Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Государственное управление в Российской империи (XVIII - начало XX века) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМарасанова В. М.
Авторы Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц42
ID237369
АннотацияМетодические указания к спецкурсу «Государственное управление в Российской империи (XVIII начало XX вв.)» включают общую характеристику спецкурса, его целей и задач, методические указания для студентов по всем темам, краткое содержание основных разделов дисциплины, списки рекомендуемых источников и литературы, вопросы к экзамену. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности История (дисциплина «Государственное управление в Российской империи (XVIII начало XX вв.)», блок ДС), очной и очно-заочной форм обучения.
УДК94(47)
ББКТ 3(2)–53я73
Марасанова, В. М. Государственное управление в Российской империи (XVIII - начало XX века) : метод. указания / Яросл. гос. ун-т; В. М. Марасанова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237369 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П.Г. Демидова Кафедра отечественной средневековой и новой истории В.М. Марасанова Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ века) Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2009 УДК 94(47) ББК Т 3(2)–53я73 М 25 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009 года Рецензент кафедра отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ им. <...> П.Г. Демидова (зав. кафедрой Ю.Ю. Иерусалимский, доктор исторических наук, профессор, академик Академии военно-исторических наук, председатель Ярославского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество историков-архивистов») Марасанова, В.М. Государственное управление в РоссийМ 25 ской империи (XVIII – начало ХХ века): метод. указания / В.М. Марасанова; Яросл. гос. ун-т. <...> Методические указания к спецкурсу «Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ вв.)» включают общую характеристику спецкурса, его целей и задач, методические указания для студентов по всем темам, краткое содержание основных разделов дисциплины, списки рекомендуемых источников и литературы, вопросы к экзамену. <...> Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности История (дисциплина «Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ вв.)», блок ДС), очной и очно-заочной форм обучения. <...> П.Г. Демидова, 2009 2 Общая характеристика спецкурса «Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ века)» Целью данного спецкурса является углубление знаний студентов о важном периоде в отечественной истории. <...> Наряду со структурой и полномочиями органов государственной власти анализируются кадры чиновничества <...>
Государственное_управление_в_Российской_империи_(XVIII_-_начало_XX_века)_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра отечественной средневековой и новой истории В.М. Марасанова Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ века) Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2009
Стр.1
УДК 94(47) ББК Т 3(2)–53я73 М 25 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ им. П.Г. Демидова (зав. кафедрой Ю.Ю. Иерусалимский, доктор исторических наук, профессор, академик Академии военно-исторических наук, председатель Ярославского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество историков-архивистов») Марасанова, В.М. Государственное управление в РоссийМ 25 ской империи (XVIII – начало ХХ века): метод. указания / В.М. Марасанова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 40 с. Методические указания к спецкурсу «Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ вв.)» включают общую характеристику спецкурса, его целей и задач, методические указания для студентов по всем темам, краткое содержание основных разделов дисциплины, списки рекомендуемых источников и литературы, вопросы к экзамену. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности История (дисциплина «Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ вв.)», блок ДС), очной и очно-заочной форм обучения. УДК 94(47) ББК Т 3(2)–53я73 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Общая характеристика спецкурса «Государственное управление в Российской империи (XVIII – начало ХХ века)» Целью данного спецкурса является углубление знаний студентов о важном периоде в отечественной истории. Они должны изучить эволюцию российской монархии, изменение статуса монарха, состояние всех звеньев аппарата управления – высшего, центрального и местного. Наряду со структурой и полномочиями органов государственной власти анализируются кадры чиновничества в центре и на местах. Хронологические рамки спецкурса: от начала XVIII века, когда при Петре I произошло окончательное становление абсолютизма, до Февральской революции 1917 года, завершившей историю Российской империи и монархии. Территориальные рамки спецкурса – в границах Российской империи, при этом особое внимание уделяется Центрально-промышленному району страны. Спецкурс построен по проблемно-хронологическому принципу. Лекции разработаны на основе исследовательской литературы и исторических