Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Певческие стили (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБородина
АвторыБородина Е.М.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц48
ID237148
АннотацияРассматривается история формирования на территории Российской Федерации семи основных певческих регионов с ярко выраженными музыкально-стилистическими особенностями.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию методическим советом факультета музыкального искусства
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов, преподавателей музыкального фольклора и руководителей народно-певческих коллективов
ББК85.314
Бородина, Е.М. Певческие стили : учебно-методическое пособие (рабочая тетрадь) / Бородина Е.М.; Е.М. Бородина .— Кемерово : КемГУКИ, 2006 .— 48 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237148 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Кафедра народного хорового пения Е. М. Бородина ПевчесКие стили Учебно-методическое пособие (рабочая тетрадь) по специальности 053000 (071301.65) «Народное художественное творчество», специализации «Народный хор», квалификации «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива. <...> Певческие стили: учебно-методическое пособие (рабочая тетрадь) по специальности 053000 (071301.65) «Народное художественное творчество», специализации «Народный хор», квалификации «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива. <...> Это дает основание утверждать о том, что в каждом регионе песенные традиции сохранились, сосредоточились важнейшие особенности музыкального языка региональных песенных традиций. <...> Необходимость введения курса «Певческие стили» обусловлена спецификой подготовки преподавателей музыкального фольклора и руководителей народно-певческих коллективов. изучение жанрового многообразия музыкального фольклора требует сочетания в освоении народно-песенного и инструментального исполнительства и его локальных особенностей. в процессе изучения данного курса у студентов формируются конкретные представления о самобытности и богатстве русской народно-певческой культуры и ее высокой художественности ценности, расширяются знания о жанровом многообразии и музыкально-стилевых особенностях, инструментальной специфике. все эти знания необходимы для использования в будущей творческой работе с народно-певческими коллективами. <...> Особенность изучаемого предмета состоит в том, что он требует привлечения исследовательских материалов по смежным наукам: географии, истории, диалектологии, музыкальной фольклористике, этнографии. <...> 5. выделить ведущие жанры и исполнительские признаки изучаемых регионов. <...> Курс предусматривает изучение народно-певческих традиций и стилей семи регионов <...>
Певческие_стили.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.48
Певческие_стили.pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Кафедра народного хорового пения Е. М. Бородина ПевчесКие стили Учебно-методическое пособие (рабочая тетрадь) по специальности 053000 (071301.65) «Народное художественное творчество», специализации «Народный хор», квалификации «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива. Преподаватель» Кемерово 2006 1
Стр.1
Утверждено на заседании кафедры 23.11.2005 г., протокол № 3. Рекомендовано к изданию методическим советом факультета музыкального искусства 13.12.2005 г., протокол № 2. Певческие стили: учебно-методическое пособие (рабочая тетрадь) по специальности 053000 (071301.65) «Народное художественное творчество», специализации «Народный хор», квалификации «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива. Преподаватель» / сост. е. М. Бородина. – Кемерово: КемГУКи, 2006. – 48 с. составитель: канд. культурологии, ст. преп. Е. М. Бородина 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ в условиях новых общественных отношений, развития новых эстетических, морально-нравственных принципов складываются новые формы художественного творчества масс. видное место в этих процессах принадлежит многообразным явлениям традиционной народной культуры. Народная музыка является составной частью жизнедеятельности русского народа, что оправдывает возросший общественный интерес, в том числе молодежи, к своей традиционной музыкальной культуре. Россия – богатая страна во всех ее проявлениях, и главное ее богатство, неисчерпаемый источник народной мудрости – народные традиции. Богатство народного музыкального искусства раскрывается во всем многообразии вариаций бесчисленного множества произведений. высокая степень общности названных традиций дает основание судить о песенности того или иного края как о единой культуре, имеющей свои местные своеобразные формы. Рассматривая историко-культурные традиции различных регионов, мы обнаруживаем высокую степень общности. Это дает основание утверждать о том, что в каждом регионе песенные традиции сохранились, сосредоточились важнейшие особенности музыкального языка региональных песенных традиций. Необходимость введения курса «Певческие стили» обусловлена спецификой подготовки преподавателей музыкального фольклора и руководителей народно-певческих коллективов. изучение жанрового многообразия музыкального фольклора требует сочетания в освоении народно-песенного и инструментального исполнительства и его локальных особенностей. в процессе изучения данного курса у студентов формируются конкретные представления о самобытности и богатстве русской народно-певческой культуры и ее высокой художественности ценности, расширяются знания о жанровом многообразии и музыкально-стилевых особенностях, инструментальной специфике. все эти знания необходимы для использования в будущей творческой работе с народно-певческими коллективами. Курс «Певческие стили» тесно связан профилирующими дисциплинами: «Хоровой класс», «Постановка голоса», «Методика записи и нотации русских народных песен», «Аранжировка», «Русское народное музыкальное творчество», «Анализ музыкальных произведений». Особенность изучаемого предмета состоит в том, что он требует привлечения исследовательских материалов по смежным наукам: географии, истории, диалектологии, музыкальной фольклористике, этнографии. Целью настоящего курса является рассмотрение истории формирования на территории Российской Федерации семи основных певческих регионов с ярко выраженными музыкально-стилистическими особенностями. 3
