Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П.Г. Демидова Кафедра отечественной средневековой и новой истории В.М. Марасанова Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ века) Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2009 УДК 94(47) ББК Т 3(2)–53я73 М 25 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009 года Рецензент кафедра отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ им. <...> П.Г. Демидова (зав. кафедрой Ю.Ю. Иерусалимский, доктор исторических наук, профессор, академик Академии военно-исторических наук, председатель Ярославского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество историков-архивистов») Марасанова, В.М. Государственное управление в РоссийМ 25 ской империи (XVIII – начало ХХ века): метод. указания / В.М. Марасанова; Яросл. гос. ун-т. <...> Методические указания к спецкурсу «Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ вв.)» включают общую характеристику спецкурса, его целей и задач, методические указания для студентов по всем темам, краткое содержание основных разделов дисциплины, списки рекомендуемых источников и литературы, вопросы к экзамену. <...> Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности История (дисциплина «Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ вв.)», блок ДС), очной и очно-заочной форм обучения. <...> П.Г. Демидова, 2009 2 Общая характеристика спецкурса «Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ века)» Целью данного спецкурса является углубление знаний студентов о важном периоде в отечественной истории. <...> Наряду со структурой и полномочиями органов государственной власти анализируются кадры чиновничества <...>
Государственное_управление_в_Российской_империи_(XVIII_-_начало_XX_века)_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра отечественной средневековой и новой истории
В.М. Марасанова
Государственное управление
в Российской империи
(XVIII – начало ХХ века)
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности История
Ярославль 2009
Стр.1
УДК 94(47)
ББК Т 3(2)–53я73
М 25
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ
им. П.Г. Демидова (зав. кафедрой Ю.Ю. Иерусалимский, доктор
исторических наук, профессор, академик Академии военно-исторических
наук, председатель Ярославского областного отделения общественной
организации «Всероссийское общество историков-архивистов»)
Марасанова, В.М. Государственное управление в РоссийМ
25
ской империи (XVIII – начало ХХ века): метод. указания
/ В.М. Марасанова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. –
40 с.
Методические указания к спецкурсу «Государственное управление
в Российской империи (XVIII – начало ХХ вв.)» включают
общую характеристику спецкурса, его целей и задач, методические
указания для студентов по всем темам, краткое содержание
основных разделов дисциплины, списки рекомендуемых источников
и литературы, вопросы к экзамену.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся
по специальности История (дисциплина «Государственное
управление в Российской империи (XVIII – начало
ХХ вв.)», блок ДС), очной и очно-заочной форм обучения.
УДК 94(47)
ББК Т 3(2)–53я73
© Ярославский
государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2009
2
Стр.2
Общая характеристика спецкурса
«Государственное управление в Российской
империи (XVIII – начало ХХ века)»
Целью данного спецкурса является углубление знаний студентов
о важном периоде в отечественной истории. Они должны
изучить эволюцию российской монархии, изменение статуса монарха,
состояние всех звеньев аппарата управления – высшего,
центрального и местного. Наряду со структурой и полномочиями
органов государственной власти анализируются кадры чиновничества
в центре и на местах.
Хронологические рамки спецкурса: от начала XVIII века, когда
при Петре I произошло окончательное становление абсолютизма,
до Февральской революции 1917 года, завершившей историю
Российской империи и монархии. Территориальные рамки
спецкурса – в границах Российской империи, при этом особое
внимание уделяется Центрально-промышленному району страны.
Спецкурс построен по проблемно-хронологическому принципу.
Лекции разработаны на основе исследовательской литературы и
исторических источников, включая архивные материалы федеральных
и местных государственных архивов, впервые вводимые
в научный оборот.
Изучение российской государственности имеет большое научное
и практическое значение, помогает глубоко изучить общие
закономерности и региональные особенности развития внутренней
политики, общественного движения, экономики и культуры.
Управление складывалось и трансформировалось по мере превращения
России в огромное многонациональное и многоконфессиональное
государство, и каждый исторический этап вносил
свои коррективы в систему политического строя нашей страны.
