Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Биосоциальные аспекты экологии человека (90,00 руб.)

0   0
Первый авторТятенкова Н. Н.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц54
ID237411
АннотацияПрактикум представляет собой руководство для проведения экспериментальных исследований по изучению влияния факторов окружающей среды на человека. Приведены методы эколого-гигиенической оценки состояния окружающей среды. Предназначен для студентов факультета биологии и экологии, обучающихся по специальности 020201 Биология (дисциплина «Биосоциальные аспекты экологии человека», блок ОПД), очной и заочной форм обучения.
УДК612.014.49
ББКБ 1я73
Тятенкова, Н. Н. Биосоциальные аспекты экологии человека : практикум / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Н. Н. Тятенкова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 54 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237411 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра физиологии человека и животных Н. Н. Тятенкова Биосоциальные аспекты экологии человека Практикум Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Биология Ярославль 2009 1 УДК 612.014.49 ББК Б 1я73 Т 99 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Приведены методы эколого-гигиенической оценки состояния окружающей среды. <...> Предназначен для студентов факультета биологии и экологии, обучающихся по специальности 020201 Биология (дисциплина «Биосоциальные аспекты экологии человека», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. <...> Цель работы: оценить состояние естественного освещения в учебном помещении. <...> Световой коэффициент – это отношение остекленной поверхности окон (S остек) к площади пола (S пола). <...> Световой коэффициент в учебных помещениях должен составлять 1:4 – 1:5. <...> Измерьте остекленную часть окон без рам и площадь пола в учебном помещении. <...> В качестве недостатков следует отметить, что люминесцентные лампы нарушают цветопередачу, вызывают ощущение сумеречности при низкой освещенности, создают монотонный шум, для них характерна периодичность светового потока, которая приводит к появлению стробоскопического эффекта (искажению зрительного восприятия направления и скорости движения объектов). <...> Таблица 1 Нормы искусственной освещенности (лк) Помещение лампы люминесцентные накаливания Классные комнаты: – на рабочих столах, – классной доске Дисплейный класс Спортивный зал Рекреации 5 300 300 300–500 200 150 150 150 150–300 100 75 Цель работы: оценить состояние искусственного освещения в учебном помещении. <...> Если стрелка прибора находится на начальных делениях, необходимо снять насадку из матового стека с фотоэлемента, которая дает ослабление светового потока в 100 раз. <...> Температуру воздуха в помещениях обычно измеряют ртутным или спиртовым термометрами. <...> Для этой цели можно использовать аспирационный психрометр <...>
Биосоциальные_аспекты_эколо-_гии_человека__практикум.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра физиологии человека и животных Н. Н. Тятенкова Биосоциальные аспекты экологии человека Практикум Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Биология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 612.014.49 ББК Б 1я73 Т 99 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра физиологии человека и животных Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Тятенкова, Н. Н. Биосоциальные аспекты эколоТ 99 гии человека : практикум / Н. Н. Тятенкова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 51 с. Практикум представляет собой руководство для проведения экспериментальных исследований по изучению влияния факторов окружающей среды на человека. Приведены методы эколого-гигиенической оценки состояния окружающей среды. Предназначен для студентов факультета биологии и экологии, обучающихся по специальности 020201 Биология (дисциплина «Биосоциальные аспекты экологии человека», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. УДК 612.014.49 ББК Б 1я73 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Раздел I. Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность людей Под окружающей средой понимают совокупность природных и антропогенных факторов среды. Сочетание природных факторов среды оказывает существенное влияние на здоровье людей. При одном сочетании этих факторов человек чувствует себя комфортно, они оказывают оздоравливающее влияние, при других – нарушают нормальное течение физиологических процессов, способствуют возникновению патологий. В результате хозяйственной и производственной деятельности людей увеличилось количество факторов окружающей среды, которые оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека. Одна из задач экологии человека – изучение факторов окружающей среды, которые оказывают влияние на жизнедеятельность человека. Лабораторная работа № 1. Оценка естественного и искусственного освещения Световой фактор оказывает на человека высокое биологическое действие и играет первостепенную роль в регуляции основных жизненных функций организма. Он способствует осуществлению зрительной функции, активизирует процессы возбуждения в коре головного мозга, положительно влияет на эмоциональную сферу, усиливает биохимические процессы, активизирует обмен веществ и др. Режим освещения играет существенную роль в регуляции биологических ритмов. В условиях интенсивной освещенности улучшается рост и развитие организма. Воздействие видимого излучения осуществляется через зрительный анализатор и через кожу. Нерациональное освещение способствует развитию близорукости, приводит к снижению умственной работоспособности, ухудшает координацию движений. В помещениях освещение может быть обеспечено за счет естественного света, искусственных источников света и их комбинации. Однако, учитывая большое физиологическое значение ви3
Стр.3
димой части спектра, все помещения должны иметь естественное освещение. Задание 1. Оценка уровня естественного освещения Естественное освещение помещений создается за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света. Уровень освещенности естественным светом оценивается с помощью относительного показателя – коэффициента естественной освещенности (КЕО). КЕО представляет собой процентное соотношение освещенности внутри помещения с одновременно замеренной освещенностью снаружи. Естественное освещение помещений зависит от светового климата, который состоит из общих климатических условий местности, степени прозрачности атмосферы, отражающих способностей окружающей среды. Большое значение имеет ориентация окон по сторонам света, расстояние между зданиями, их высота, близость зеленых насаждений, а также величина и форма расположения окон. Цель работы: оценить состояние естественного освещения в учебном помещении. Оборудование: рулетка, калькулятор. Ход работы 1. Определение светового коэффициента (СК). Световой коэффициент – это отношение остекленной поверхности окон (S остек) к площади пола (S пола). Световой коэффициент в учебных помещениях должен составлять 1:4 – 1:5. Измерьте остекленную часть окон без рам и площадь пола в учебном помещении. Вычислите СК путем деления величины S остек на S пола. При этом числитель дроби приводится к единице, для чего и числитель, и знаменатель делят на величину числителя. Пример: остекленная поверхность окон в учебной комнате равна 2,55 м2, площадь пола – 32,5 м2. СК = 2,55:32,3. Делим числитель и знаменатель на 2,55. Тогда СК = 1:12,6. Вывод: световой коэффициент не соответствует гигиеническим нормативам. 2. Определение угла падения. Угол падения показывает, под каким углом лучи света падают на горизонтальную рабочую поверхность. Он должен быть равен не менее 27о. 4
Стр.4
Измерьте угол падения. Он образован двумя линиями, одна из которых направлена к окну вдоль горизонтальной рабочей поверхности, другая – к верхнему краю окна. 3. Оцените полученные результаты и сделайте вывод. Задание 2. Оценка уровня искусственного освещения Искусственное освещение должно восполнять недостаточное естественное освещение. В качестве искусственного освещения используют светильники общего и местного освещения. Светильник состоит из лампы (источник искусственного освещения) и осветительной арматуры. В настоящее время применяют лампы накаливания и люминесцентные лампы. Люминесцентные лампы в зависимости от состава люминофора бывают дневного, белого, холодно-белого, тепло-белого цвета и с улучшенной цветопередачей. Преимущество люминесцентных ламп заключается в том, что они создают рассеянный свет, не дающий резких теней, характеризуются малой яркостью, не обладают слепящим действием. В качестве недостатков следует отметить, что люминесцентные лампы нарушают цветопередачу, вызывают ощущение сумеречности при низкой освещенности, создают монотонный шум, для них характерна периодичность светового потока, которая приводит к появлению стробоскопического эффекта (искажению зрительного восприятия направления и скорости движения объектов). Количество и мощность ламп выбирают так, чтобы уровень освещенности на рабочих местах в помещении соответствовал гигиеническим нормативам (табл. 1). Таблица 1 Нормы искусственной освещенности (лк) Помещение лампы люминесцентные накаливания Классные комнаты: – на рабочих столах, – классной доске Дисплейный класс Спортивный зал Рекреации 5 300 300 300–500 200 150 150 150 150–300 100 75
Стр.5