Стр.3
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач: 1. Охарактеризовать современное состояние фольклористики как науки, изучающей народное песенное творчество. 2. Рассмотреть исторические предпосылки возникновения каждой песенной традиции. 3. выделить историко-этнографические, характерно-стилевые общности в фольклоре. 4. Раскрыть условия бытования песенного фольклора. 5. выделить ведущие жанры и исполнительские признаки изучаемых регионов. Данная программа и методические рекомендации построены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Курс предусматривает изучение народно-певческих традиций и стилей семи регионов России: запад, юг, центр России, север, Поволжье, Урал, сибирь. Курс «Певческие стили» входит в блок специальных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента и изучается в течение VI семестра. состоит из двух разделов: «введение. историческое развитие народно-песенных традиций» и «Региональные народно – певческие стили». Общий объем 80 часов. Программой курса предусмотрено чтение лекций (30 часов), практические занятия (9 часов), семинарские занятия (9 часов), выполнение контрольных работ, самостоятельное обучение (32 часа). На лекционных занятиях студенты получают необходимые знания по основным теоретическим вопросам. На практических занятиях предусмотрено прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов с музыкально-песенным фольклором по темам: «семейные обряды Русского севера», «свадебные обряды юга России», «Календарные обряды белорусского Полесья, Рязанской и Орловской области», «Казачий круг», «Русский народный театр» (Новосибирск). Курс завершается зачетом. При этом студент должен знать: теоретическую часть курса - определение стилевых ареалов, - характерные причины, способствовавшие формированию локальных явлений, - основные признаки локальных стилей, - закономерности развития и бытования регионально-музыкальных традиций, - формы бытования музыкального фольклора, - обрядовую специфику, 4
Стр.4
- ведущие песенные жанры, - традиционные инструменты, - особенности строения хоровых партитур, уметь: - анализировать хоровую партитуру, - ответить на вопросы музыкальной викторины. Обязательным условием допуска студента к зачету является посещение им лекций и практических занятий. Тематический план по КУРСУ «пЕВчЕСКИЕ СТИлИ» Аудиторные занятия Н а и м е н ов а н и е р а з д е л о в и т е м лекционные Практические* семинарские Раздел I. ВВЕДЕНИЕ. ИСТоРИчЕСКоЕ РазВИТИЕ НаРоДНо-пЕСЕННых ТРаДИцИй 1. традиционность русского народного музыкального творчества 2. Основные причины формирования региональных песенных традиций и их характерные признаки 3. География диалектов. Основные типы наречий Итого по I разделу 1. Западнорусский стиль 1.1. история заселения западнорусских земель 1.2. Материальная культура 1.3. Песенная традиция 2. Южнорусский стиль 2.1. Географическое положение юга России. Материальная культура 2 2 6 2 1 1 2 1 - - 1 - - - 1 - 1 1 2 1 5 2 4 5 11 1 1 1 3 - 1 1 2 - 1 1 2 Раздел II. РЕгИоНальНыЕ НаРоДНо-пЕВчЕСКИЕ СТИлИ 1 1 2 4 самостоятельная работа всего
Стр.5
8. Охарактеризуйте комплекс средневолжских народно-певческих традиций и его музыкально-стилевых особенностей. 9. выделите основные этапы становления уральского народно-песенного стиля. 10. Раскройте специфику музыкально-поэтического фольклора уральских (яицких) казаков. 11. Охарактеризуйте этапы формирования музыкальной культуры сибири. 12. выделите характерные черты песенной традиции сибирских казаков. СоДЕРЖаНИЕ введение....................................................................................................................... 3 тематический план...................................................................................................... 5 содержание курса........................................................................................................ 7 Общие методические рекомендации.......................................................................... 11 список рекомендуемой литературы........................................................................... 41 Песенные сборники..................................................................................................... 44 Аудиозаписи для прослушивания............................................................................... 46 Перечень ключевых слов............................................................................................ 47 вопросы к зачету.......................................................................................................... 47 Подписано к печати 04.05.06. Бумага офсетная. Гарнитура «таймс». Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 2,5. тираж 30 экз. Заказ № 71. _________________________________________________________ издательство КемГУКи: 650029, г. Кемерово, ул. ворошилова, 19. тел. 73-45-83. 48
Стр.48