Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Научно-исследовательский институт прикладной культурологии Т. И. МОРОЗ ЧУВСТВОЗНАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОЗНАНИИ Кемерово 2006 1 УДК 165 ББК 87.4 М80 Печатается по решению научного совета Научно-исследовательского института прикладной культурологии Рецензенты: доктор философских наук, профессор Красиков В. И.; кандидат искусствознания Прокопова Н. Л. <...> Современная философия познания, сменив акцент с исследования внешней предметной реальности на поиск внутричеловеческих оснований, обращает внимание к внутреннему опыту и его составляющим, к постижению механизмов, порождающих такой опыт. <...> Намеченный интерес к неявным формам знания, к неречевым актам, повлек за собой анализ природы и гносеологического статуса невербальных структур сознания, несловесного мышления. <...> Исследования стали выходить на глубинные уровни анализа и понимания природы и структуры знания, изучая неявные, арефлексивные, неартикулируемые когнитивные структуры, выступающие условиями возможности и реализации познавательной деятельности, и составляющие скрытую основу восприятия и понимания. <...> Основною целью данной работы оказалось исследование этого пласта неявного знания, анализ его невербальных структур, которые представляют собой сложный когнитивный феномен чувствознание. <...> Специфика постижения музыки, по верному замечанию крупнейшего отечественного музыковеда Ю. Н. Холопова, требует особого понятия и концепции, которые бы схватили и репрезентировали сущность познания музыки, отразили специфику музыкального опыта и обретаемого в нем знания. <...> Обращение к выработанному в русской философской традиции в конце XIX – начале XX вв. понятию чувствознание (Н. К. Рерих), близкое к понятиям живознания (А. С. Хомяков) и живого знания (С. Л. Франк), в конце XX – начале XXI столетия оказывается в русле современных подходов в философии <...>
Чувствознание__и__его__роль__в__познании.pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет
культуры и искусств
Научно-исследовательский институт
прикладной культурологии
Т. И. МОРОЗ
ЧУВСТВОЗНАНИЕ И ЕГО РОЛЬ
В ПОЗНАНИИ
Кемерово 2006
1
Стр.1
УДК 165
ББК 87.4
М80
Печатается по решению научного совета
Научно-исследовательского института прикладной культурологии
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор
Красиков В. И.;
кандидат искусствознания
Прокопова Н. Л.
Мороз Т. И.
М80 Чувствознание и его роль в познании [Текст]: монография /
Мороз Т. И.; Кемеровский государственный университет культуры
и искусств. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств,
2006. – 156 с.
ISBN 5-8-154-0138-1
Монография посвящена осмыслению достаточно сложного когнитивного
феномена «чувствознание» в историко-философском и современном гносеологическом
контексте. Анализ чувствознания как неявной компоненты знания,
вскрывающей глубинный уровень становления знания, приводит к расширению
представлений о природе и скрытых механизмах человеческого знания и познания.
Раскрытие роли и значения чувствознания осуществляется на материале музыкального
искусства и обусловленного им опыта. В данной работе чувствознание
рассматривается в качестве гносеологической основы, фундирующей когнитивное
содержание музыки и музыкального опыта.
Предназначается для специалистов в области философии, культурологии, искусствознания.
УДК
165
ББК 87.4
© Мороз Т. И., 2006
ISBN 5-8-154-0138-1
2
© Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, 2006
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................... 3
Глава 1. ОБРАЗЫ ЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
1.1. Образ знания в восточной философии........................................................ 6
1.2. Образ знания в античной и новоевропейской философии........................ 16
1.3. Образ знания в русской философии............................................................ 31
Глава 2. ЧУВСТВОЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ
2.1. Современная теория познания: переосмысление основных положений
и принципов.......................................................................................................... 45
2.2. Феномен чувствознания................................................................................ 59
2.3. Чувствознание в структуре знания.............................................................. 71
Глава 3. МУЗЫКА КАК ФЕНОМЕН ЧУВСТВОЗНАНИЯ
3.1. Философские представления о сущности музыки..................................... 89
3.2. Чувствознание в музыкальном опыте.......................................................... 105
3.3. Музыкальный опыт в свете апофатики........................................................ 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................... 140
155
Стр.155