Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Новейшая отечественная история (1992-2009 гг.) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторАлександров Н. М.
Авторы Урядова А. В. , Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц46
ID237365
АннотацияМетодические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом и авторской рабочей программой курса по Новейшей отечественной истории (1992-2009 гг.). Они включают программу курса, хронологическую таблицу, основные источники и литературу. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина «История России», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения.
УДК94”19
ББКТ 3(2)64я73
Александров, Н. М. Новейшая отечественная история (1992-2009 гг.) : метод. указания / А. В. Урядова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Н. М. Александров .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237365 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> План 2009 года Рецензент кафедра новейшей отечественной истории Ярославского государственного университета им. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина «История России», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. <...> УДК 94”19 ББК Т 3(2)64я73 ©© Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова, 2009 2 Курс новейшей отечественной истории каждый год пополняется новыми событиями, фактами и их осмыслением сначала политологами, а затем и историками. <...> Небольшой временной промежуток, отделяющий нас от изучаемых событий, с одной стороны, затрудняет их анализ в силу незавершенности некоторых из них, недоступности ряда источников, с другой – позволяет нам, будучи очевидцами большинства из них, дать их собственную личную оценку, лучше понять. <...> С одной стороны, наличие и доступность большинства источников (например, периодика), с другой – закрытость ряда источников, особенно связанных с внешней политикой, военными действиями и некоторыми другими вопросами. <...> Это приводит к неравномерному распределению источниковой базы по сюжетам. <...> Что касается историографии сюжетов, то здесь также выявляются некоторые особенности. <...> Анализ изучаемых событий, в силу их исторической близости, встречается чаще не в исторических исследованиях и научных трудах, а в работах политологов, политиков, государственных деятелей. <...> Общественно-политическое развитие Создание и становление основ российской государственности. <...> Указ президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе Российской Федерации». <...> Референдум 12 декабря 1993 г. по новой Конституции и его итоги. <...> Начало военной операции в Чечне: политические и экономические причины, последствия эскалации конфликта. <...> Ситуация в Чечне и подписание хасавюртовских соглашений (август 1996 г.). <...> Политический <...>
Новейшая_отечественная_исто-_рия_(1992-2009_гг.)__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра новейшей отечественной истории Н. М. Александров А. В. Урядова Новейшая отечественная история (1992–2009 гг.) Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2009
Стр.1
УДК 94”19 ББК Т 3(2)64я73 А 46 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра новейшей отечественной истории Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Александров, Н. М. Новейшая отечественная истоА 46 рия (1992–2009 гг.) : метод. указания / Н. М. Александров, А. В. Урядова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 43 с. Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом и авторской рабочей программой курса по Новейшей отечественной истории (1992–2009 гг.). Они включают программу курса, хронологическую таблицу, основные источники и литературу. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина «История России», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. УДК 94”19 ББК Т 3(2)64я73 ©© Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Курс новейшей отечественной истории каждый год пополняется новыми событиями, фактами и их осмыслением сначала политологами, а затем и историками. Первые подходят к нему с практической точки зрения, исходя из возможности использования данного анализа в развитии современного политического процесса, вторые пытаются теоретически обосновать ход исторического развития страны. Безусловно, изучение современности имеет свои особенности. Небольшой временной промежуток, отделяющий нас от изучаемых событий, с одной стороны, затрудняет их анализ в силу незавершенности некоторых из них, недоступности ряда источников, с другой – позволяет нам, будучи очевидцами большинства из них, дать их собственную личную оценку, лучше понять. Оценивая источниковую