Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Кафедра социально-политических теорий П. Г. Уткин Основы современной информационной деятельности Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Политология Ярославль 2009 1 УДК 32 ББК Ч 231я73 У 84 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009 года Рецензент кафедра социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. <...> Приводятся учебно-методические материалы по изучаемым темам курса, список рекомендуемой литературы и источников, примерная тематика творческих работ и вопросы к зачету. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030201 Политология (дисциплина «Основы современной информационной деятельности», блок ДС), очной формы обучения. <...> УДК 32 ББК Ч 231я73 © Ярославский государственный университет им. <...> Информационные процессы – основа всех эволюционных изменений в окружающем нас мире. <...> Информация играет ключевую роль в функционировании общественных и государственных институтов и жизни отдельно взятого человека, который значительную ее часть посвящает коммуникационной деятельности: общению с другими людьми, усвоению культурного наследия, самовыражению в речи и письме. <...> Информационные процессы являются условием и предпосылкой существования любого общества. <...> Данный курс дает представление о том, что такое информация, развивает навыки ее самостоятельного анализа, раскрывает основные проблемы информационного общества и деятельности, показывает взаимосвязь информации, информационных систем и стратегий, обеспечивает базовые знания о влиянии информации на политический процесс, внедрении новых информационных технологий, информационных конфликтах и безопасности. <...> В процессе <...>
Основы_современной_информационной_деятельности_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра социально-политических теорий
П. Г. Уткин
Основы
современной информационной
деятельности
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Политология
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 32
ББК Ч 231я73
У 84
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра социально-политических теорий
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
У 84
Уткин, П. Г. Основы современной информационной
деятельности: метод. указания / П. Г. Уткин; Яросл. гос.
ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. –
52 с.
Приводятся учебно-методические материалы по изучаемым
темам курса, список рекомендуемой литературы
и источников, примерная тематика творческих работ и
вопросы к зачету.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030201 Политология (дисциплина «Основы современной
информационной деятельности», блок ДС),
очной формы обучения.
УДК 32
ББК Ч 231я73
© Ярославский
государственный университет
им. П. Г. Демидова, 2009
2
Стр.2
Цели и задачи дисциплины
Изучение курса содействует специализации образования,
формированию представлений о существующих методологических
и технологических проблемах современной информационной
деятельности. Пользуясь методическими указаниями, студенты
смогут глубоко и осмысленно изучить главные вопросы
дисциплины, организовать процесс самостоятельной работы.
Информационные процессы – основа всех эволюционных
изменений в окружающем нас мире. Информация играет ключевую
роль в функционировании общественных и государственных
институтов и жизни отдельно взятого человека, который значительную
ее часть посвящает коммуникационной деятельности:
общению с другими людьми, усвоению культурного наследия,
самовыражению в речи и письме. Информационные процессы являются
условием и предпосылкой существования любого общества.
Данный
курс дает представление о том, что такое информация,
развивает навыки ее самостоятельного анализа, раскрывает
основные проблемы информационного общества и деятельности,
показывает взаимосвязь информации, информационных систем и
стратегий, обеспечивает базовые знания о влиянии информации
на политический процесс, внедрении новых информационных
технологий, информационных конфликтах и безопасности.
В процессе изучения курса студенты осваивают методологию
и методику информационной деятельности в профессиональной
работе политолога, выявляют специфику влияния информационных
технологий на роль государства в политике, обосновывают
социальную, политическую, экономическую и культурную эффективность
современной информационной деятельности, самостоятельно
раскрывают методы использования информации, в
наибольшей степени соответствующей изучаемой проблеме,
применяют новые информационные технологии в профессиональной
деятельности, представляют свои рекомендации по исследованию
информационной политики, приобретают навыки
информационно-аналитической деятельности.
3
Стр.3
Формы работы со студентами:
– лекционный курс;
– семинарские занятия;
– индивидуальная работа с преподавателем;
– самостоятельная работа.
При изучении дисциплины студенты обязаны:
– систематически посещать учебные (теоретические и практические)
занятия в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
–
выполнять необходимые контрольные мероприятия для определения
уровня освоения теоретического материала;
– активно овладевать знаниями по основам теории и методики
дисциплины, используя специальную литературу;
– выполнять на учебных практических занятиях соответствующие
задания по совершенствованию практических навыков.
Студенты специальности «Политология», выполнившие рабочую
программу, в девятом семестре сдают зачет. Оценка проставляется
в зачетную книжку и ведомость.
Критериями успешности освоения учебного материала студентом
являются учет преподавателем регулярности посещения
обязательных учебных занятий и оценка результатов контрольных
мероприятий.
Усвоение теоретического материала определяется по уровню
овладения теоретическими и методическими знаниями, соответствующими
практическим умениям и навыкам их использования.
В течение семестра студенты должны посещать практические
занятия, где идет апробация их знаний и умений, за что они получают
соответствующие оценки.
4
Стр.4
Тема 1. Информационная деятельность
Целью курса является изучение влияния информационной
революции, информационных технологий на социальнополитические
процессы, теоретико-методологических основ информационной
деятельности, информационной политики и информационной
безопасности. Современное общество характеризуется
небывалым ростом информационных потоков. Идет процесс
перехода к информационному обществу. Регулярно
используются такие понятия, как «информация», «информатизация»,
«информационные технологии», «информационная революция»,
«информационная политика». Внедрение новых информационных
технологий вносит изменения в политическую деятельность.
Они находят отражение в процессе выработки
внутренних и внешнеполитических решений. Роль информационных
технологий в подготовке нового типа специалистов (политологов,
социологов). Влияние и взаимодействие коммуникативно-информационных
подразделений (пресс-служб, служб по общественным
связям, информационно-аналитических, информационных
и т. п.) со средствами массовой информации, органами
власти и народом. Взаимосвязь: государство – СМИ – общественная
(социальная) психика, массовое и специализированное
сознание. Объект и предмет информационной деятельности и
информационной политики.
Рекомендуемая литература и источники
1. Информационная политика: учебник / под общ. ред.
В. Д. Попова. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 463 с.
2. Политические коммуникации: учеб. пособие / под ред.
А. И. Соловьева. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 331 с.
3. Филимонова, Е. В. Информационные технологии в профессиональной
деятельности / Е. В. Филимонова. – М.: Феникс,
2008. – 288 с.
5
Стр.5