Без творческого осмысления и всестороннего анализа исторического
опыта организации высшего, центрального и местного
управления в России невозможно успешное осуществление государственного
строительства и продвижение к правовому государству
и гражданскому обществу в современных условиях. Усилия
федеральной исполнительной власти по укреплению аппарата
3
Стр.3
управления и развитию местного самоуправления делают особенно
актуальным изучение исторического опыта государственного
строительства в России на разных этапах ее истории. Это
необходимо для рассмотрения традиций государственного управления,
а также для формирования патриотического сознания граждан
Российской Федерации. В связи с этим изучение проблем
становления и развития государства и его институтов весьма
важно для подготовки специалиста университетского уровня.
Политика дореволюционной России определялась самодержавием,
верхами бюрократии и правительственным аппаратом.
Намеченный курс проводился в жизнь исполнительным аппаратом
монархии в лице коллегий ХVIII века, министерств XIX –
начала ХХ века, а также местных государственных и сословных
органов. Их многообразие и конкретная история представляют
собой важный предмет исследования. На протяжении XVIII – начала
ХХ столетия в нашей стране примерно раз в полвека проводились
реформы, вносящие существенный вклад в модернизацию
государственного управления. Изучение российской государственности
и всего комплекса административных реформ позволяет
выявлять особенности социально-политических процессов, происходивших
в обществе.
Во все времена людей особенно интересовали личности, занимавшие
значительные государственные посты. В России интерес
к высшим должностным лицам всегда имел специфический
характер, поскольку именно государственная власть неизменно
играла решающую роль в жизни общества в целом и в развитии
отдельных регионов страны. Происхождение, образование, привычки
и убеждения каждого конкретного администратора самым
непосредственным образом сказывались на формах и методах
управления, могли содействовать или замедлять различные тенденции
социально-экономического, общественно-политического
и культурного развития. Изучение биографий и государственной
деятельности представителей российской бюрократии также является
важной задачей спецкурса.
В результате изучения данной дисциплины студенты расширяют
представления о традициях и новациях в исследовании истории
государственного управления в России, продолжают зна4
Стр.4
комство с основными видами исторических источников. В лекциях
прослеживаются основные этапы развития отечественной государственности
в период существования Российской империи и
дается оценка значения данного опыта в современных условиях.
В полном объеме рассмотреть многие проблемы в процессе изучения
общего курса отечественной истории не представляется
возможным, поэтому дисциплины специализации являются не
только важным, но и, безусловно, необходимым звеном качественной
подготовки специалистов в вузе.
Оптимизация учебного процесса в вузе предполагает активный
поиск новых ресурсных возможностей для преподавателей и
студентов. Самостоятельная работа студентов в рамках данной
дисциплины включает занятия студентов с исследовательской
литературой и опубликованными историческими источниками в
научной библиотеке и историческом кабинете ЯрГУ им.
П.Г. Демидова и/или Ярославской областной универсальной научной
библиотеке им. Н.А. Некрасова, а также работу с Интернет-ресурсами.
Формирование
электронных ресурсов и открытие электронных
библиотек изменяют традиционные принципы самостоятельной
работы студентов. Работая с такими информационными
системами, студенты не только узнают о литературе и документах
по интересующей их проблеме, но и имеют возможность получить
сам документ. Интернет позволяет ознакомиться с текстами
различных исторических источников, работа с которыми
является основой изучения многих аспектов состояния государственного
управления в России. Инновационные технологии поиска
информации и обучения необходимы студентам во всех видах
их будущей профессиональной деятельности – в школах, архивах,
музеях и других учреждениях.
Однако работа студентов с Интернет-ресурсами без компетентного
совета преподавателя не может быть достаточно результативной,
поскольку довольно часто представленная в глобальной
сети информация по отечественной истории не выдерживает
научной критики, носит публицистичный и дискуссионный характер.
Новые технологии способствуют быстрому поиску необходимой
информации и формированию необходимых профес5
Стр.5