Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636889)
Контекстум
Электро-2024
Вопросы литературы  / №2 2012

Структурная теология Рихарда Вагнера. Вечеря св. Грааля в мистерии «Парсифаль» (66,00 руб.)

0   0
АвторыПАЩЕНКО М.
Страниц53
ID237351
Аннотация.
Структурная теология Рихарда Вагнера. Вечеря св. Грааля в мистерии «Парсифаль» / М. ПАЩЕНКО // Вопросы литературы .— 2012 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/237351 (дата обращения: 25.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История идей Михаил ПАЩЕНКО СТРУКТУРНАЯ ТЕОЛОГИЯ РИХАРДА ВАГНЕРА Вечеря св. <...> Грааля в мистерии «Парсифаль» В книге «Сырое и приготовленное» К. <...> После этого в «Парсифале» (1877—1882) Вагнер обратился к христианскому сюжету легенды о св. <...> В утвердившемся среди символистов понятии «религиозный миф» он осоз нал противоречие в терминах и выдвинул новые катего рии, действительные для художественной обработки хри стианского сюжета: легенды как повествования о реально происшедшем (в отличие от мифа) и догмата как зерна 362 боговдохновенной истины (в отличие от символа)1 . <...> Обладающий повество вательным потенциалом «догмат» оказался у Эллиса не достающим аналогом «мотива» — исходной единицей христианского сюжета. <...> Из них следует, что перевод охваченного догматом мистического зерна религии на язык мифа и символа — а именно таким видят принцип корреляции искусства и религии в «Парси фале» и саму основу просветительскиромантического фе номена Kunstreligion2 ,— обращен у Вагнера вспять: от ми фа и символа он приходит к религии и раскрывает свой сложившийся психосимволический мир навстречу цер ковному догмату. <...> Тематически замысел вытекает из работы над «Лоэнгрином» в 1845 году, тогда Вагнер прочитал «Парцифаля» Вольфрама фон Эшенба ха; мысль об опере посетила его лишь в 1857м, когда од нажды он мистически пережил чудо пробуждения весен ней природы и ему открылся смысл центрального 1 См. <...> В своих художественных средствах христианство «Парси фаля» ново для Вагнера. <...> Это уже не только сюжет драмы, но весь ее лейтмотивносимволический каркас, множест венные евангельские аллюзии и даже парафраз церков ной литургии — центральная сцена первого акта пред ставляет публике «Вечерю в храме св. <...> Следов церковной музыки в «Парсифале» мало4 , и по тому христианский сюжет сосредоточен в тексте драмы и раскрывается в ходе анализа на стыке филологии и теоло гии. <...> Попутно расширяется поле для филологического <...>