П. Г. Демидова Исторический факультет Век нынешний, век минувший… Исторический альманах Выпуск 9 Ярославль 2010 1 УДК 93/94 ББК Т 3(2)+Т 3 (2 Рос – 4 Яро) В 26 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> К. Д. Ушинского Ответственные редакторы: д-р ист. наук Ю. Ю. Иерусалимский д-р ист. наук В. П. Федюк д-р ист. наук В. М. Марасанова В 26 Век нынешний, век минувший…: исторический альманах / под ред. <...> Авторы нового выпуска ежегодного альманаха исторического факультета ЯрГУ им. <...> Денисов Епархиальное управление Русской православной церкви в Синодальный период (по материалам Верхнего Поволжья) Епархиальное управление служило важнейшим элементом административно-территориальной организации деятельности РПЦ. <...> На епархиального архиерея, как на главного учителя веры, в синодальную эпоху возлагался надзор над всеми духовными школами епархии: академиями, семинариями и духовными училища4 ми, а также контроль за преподаванием Закона Божия в светских школах. <...> Как первосвященник своей местной церкви, епархиальный архиерей имел все права, принадлежащие ему согласно канонам, кроме освящения мира. <...> Однако важнейшие церковные дела епархии – открытие новых приходов и упразднение старых, учреждение и закрытие монастырей, духовых школ – епископы не решали собственной властью, а предоставляли свои ходатайства по ним в Святейший Синод. <...> Без предварительного разрешения Синода епархиальный архиерей не мог никого публично отлучить от Церкви. <...> Многие архиереи Верхнего Поволжья, подобно упомянутому Арсению (Верещагину), вполне заслуженно были награждены государственными орденами. <...> Возглавлявший позднее те же самые кафедры Филарет (Дроздов) имел ордена святого Александра Невского, святого Андрея Первозванного, святого Владимира I степени большой крест и другие награды 5 ковного служения удостоился орденов святой Анны и святого Александра Невского 6 В синодальную эпоху получил широкое <...>
Век_нынешний,_век_минувший..._Вып._9_исторический_альманах.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Исторический факультет
Век нынешний,
век минувший…
Исторический альманах
Выпуск 9
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 93/94
ББК Т 3(2)+Т 3 (2 Рос – 4 Яро)
В 26
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2009/2010 г.
Рецензенты:
В. Г. Кошкидько, доктор исторических наук, профессор кафедры
политической истории факультета государственного управления
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;
кафедра отечественной истории исторического факультета
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
Ответственные редакторы:
д-р ист. наук Ю. Ю. Иерусалимский
д-р ист. наук В. П. Федюк
д-р ист. наук В. М. Марасанова
В 26
Век нынешний, век минувший…: исторический альманах
/ под ред. Ю. Ю. Иерусалимского, В. П. Федюка, В. М. Марасановой;
Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. –
Вып. 9. – 188 с.
Авторы нового выпуска ежегодного альманаха исторического
факультета ЯрГУ им. П. Г. Демидова анализируют важные пропроблемы
социально-экономической, общественно-политической и
культурной жизни России. Сборник содержит статьи, посвященные
различным аспектам отечественной истории и краеведения XVII–
XX вв. Данный выпуск предназначен для научных работников, препреподавателей,
студентов и аспирантов, всех интересующихся историей
России.
УДК 93/94
ББК Т 3(2)+Т 3 (2 Рос – 4 Яро)
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2010
2
Стр.2
СТРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
В. В. Денисов
Епархиальное управление
Русской православной церкви
в Синодальный период
(по материалам Верхнего Поволжья)
Епархиальное управление служило важнейшим элементом
административно-территориальной организации деятельности
РПЦ. А. Е. Виденеева подчеркивала: «В XVIII в. услоусловия
существования и принципы деятельности епархиальных
учреждений России подверглись реорганизации: осуществлялся
постепенный переход от старой приказной системы к новой
канцелярской. В соответствии с этим, в течение столетия
церковно-административные учреждения претерпели целый ряд
преобразований»1
. В XIX – начале �� в. изменения в организаорганизации
епархиального управления, хотя и не столь масштабные,
продолжились, что было связано с необходимостью совершенствования
административно-тер-риториальной организации РПЦ
на основе «бюрократических» принципов.
