т им. <...> ISBN 978-5-8397-0736-8 В учебном пособии рассмотрены некоторые аспекты кросскультурной психологии – науки, изучающей взаимосвязи между культурой, человеческим сознанием и поведением. <...> Особое внимание уделяется рассмотрению таких тем, как «Культура и социальное поведение» (межличностные и межгрупповые отношения, культурно-специфические аспекты вербального и невербального общения), «Культура и организация» (взаимосвязь культуры и организационной структуры, маркетинговая и рекламная деятельность организации в кросс-культурном аспекте). <...> Основная цель учебного пособия – познакомить студентов с одной из интересных и динамично развивающихся отраслей психологической науки – кросс-культурной психологией: 1) научить студентов любое психологическое явление (в том числе рекламные коммуникации) рассматривать в сравнительно-культурной перспективе; 2) сообщить сведения из области психологии рекламы, которая является одним из важнейших элементов современной культуры и жизни, основанной на рыночных отношениях; 3 3) развивать навыки этнопсихологического исследования. <...> В результате изучения пособия студенты должны: иметь представление о культуре как психологическом феномене, ее характеристиках; уметь анализировать культурные характеристики или психологические измерения культур; иметь представление о личности и ее социальном поведении в различных культурах и этносах, вербальном и невербальном <...>
Кросс-культурная_психология_социальное_поведение_и_рекламные_коммуникации_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
С. А. Трифонова
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
И РЕКЛАМНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2010
Стр.1
УДК 159.9: 316.77
ББК Ю95я 73
Т 69
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009/10 года
Рецензенты:
доцент кафедры философии Кубанского
государственного технологического университета,
кандидат психологических наук О. Р. Тучина;
кафедра общей и социальной психологии
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
Т 69
Трифонова, С. А. Кросс-культурная психология: социальное поведение
и рекламные коммуникации: учеб. пособие / С. А. Трифонова;
Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. –
116 с.
ISBN 978-5-8397-0736-8
В учебном пособии рассмотрены некоторые аспекты кросскультурной
психологии – науки, изучающей взаимосвязи между
культурой, человеческим сознанием и поведением. Особое внимание
уделяется проблемам взаимосвязи культуры и социального
поведения, а также культурной обусловленности структуры и
деятельности организаций.
Пособие включает в себя задания для самопроверки, темы
групповых дискуссий, а также ряд методических материалов для
более глубокого усвоения курса.
Предназначено для студентов спец 030301.65 Психология
(дисциплина «Кросс-культурная психология: социальное поведение
и рекламные коммуникации», блок ДС), очной и заочной форм
обучения.
УДК 159.9: 316.77
ББК Ю95я 73
ISBN 978-5-8397-0736-8
2
Ярославский
государственный университет
им. П. Г. Демидова, 2010
Стр.2
Введение
Данное учебное пособие включает в себя психологический
анализ культурной обусловленности психической жизни
человека, в частности некоторых аспектов его социального
поведения. Особое внимание уделяется рассмотрению таких
тем, как «Культура и социальное поведение» (межличностные
и межгрупповые отношения, культурно-специфические
аспекты вербального и невербального общения), «Культура и
организация» (взаимосвязь культуры и организационной
структуры, маркетинговая и рекламная деятельность организации
в кросс-культурном аспекте).
Важность изучения дисциплины для психологов связана и
с существенными изменениями во взглядах на психологические
исследования в области рекламных коммуникаций.
Студенты должны обратить внимание на социальную функцию
рекламы, на ее способность не только прямо, но и
косвенно влиять на нормы и ценности людей, не являющихся
потребителями той или иной рекламируемой продукции.
Поэтому реклама рассматривается с точки зрения изменения
общественного сознания. В результате психолог должен
осознавать свое место в системе рекламной коммуникации,
занимая при этом социально активную позицию и отказываясь
от манипулирования потребителем.
Основная цель учебного пособия – познакомить студентов
с одной из интересных и динамично развивающихся отраслей
психологической науки – кросс-культурной психологией:
1)
научить студентов любое психологическое явление (в
том числе рекламные коммуникации) рассматривать в сравнительно-культурной
перспективе;
2) сообщить сведения из области психологии рекламы,
которая является одним из важнейших элементов современной
культуры и жизни, основанной на рыночных
отношениях;
3
Стр.3
3) развивать навыки этнопсихологического исследования.
В результате изучения пособия студенты должны:
иметь представление о культуре как психологическом
феномене, ее характеристиках;
уметь анализировать культурные характеристики или
психологические измерения культур;
иметь представление о личности и ее социальном поведении
в различных культурах и этносах, вербальном и
невербальном общении в разных культурах, особенностях
межгруппового взаимодействия и т. д.;
владеть навыками анализа влияния культуры в целом
на организационную структуру и организационную культуру,
условий достижения межкультурного успеха в сфере
маркетинга и рекламы;
иметь навыки применения методов и приемов этнопсихологического
исследования, а также умения в области социально-психологического
анализа рекламных коммуникаций.
4
Стр.4
Оглавление
Введение ............................................................................................. 3
Глава 1. КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ................ 5
1.1. Предмет, цели и задачи кросс‐культурной психологии .. 5
1.2. Понятие культуры в психологии ......................................... 9
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУР ..................... 17
2.1. Психологическое измерение культур
(Г. Хофстеде, 1980) .............................................................. 18
2.2. Коммунитарианизм ............................................................ 26
2.3. Культурные синдромы (Г. Триандис, 1994) ...................... 29
2.4. Классификация культур Р. Д. Льюиса ............................... 31
Глава 3. КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ .......................... 39
3.1. Межличностные и межгрупповые отношения .............. 39
3.2. Культурно‐специфические аспекты общения ................. 45
3.3. Культура и вербальное общение ...................................... 53
3.4. Культура и невербальное общение .................................. 58
3.5. Подготовка к межкультурному взаимодействию ......... 63
Глава 4. КУЛЬТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ............................................... 74
4.1. Культура и организационная структура ........................ 74
4.2. Маркетинговая и рекламная деятельность
организации: кросс‐культурный аспект .......................... 88
Примечания ..................................................................................... 101
Приложения .................................................................................... 103
114
Стр.114