Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Век нынешний, век минувший... Вып. 9 (190,00 руб.)

0   0
АвторыИерусалимский Ю. Ю., Федюк В. П., Марасанова В. М., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц188
ID237578
АннотацияАвторы нового выпуска ежегодного альманаха исторического факультета ЯрГУ им. П. Г. Демидова анализируют важные проблемы социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни России. Сборник содержит статьи, посвященные различным аспектам отечественной истории и краеведения XVII-XX вв.
Кому рекомендованоДанный выпуск предназначен для научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов, всех интересующихся историей России.
УДК94(47)
ББК63.3(2)+63.3(2Рос-4Яро)
Век нынешний, век минувший... Вып. 9 : исторический альманах / ред.: Ю. Ю. Иерусалимский [и др.]; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 188 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237578 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Исторический факультет Век нынешний, век минувший… Исторический альманах Выпуск 9 Ярославль 2010 1 УДК 93/94 ББК Т 3(2)+Т 3 (2 Рос – 4 Яро) В 26 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> К. Д. Ушинского Ответственные редакторы: д-р ист. наук Ю. Ю. Иерусалимский д-р ист. наук В. П. Федюк д-р ист. наук В. М. Марасанова В 26 Век нынешний, век минувший…: исторический альманах / под ред. <...> Авторы нового выпуска ежегодного альманаха исторического факультета ЯрГУ им. <...> Денисов Епархиальное управление Русской православной церкви в Синодальный период (по материалам Верхнего Поволжья) Епархиальное управление служило важнейшим элементом административно-территориальной организации деятельности РПЦ. <...> На епархиального архиерея, как на главного учителя веры, в синодальную эпоху возлагался надзор над всеми духовными школами епархии: академиями, семинариями и духовными училища4 ми, а также контроль за преподаванием Закона Божия в светских школах. <...> Как первосвященник своей местной церкви, епархиальный архиерей имел все права, принадлежащие ему согласно канонам, кроме освящения мира. <...> Однако важнейшие церковные дела епархии – открытие новых приходов и упразднение старых, учреждение и закрытие монастырей, духовых школ – епископы не решали собственной властью, а предоставляли свои ходатайства по ним в Святейший Синод. <...> Без предварительного разрешения Синода епархиальный архиерей не мог никого публично отлучить от Церкви. <...> Многие архиереи Верхнего Поволжья, подобно упомянутому Арсению (Верещагину), вполне заслуженно были награждены государственными орденами. <...> Возглавлявший позднее те же самые кафедры Филарет (Дроздов) имел ордена святого Александра Невского, святого Андрея Первозванного, святого Владимира I степени большой крест и другие награды 5 ковного служения удостоился орденов святой Анны и святого Александра Невского 6 В синодальную эпоху получил широкое <...>
Век_нынешний,_век_минувший..._Вып._9_исторический_альманах.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Исторический факультет Век нынешний, век минувший… Исторический альманах Выпуск 9 Ярославль 2010 1
Стр.1
УДК 93/94 ББК Т 3(2)+Т 3 (2 Рос – 4 Яро) В 26 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2009/2010 г. Рецензенты: В. Г. Кошкидько, доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории факультета государственного управления Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; кафедра отечественной истории исторического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Ответственные редакторы: д-р ист. наук Ю. Ю. Иерусалимский д-р ист. наук В. П. Федюк д-р ист. наук В. М. Марасанова В 26 Век нынешний, век минувший…: исторический альманах / под ред. Ю. Ю. Иерусалимского, В. П. Федюка, В. М. Марасановой; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – Вып. 9. – 188 с. Авторы нового выпуска ежегодного альманаха исторического факультета ЯрГУ им. П. Г. Демидова анализируют важные пропроблемы социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни России. Сборник содержит статьи, посвященные различным аспектам отечественной истории и краеведения XVII– XX вв. Данный выпуск предназначен для научных работников, препреподавателей, студентов и аспирантов, всех интересующихся историей России. УДК 93/94 ББК Т 3(2)+Т 3 (2 Рос – 4 Яро) © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
СТРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ В. В. Денисов Епархиальное управление Русской православной церкви в Синодальный период (по материалам Верхнего Поволжья) Епархиальное управление служило важнейшим элементом административно-территориальной организации деятельности РПЦ. А. Е. Виденеева подчеркивала: «В XVIII в. услоусловия существования и принципы деятельности епархиальных учреждений России подверглись реорганизации: осуществлялся постепенный переход от старой приказной системы к новой канцелярской. В соответствии с этим, в течение столетия церковно-административные учреждения претерпели целый ряд преобразований»1 . В XIX – начале �� в. изменения в организаорганизации епархиального управления, хотя и не столь масштабные, продолжились, что было связано с необходимостью совершенствования административно-тер-риториальной организации РПЦ на основе «бюрократических» принципов. Порядок епархиального управления, права и обязанности епископов, устройство органов епархиальной власти подверглись в синодальную эпоху детальной регламентации. В 1716 г., еще до издания «Духовного регламента», была составлена новая форма клятвенного обещания, произносимого русскими архиереями вместе с исповеданием веры перед хиротонией. «Помимо известных в греческой и древнерусской практике обещаний соблюдать церковные предания, святые каноны, охранять церковный мир, управлять паствой в духе евангельской кро3
Стр.3
тости и оказывать послушание высшей церковной власти новая форма клятвенного обещания включала такие клятвы, как: 1) никого не предавать анафеме и не отлучать от церкви по личным побуждениям; 2) с отпадшими поступать миролюбиво, кротко и благоразумно; 3) монахов держать во всей строгости монашеских уставов; 4) не строить церквей без надобности и не ставить церковнослужителей сверх потребы; 5) ежегодно или, по крайней мере, один раз в два года обозревать свою епархию; 6) мертвых тел, формально не освидетельствованных, не выдавать за святые мощи; 7) притворно беснующихся (кликуш) наказывать духовными мерами и предавать светской власти; 8) не допускать вымышленных чудес от икон и источников; 9) не вмешиваться в мирские дела» 2 . К клятвенному обещанию присоединялась общая государственная присяга на верноподданническое служение самодержцу и повиновение исходящим от него законам. Детальная регламентация порядка епархиального управления содержится в «Духовном регламенте», составленном Феофаном (Прокоповичем) и введенном в действие в 1721 г. вместе с учреждением Святейшего Правительствующего синода. Согласно регламенту при поставлении архиерея на епископство кандидаты намечались Святейшим Синодом и список избранных подлежал утверждению государем, который в большинстве случаев утверждал того, кто занимал в нем первое место. Члены Синода в этом случае представляли собор епископов, предусматриваемый древними канонами при избрании епископа, а монарх выражал совокупный голос мирян, во всяком случае, именно так интерпретировалось участие императора в поставлении епископов канонистами и богословами XIX в. На епархиального архиерея, как на главного учителя веры, в синодальную эпоху возлагался надзор над всеми духовными школами епархии: академиями, семинариями и духовными училища4
Стр.4
ми, а также контроль за преподаванием Закона Божия в светских школах. Ему же были подчинены и церковно-приходские школы. Как первосвященник своей местной церкви, епархиальный архиерей имел все права, принадлежащие ему согласно канонам, кроме освящения мира. Однако важнейшие церковные дела епархии – открытие новых приходов и упразднение старых, учреждение и закрытие монастырей, духовых школ – епископы не решали собственной властью, а предоставляли свои ходатайства по ним в Святейший Синод. В нем рассматривалась и значительная часть бракоразводных дел. Без предварительного разрешения Синода епархиальный архиерей не мог никого публично отлучить от Церкви. В XVIII в. тяжкое бремя бесконтрольной епископской власти в полной мере определяло отношения между епископом и подчиненным ему духовенством. Главнейшим принципом епархиального управления была строгость, что в тот жестокий век было равнозначно жестокости. Многие епископы, среди которых можно назвать и Арсения Мацеевича, проявляли крайнюю суровость по отношению к священникам, церковным слугам и чиновникам управлений, проступки которых влекли за собой телесные наказания. «Синодское законодательство екатерининского времени даже сверху предписывало реформировать слишком личный характер архиерейского управления» 3 . Лишь немногие выдающиеся представители церковной иерархии, такие как Гавриил (Петров), Платон (Левшин) и Арсений (Верещагин), пытались улучшить управление и облегчить положение духовенства. В XIX в. епископы продолжали держаться мнения, что подподчеркнутая строгость есть единственно правильный метод епархиального управления. Однако в это время существенно изменились функции и усложнились задачи епископов. Рост народного образования выдвигал повышенные требования к пастырскому служению. Наряду с епархиями, пораженными сектантством, существовали епархии с нехристианским в большинстве своем населением и даже такие, в которых активно действовала католическая миссионерская пропаганда. Поэтому епископам было не5
Стр.5