Порядок епархиального управления, права и обязанности
епископов, устройство органов епархиальной власти подверглись
в синодальную эпоху детальной регламентации. В 1716 г.,
еще до издания «Духовного регламента», была составлена новая
форма клятвенного обещания, произносимого русскими архиереями
вместе с исповеданием веры перед хиротонией.
«Помимо известных в греческой и древнерусской практике
обещаний соблюдать церковные предания, святые каноны, охранять
церковный мир, управлять паствой в духе евангельской кро3
Стр.3
тости и оказывать послушание высшей церковной власти новая
форма клятвенного обещания включала такие клятвы, как:
1) никого не предавать анафеме и не отлучать от церкви по
личным побуждениям;
2) с отпадшими поступать миролюбиво, кротко и благоразумно;
3)
монахов держать во всей строгости монашеских уставов;
4) не строить церквей без надобности и не ставить церковнослужителей
сверх потребы;
5) ежегодно или, по крайней мере, один раз в два года обозревать
свою епархию;
6) мертвых тел, формально не освидетельствованных, не выдавать
за святые мощи;
7) притворно беснующихся (кликуш) наказывать духовными
мерами и предавать светской власти;
8) не допускать вымышленных чудес от икон и источников;
9) не вмешиваться в мирские дела» 2
.
К клятвенному обещанию присоединялась общая государственная
присяга на верноподданническое служение самодержцу
и повиновение исходящим от него законам. Детальная регламентация
порядка епархиального управления содержится в «Духовном
регламенте», составленном Феофаном (Прокоповичем) и
введенном в действие в 1721 г. вместе с учреждением Святейшего
Правительствующего синода.
Согласно регламенту при поставлении архиерея на епископство
кандидаты намечались Святейшим Синодом и список
избранных подлежал утверждению государем, который в большинстве
случаев утверждал того, кто занимал в нем первое место.
Члены Синода в этом случае представляли собор епископов,
предусматриваемый древними канонами при избрании епископа,
а монарх выражал совокупный голос мирян, во всяком случае,
именно так интерпретировалось участие императора в поставлении
епископов канонистами и богословами XIX в.
На епархиального архиерея, как на главного учителя веры, в
синодальную эпоху возлагался надзор над всеми духовными школами
епархии: академиями, семинариями и духовными училища4
Стр.4
ми, а также контроль за преподаванием Закона Божия в светских
школах. Ему же были подчинены и церковно-приходские школы.
Как первосвященник своей местной церкви, епархиальный
архиерей имел все права, принадлежащие ему согласно канонам,
кроме освящения мира. Однако важнейшие церковные дела епархии
– открытие новых приходов и упразднение старых, учреждение
и закрытие монастырей, духовых школ – епископы не решали
собственной властью, а предоставляли свои ходатайства по
ним в Святейший Синод. В нем рассматривалась и значительная
часть бракоразводных дел. Без предварительного разрешения
Синода епархиальный архиерей не мог никого публично отлучить
от Церкви.
В XVIII в. тяжкое бремя бесконтрольной епископской власти
в полной мере определяло отношения между епископом и подчиненным
ему духовенством. Главнейшим принципом епархиального
управления была строгость, что в тот жестокий век было
равнозначно жестокости. Многие епископы, среди которых можно
назвать и Арсения Мацеевича, проявляли крайнюю суровость
по отношению к священникам, церковным слугам и чиновникам
управлений, проступки которых влекли за собой телесные наказания.
«Синодское законодательство екатерининского времени
даже сверху предписывало реформировать слишком личный
характер архиерейского управления» 3
. Лишь немногие выдающиеся
представители церковной иерархии, такие как Гавриил
(Петров), Платон (Левшин) и Арсений (Верещагин), пытались
улучшить управление и облегчить положение духовенства.
В XIX в. епископы продолжали держаться мнения, что подподчеркнутая
строгость есть единственно правильный метод епархиального
управления. Однако в это время существенно изменились
функции и усложнились задачи епископов. Рост народного
образования выдвигал повышенные требования к пастырскому
служению. Наряду с епархиями, пораженными сектантством,
существовали епархии с нехристианским в большинстве своем
населением и даже такие, в которых активно действовала католическая
миссионерская пропаганда. Поэтому епископам было не5
Стр.5