Елена ПОГОРЕЛАЯ ЕЩЕ РАЗ О «ПОЭТИКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАГЛАВИЙ» ИОСИФА БРОДСКОГО Замечание о том, что поэтическое движение Иосифа Бродского есть движение к разрыву с традиционным для русской поэзии само и мироощущением, давно сдела лось общим местом. <...> / Да бу дет мужественным твой путь, / да будет он прям и прост.»), Бродский, прощаясь с этой поэтикой в «Шест вии» (1961), устремляется «в сторону философии»1 , ме няет привычную русскому уху исповедальность на запад ную отстраненность, а прямолинейную «описательную» поэтику — на предметную, метафорическую, все большее значение придавая архитектонике текста, его многомер ности и возможностям «далековатых» ассоциаций, за ключенных в стихотворении. <...> 1 347 расценивать метафорические особенности поэта как часть некоего «мыслительного комплекса», ориентиро ванного на античное мировоззрение, «когда геометрия, музыка и стихосложение не были разделены столь рази тельно, как в новое время»2 , подсказывает, какие ассоциа ции могут оказаться особенно значимыми для Бродско го — и как, «далековатые» по своей сути, в конкретных стихотворениях они утверждают законы внутреннего родства. <...> О важности — с ранних лет — данного «мыслительного комплекса» для Бродского свидетельст вует и Л. Лосев <...> , рассказывая о ленинградском периоде самообразования будущего нобелевского лауреата: «Сам Бродский полушутя говорил, что приобретает знания “by osmosis” (осмотически). <...> Петрушан ская, автор тонкой и подробной книги «Музыкальный мир Иосифа Бродского», пишет о «музыкальном контек сте», воспринимаемом в 60е годы Бродским (Бах, Ви вальди, Перселл, Моцарт, Керубини, Люлли.), в том же ключе: Исследователи Бродского (Л. Лосев <...> Здесь замечательно отмечены два харак терных для своего времени опосредования: «польский путь» мировой культуры в СССР <.> и выбор, по прустовскому образцу, своей музыки7 . <...> Запомним это высказывание о «польском пути» ми ровой культуры в СССР <...>