Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636225)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История России (пореформенный период) (90,00 руб.)

0   0
Авторы Велитченко Н. С., Смирнова Ю. Б., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц46
ID237374
АннотацияМетодические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина «История России», блок ОПД), очной и очнозаочной форм обучения, в качестве руководства для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, включают список источников и литературы, приведены планы семинарских занятий, рассчитанных на 32 академических часа.
УДК94(4/9)
ББКТ 3(2)51я73
История России (пореформенный период) : метод. указания / Н. С. Велитченко, Ю. Б. Смирнова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237374 (дата обращения: 22.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра отечественной средневековой и новой истории История России (пореформенный период) Методические указания Издание 5-е, исправленное и дополненное Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2009 1 УДК 94(4/9) ББК Т 3(2)51я73 И 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Он сконцентрировал в себе целый ряд важнейших в научно-теоретическом плане вопросов, среди них – проблемы промышленного переворота, места и роли иностранного капитала в национальной экономике, реформаторской инициативы правительства в кризисные периоды развития государства, начала становления гражданского общества в России, истоков и развития радикализма и политического терроризма в стране и многие другие. <...> Отмена крепостного права в России В процессе изучения настоящей темы студентам следует на конкретно-историческом материале рассмотреть процесс кризиса феодально-крепостнической системы в России и ответить на основной вопрос: «Почему ликвидация крепостного строя превратилась в конце 1850-х гг. в основную социально-экономическую проблему? <...> XIX века сложились экономические, социальные, политические, нравственные предпосылки отмены крепостного права. <...> Важно отметить, что подготовка отмены крепостного права и реализация реформы в первые годы проходили в условиях обострения идеологического противостояния и оживления трех основных направлений общественно-политической мысли: консервативного, либерального и революционно-демократического. <...> Следует обратить особое внимание на проблему реформаторской инициативы и роль Александра II в разрешении сложнейшего кризиса, носившего структурный характер. <...> Необходимо показать эволюцию правительственной программы отмены крепостного права, ее постепенное сближение с программой либерального меньшинства, объяснить мотивы, заставившие правительство <...>
История_России_(пореформенный_период)_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра отечественной средневековой и новой истории История России (пореформенный период) Методические указания Издание 5-е, исправленное и дополненное Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 94(4/9) ББК Т 3(2)51я73 И 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ им. П. Г. Демидова Составители: Н. С. Велитченко, Ю. Б. Смирнова История России (пореформенный период): метод. И 89 указания / сост.: Н. С. Велитченко, Ю. Б. Смирнова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 43 с. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина «История России», блок ОПД), очной и очнозаочной форм обучения, в качестве руководства для самостоятельной подготовки к практическим занятиям; включают список источников и литературы; приведены планы семинарских занятий, рассчитанных на 32 академических часа. УДК 94(4/9) ББК Т 3(2)–51я73 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Курс истории России пореформенного периода (вторая половина XIX в.) является одним из наиболее сложных в отечественной истории. Он сконцентрировал в себе целый ряд важнейших в научно-теоретическом плане вопросов, среди них – проблемы промышленного переворота, места и роли иностранного капитала в национальной экономике, реформаторской инициативы правительства в кризисные периоды развития государства, начала становления гражданского общества в России, истоков и развития радикализма и политического терроризма в стране и многие другие. Освоение сложного материала студентами может быть успешным при соблюдении двух непременных условий. Первое условие – тщательное изучение материалов исторических источников, поскольку только источники дают возможность составить наиболее полное и яркое представление об эпохе. Второе условие – творческое овладение теоретическими знаниями, изучение достижений отечественной и зарубежной исторической науки по всему спектру рассматриваемых проблем. Выполнение этих требований позволит студентам достичь главной образовательной цели курса: овладеть навыками самостоятельного анализа сложных исторических явлений и процессов, проследить неразрывную генетическую связь пореформенного периода с предшествующими историческими событиями и определить его влияние на ход последующего развития России. Тема 1. Отмена крепостного права в России В процессе изучения настоящей темы студентам следует на конкретно-историческом материале рассмотреть процесс кризиса феодально-крепостнической системы в России и ответить на основной вопрос: «Почему ликвидация крепостного строя превратилась в конце 1850-х гг. в основную социально-экономическую проблему?». Для этого в ходе подготовки к практическим занятиям необходимо ознакомиться с рекомендуемыми источниками, сборни3
