Министерство культуры Российской Федерации ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Е. Ю. Светлакова РЕЖИССУРА АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Допущено Учебно-методическим отделом Министерства культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия для вузов культуры и искусств Кемерово 2011 1 УДК 791.44.071 ББК. <...> ISBN 978–5–8154–0150–1 Автор – кандидат философских наук – рассматривает основные понятия режиссуры аудиовизуальных произведений, характеризует профессию режиссёра фильма. <...> Роль интуиции и логики в восприятии фильма. <...> Хорхе Луис Борхес Можно ли написать учебник по кинорежиссуре? <...> «Учебник по кинорежиссуре не получится – это абсурдная идея, нельзя извлекать застывшие формулы ремесла из живого, сложнейшего дела профессии кинорежиссёра»,1 - говорил М. И. Ромм. <...> Истина проста - режиссёр может выразить себя только самим произведением, но не с помощью слов на бумаге. <...> Сам фильм - единственный возможный способ объяснения, а всё остальное чуждо природе кинематографа. <...> Цель этого пособия - систематизировать самые общие, основные знания по режиссуре фильма. <...> В пособии говорится о том, что должен знать и уметь режиссёр: от написания конкретного режиссёрского сценария и создания монтажной фразы до формирования и воплощения на экране собственного мировоззрения. <...> 5 В пособии часто цитируются Рудольф Арнхейм и Зигфрид Кракауэр, Бела Балаш и Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский. <...> «Во всех отзывах о Люмьере непременно и излишне 7 восторженно упоминался «Трепет листьев на ветру», - писал немецкий искусствовед Зигфрид Кракауэр. <...> Зигфрид Кракауэр называет три вида предельно выразительных движений, самых кинематографичных. <...> Сергей Эйзенштейн на лекциях во ВГИКе всегда с удовольствием рисовал на доске, увлекая своих студентов самими движениями при рисовании, прививая им восприятие линии как движения, как динамического процесса. <...> Для Сергея Эйзенштейна двигательный акт <...>
Режиссура_аудиовизуальных_произведений.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Е. Ю. Светлакова
РЕЖИССУРА
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Допущено Учебно-методическим отделом Министерства культуры
Российской Федерации в качестве
учебного пособия для вузов культуры и искусств
Кемерово 2011
1
Стр.1
УДК 791.44.071
ББК. 85.382
С27
Р е ц е н з е н т ы:
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой кино и ТВ
Московского государственного университета культуры и искусств
Б. Б. Андреев;
кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Кузбасского государственного технического университета
С. Б. Максюкова;
кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой фотовидеотворчества
Кемеровского государственного университета искусств и культуры
А. А. Гук
Светлакова, Е. Ю.
С27 Режиссура аудиовизуальных произведений [Текст]: учеб. пособие
для студентов вузов культуры и искусств / Е. Ю. Светлакова;
Кемеровский государственный университет культуры и искусств. –
Кемерово: КемГУКИ, 2011. – 152 с.: ил.
ISBN 978–5–8154–0150–1
Автор – кандидат философских наук – рассматривает основные понятия режиссуры
аудиовизуальных произведений, характеризует профессию режиссёра фильма.
Рекомендуется студентам, изучающим вопросы режиссуры, а также слушателям
системы повышения квалификации.
УДК 791.44.071
ББК. 85.382
ISBN 978–5–8154–0150–1
2
© Светлакова Е. Ю., 2011
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................
Глава 1. ПРОФЕССИЯ КИНОРЕЖИССЁРА
1.1. Сущность кинематографа...........................................................................................
4
7
1.2. Профессия режиссёра................................................................................................. 15
1.3. Природа творчества.................................................................................................... 20
1.4. Опыт режиссёра в реализации замысла.................................................................... 25
1.5. О режиссёрской заявке, о режиссёрском сценарии.................................................. 28
Глава 2. ФОРМА И ЕЁ ВОСПРИЯТИЕ
2.1. Роль интуиции и логики в восприятии фильма......................................................... 41
2.2. Теория формы в работе режиссёра............................................................................ 43
2.3. Выразительный жест................................................................................................... 57
Глава 3. СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ФИЛЬМА
3.1. Рамка кадра и пространство фильма......................................................................... 65
3.2. Кадр и план.................................................................................................................. 70
3.3. Точка зрения камеры. Ракурс. Понятие ракурса. Ракурс как интерпретация.......
75
3.4. Время в фильме........................................................................................................... 79
Глава 4. ИСКУССТВО РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ
4.1. Виды сюжетов.............................................................................................................. 88
4.2. Правила игры............................................................................................................... 99
4.3. Образное решение....................................................................................................... 108
Глава 5. МОНТАЖ
5.1. Монтаж и мышление.................................................................................................. 113
5.2. Ритм.............................................................................................................................. 117
5.3. Законы и принципы монтажа..................................................................................... 123
5.4. Виды монтажа.............................................................................................................. 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................. 141
3
Стр.3