Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №6 2012

Два века в тени Искандера. Императивные и эстетизированные (66,00 руб.)

0   0
АвторыИСУПОВ К.
Страниц23
ID237692
Аннотация.
Два века в тени Искандера. Императивные и эстетизированные / К. ИСУПОВ // Вопросы литературы .— 2012 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/237692 (дата обращения: 12.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сложнее дело обстоит с эстетизованными формами идеологии, которые разворачивают свой Органон не в зо не понятийной конкретики, а в горизонте художническо го видения. <...> Так синтезируется амбивалентная (образ Януса у Герцена в некрологе «Хомяков») или по ливалентная (Розанов) позиция, оформляемая не на кра ях и полюсах, но «между». <...> Молодой Герцен записывает в «Дневнике» 17 мая 1844 года: Странное положение мое, какоето невольное juste milieu (двойственность. <...> Эстетизованные типы фи лософского дискурса (Ницше, Розанов, Шпенглер, Бубер, Батай, Бахтин) дают слишком много поводов для попреков со стороны ценителей точного исторического знания: ониде «романы» пишут, а не исследования. <...> Однако подлинные свои ценности идеология «един ства противоположностей» обретает не на путях эстети ческого бегства, а в том факте, что именно такого рода позиция способна реальным, ощутимым образом ини циировать будущую социальную реальность, будущие со стояния сознания, будущие модели поведения— и не в форме благих намерений (то есть утопически), а в форме 1 Герцен А.И. <...> Далее произведения Герцена цитируются по этому изданию с указанием в скобках тома и страницы. <...> С. Л. Черно Герцен глазами Розанова Типичный случай — яростная хула Розанова на Герце на: не только своего старшего современника (в год кончи ны Герцена четырнадцатилетний Розанов во втором клас се симбирской гимназии зачитывался Писаревым), но и коллеги по типу «творческого поведения» (подчеркнем в этом пришвинском словосочетании его первую, креатив ную, часть, а не вторую, бытовую). <...> Розанов воспринял личность и творчество Герцена не полицентрично, а в об разе калейдоскопа с его принципом непредсказуемого сложения мозаичноарабесковых конфигураций. <...> Черты «растрепанной импровизации» в плане стили стическом роднят Розанова и охаиваемого им протагони ста, с которым он примирился, наконец, в «Уединенном». <...> Однако этот фразеологизм — «растрепанная <...>