источников, включая архивные материалы федеральных и местных государственных архивов, впервые вводимые в научный оборот. Изучение российской государственности имеет большое научное и практическое значение, помогает глубоко изучить общие закономерности и региональные особенности развития внутренней политики, общественного движения, экономики и культуры. Управление складывалось и трансформировалось по мере превращения России в огромное многонациональное и многоконфессиональное государство, и каждый исторический этап вносил свои коррективы в систему политического строя нашей страны. Без творческого осмысления и всестороннего анализа исторического опыта организации высшего, центрального и местного управления в России невозможно успешное осуществление государственного строительства и продвижение к правовому государству и гражданскому обществу в современных условиях. Усилия федеральной исполнительной власти по укреплению аппарата 3
Стр.3
управления и развитию местного самоуправления делают особенно актуальным изучение исторического опыта государственного строительства в России на разных этапах ее истории. Это необходимо для рассмотрения традиций государственного управления, а также для формирования патриотического сознания граждан Российской Федерации. В связи с этим изучение проблем становления и развития государства и его институтов весьма важно для подготовки специалиста университетского уровня. Политика дореволюционной России определялась самодержавием, верхами бюрократии и правительственным аппаратом. Намеченный курс проводился в жизнь исполнительным аппаратом монархии в лице коллегий ХVIII века, министерств XIX – начала ХХ века, а также местных государственных и сословных органов. Их многообразие и конкретная история представляют собой важный предмет исследования. На протяжении XVIII – начала ХХ столетия в нашей стране примерно раз в полвека проводились реформы, вносящие существенный вклад в модернизацию государственного управления. Изучение российской государственности и всего комплекса административных реформ позволяет выявлять особенности социально-политических процессов, происходивших в обществе. Во все времена людей особенно интересовали личности, занимавшие значительные государственные посты. В России интерес к высшим должностным лицам всегда имел специфический характер, поскольку именно государственная власть неизменно играла решающую роль в жизни общества в целом и в развитии отдельных регионов страны. Происхождение, образование, привычки и убеждения каждого конкретного администратора самым непосредственным образом сказывались на формах и методах управления, могли содействовать или замедлять различные тенденции социально-экономического, общественно-политического и культурного развития. Изучение биографий и государственной деятельности представителей российской бюрократии также является важной задачей спецкурса. В результате изучения данной дисциплины студенты расширяют представления о традициях и новациях в исследовании истории государственного управления в России, продолжают зна4
Стр.4
комство с основными видами исторических источников. В лекциях прослеживаются основные этапы развития отечественной государственности в период существования Российской империи и дается оценка значения данного опыта в современных условиях. В полном объеме рассмотреть многие проблемы в процессе изучения общего курса отечественной истории не представляется возможным, поэтому дисциплины специализации являются не только важным, но и, безусловно, необходимым звеном качественной подготовки специалистов в вузе. Оптимизация учебного процесса в вузе предполагает активный поиск новых ресурсных возможностей для преподавателей и студентов. Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины включает занятия студентов с исследовательской литературой и опубликованными историческими источниками в научной библиотеке и историческом кабинете ЯрГУ им. П.Г. Демидова и/или Ярославской областной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова, а также работу с Интернет-ресурсами. Формирование электронных ресурсов и открытие электронных библиотек изменяют традиционные принципы самостоятельной работы студентов. Работая с такими информационными системами, студенты не только узнают о литературе и документах по интересующей их проблеме, но и имеют возможность получить сам документ. Интернет позволяет ознакомиться с текстами различных исторических источников, работа с которыми является основой изучения многих аспектов состояния государственного управления в России. Инновационные технологии поиска информации и обучения необходимы студентам во всех видах их будущей профессиональной деятельности – в школах, архивах, музеях и других учреждениях. Однако работа студентов с Интернет-ресурсами без компетентного совета преподавателя не может быть достаточно результативной, поскольку довольно часто представленная в глобальной сети информация по отечественной истории не выдерживает научной критики, носит публицистичный и дискуссионный характер. Новые технологии способствуют быстрому поиску необходимой информации и формированию необходимых профес5
Стр.5