Стр.3
ками документов, сделать анализ нужных публикаций, а на семинарах непосредственно обратиться к проработанным текстам. При работе над материалами по данной теме студенты должны уяснить, что во второй половине 50-х гг. XIX века сложились экономические, социальные, политические, нравственные предпосылки отмены крепостного права. Необходимо раскрыть содержание каждого из этих понятий. Важно отметить, что подготовка отмены крепостного права и реализация реформы в первые годы проходили в условиях обострения идеологического противостояния и оживления трех основных направлений общественно-политической мысли: консервативного, либерального и революционно-демократического. При освещении этой проблемы необходимо назвать наиболее ярких представителей каждого из названных течений, объяснить их аргументацию собственных позиций, осветить деятельность нелегальных революционных организаций, выступавших от имени крестьян, ограбленных реформой. Следует обратить особое внимание на проблему реформаторской инициативы и роль Александра II в разрешении сложнейшего кризиса, носившего структурный характер. Необходимо показать эволюцию правительственной программы отмены крепостного права, ее постепенное сближение с программой либерального меньшинства, объяснить мотивы, заставившие правительство занять достаточно твердую и независимую позицию. Эта позиция заключалась в решении императора и его единомышленников (Я. Ростовцев, Н. и Д. Милютины, С. Ланской) освободить крестьян с земельным наделом за выкуп. Власти сумели понять, что в крестьянском сознании «земля» и «воля» связаны неразрывно. Освобождение крестьян без земли не принесло бы разрешения существенных в стране социально-экономических проблем. Напротив, такое освобождение усилило бы протестные настроения крестьян и критически сказалось бы на государственном бюджете, главном источником пополнения которого были именно крестьянские хозяйства. При подготовке к практическим занятиям студентам следует сделать подробный анализ содержания самой крестьянской реформы. 4
Стр.4
Прежде всего необходимо разобраться в вопросе о земельных наделах, предоставленных крестьянам по реформе. Важно выяснить, как определялся размер минимального и максимального наделов, при каких обстоятельствах помещик мог сократить крестьянские наделы, что такое «отрезки». Одним из самых сложных вопросов в занятии 2–3 является вопрос о механизме выкупной операции. Как уже отмечалось, крестьяне получили землю за выкуп. Однако у крестьян, как правило, не было необходимой суммы, и посредником между помещиками и крестьянами в осуществлении выкупа стало государство. Государство выдавало крестьянам ссуду в размере 75–80 % выкупной суммы, которую они должны были погашать в течение 49 лет под 6 % годовых. Эти ежегодные взносы назывались «выкупными платежами». В отечественной историографии существуют диаметрально противоположные оценки выкупной операции. Одни авторы называют ее блестяще проведенной финансовой операцией, которая позволила сократить время выкупа земли и превращения крестьян в собственников, а заодно обеспечила государственную казну стабильными поступлениями почти на полвека. Другие считают, что крестьянство было ограблено выкупными платежами, лежавшими тяжелым бременем на скудном крестьянском бюджете. Не случайно отмена выкупных платежей стала одним из главных требований не только крестьян, но и революционных политических партий в ходе первой русской революции 1905–1907 гг. Студенты должны, опираясь на материалы исторических источников, сформулировать собственную точку зрения по этому дискуссионному вопросу. С процессом выкупа крестьянами земли связан еще один важный термин – «временнообязанный крестьянин». Этим термином вплоть до 1881 года называли лично свободных крестьян, не выкупивших землю в собственность и продолжавших нести барщинные и оброчные повинности в пользу помещика за пользование наделом. Дело в том, что 20–25 % выкупной суммы за надел должны были уплатить помещику сами крестьяне наличными деньгами. Однако необходимость платить постоянно растущие государственные налоги, выкупные платежи, оброк и при 5
Стр.5