базу, можно выделить следующие противоречия. С одной стороны, наличие и доступность большинства источников (например, периодика), с другой – закрытость ряда источников, особенно связанных с внешней политикой, военными действиями и некоторыми другими вопросами. Это приводит к неравномерному распределению источниковой базы по сюжетам. Что касается историографии сюжетов, то здесь также выявляются некоторые особенности. Анализ изучаемых событий, в силу их исторической близости, встречается чаще не в исторических исследованиях и научных трудах, а в работах политологов, политиков, государственных деятелей. Данное обстоятельство сближает эти исследования по характеру с источниками. В связи с такими особенностями видится необходимым при подготовке к семинарским занятиям сделать акцент на изучении источников. Перечисленные особенности нашли отражение как в теоретической части методических указаний, так и в списке источников и литературы, предлагаемом студентам для ознакомления. 3
Стр.3
Часть I. Российская Федерация в 1992–1999 гг. Общественно-политическое развитие Создание и становление основ российской государственности. Кризис российского федерализма. Развитие прежних и появление новых партий и объединений. Отношения со странами СНГ, «Федеративный договор» 1992 г. Нарастание политического кризиса. Развитие конфликта между законодательной и исполнительной властью. Формирование основных политических сил. Общероссийский референдум (апрель 1993 г.): подготовка, итоги, результаты. Указ президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе Российской Федерации». События 3–4 октября 1993 г., их оценка. Парламентские выборы в Государственную думу (ГД). Формирование новых предвыборных объединений. Основные участники кампании и их программы. Расстановка политических сил. Референдум 12 декабря 1993 г. по новой Конституции и его итоги. Изменения в системе государственной власти РФ. Итоги выборов в ГД, ее партийно-политический состав, структура, регламент. Межнациональные отношения в России. Позиция российского руководства в разрешении межнациональных конфликтов. Начало военной операции в Чечне: политические и экономические причины, последствия эскалации конфликта. Первые неудачи чеченской операции, их причины. Избирательная кампания 1995 г. по выборам в ГД. Основные участники и их программы. Партийно-политический состав и структура нового парламента. Избирательная кампания по выборам президента России 1996 г. Основные претенденты и их программы. Второе избрание Б. Н. Ельцина президентом России. Ситуация в Чечне и подписание хасавюртовских соглашений (август 1996 г.). 4
Стр.4
Дискуссии об изменении Конституции зимой 1996–1997 гг. Реформирование правительства весной 1997 г. «Младореформаторы» и «Вторая либеральная революция» в России: цель, направления, итоги. Обострение противоречий внутри правящей элиты (осень 1997). Выборы губернаторов в регионах (1996–1997 гг.), их итоги и влияние на общероссийский политический процесс. Отставка B. C. Черномырдина: повод и причины. Политический кризис весны 1998 г.: конфликт президента с Государственной думой, назначение С. В. Кириенко премьер-министром. Формирование нового кабинета и попытка преодолеть доставшееся «наследие». Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его влияние на политическую жизнь страны. Отставка правительства С. В. Кириенко. Политический кризис сентября 1998 г.: предпосылки, развитие, результаты. Назначение премьера по согласованию с Думой. Возбуждение Думой процедуры импичмента против президента. Правительство Е. М. Примакова (сентябрь 1998 г. – апрель 1999 г.): формирование, состав, направления деятельности и ее результаты. Отставка Е. М. Примакова: повод и причины. Обострение отношений президента с Государственной думой. Попытка импичмента Б. Н. Ельцину: расстановка политических сил, итоги голосования по пунктам обвинения. Утверждение премьерминистром С. В. Степашина. Решение проблемы подбора преемника Б. Н. Ельцина на посту президента. Вооруженные акции боевиков и ваххабитов в Дагестане (август 1999 г.), террористические акты в Буйнакске и Москве. Отставка С. В. Степашина и парламенте. Социально-экономическое развитие «Шоковая терапия» и радикальные экономические реформы (либерализация цен, разрешение свободной торговли). Цели экономических преобразований и их последствия. Первые итоги реформ, причины неудач и реакция на это Съезда народных депутатов. Отставка Е. Т. Гайдара и его кабинета. 5 назначение В. В. Путина. Начало антитеррористической операции в Чечне. Выборы в ГД 1999 г. и их итоги. Новое соотношение сил в премьером
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.