Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Структурно-функциональный анализ риторики (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБалабанов
АвторыБалабанов П.И., Зауэрвайн Л.Т.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц412
ID237142
АннотацияВ монографии рассматривается феномен риторики как специфическое культурное явление с позиции системно-структурного подхода, анализируются ее исторические корни, функционирование на различных исторических этапах развития европейского общества.
Кем рекомендованоПечатается по решению Научного совета Научно-исследовательского института прикладной культурологии КемГУКИ
Кому рекомендованоПредназначается для специалистов в области культурологии, преподавателей и студентов вузов и ссузов гуманитарного профиля
ISBN978-5-8154-0145-7
ББК71.0
Балабанов, П.И. Структурно-функциональный анализ риторики : монография / Балабанов П.И., Зауэрвайн Л.Т.; П.И. Балабанов .— Кемерово : КемГУКИ, 2009 .— 412 с. — ISBN 978-5-8154-0145-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/237142 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РИТОРИКА КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ Термин «ораторское искусство» (лат. о������о ������о�� античного происпроисхождения. <...> Учебная книга, изучающая основы этой �� и русское – «красноречие». <...> В том же словаре разъясняется термин «красноречие»: «�. <...> В нашем исследовании мы будем понимать риторику как теорию ораторского искусства, теорию красноречия, науку об умении убеждать, воздействовать словом, искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания воздействия на аудиторию при помощи вербальных и невербальных средств общения. <...> Поэтому термины «риторика», «ораторское искусство» и «красноречие» выступают для нас как синонимы. <...> Поскольку предметом нашего исследования является функционирование риторики в социокультурной среде на разных этапах общественного развития, ее меняющаяся роль в ходе исторического процесса, более конкретно определимся с понятием «социокультурные функции». <...> В нашей работе, несколько расширив его в соответствии с рассматриваемой проблемой, под «функцией риторики» мы будем понимать «значение, роль риторики на разных этапах исторического развития». <...> Для определения термина «социокультурные функции» необходимо конкретизировать термины «социализация», «социология культуры», «социокультурный подход». <...> Понятие «социокультурные функции» входит в круг проблем, рассматриваемых в рамках социальной культурологии. <...> Таким образом, «социокультурные функции» феноменов культуры можно определить как значение, влияние социально-экономических, политических, культурных, психологических факторов, то есть феноменов культуры на формирование и развитие общественных процессов и общества в целом. <...> Успех или неуспех ораторского выступления во многом зависит от субъективного фактора, то есть от способностей, уровня профессиональной подготовки и одаренности оратора. <...> Либо посредством выступления ритора складывается некая устойчивая локальная социальная конфигурация <...>
Структурно-функциональный_анализ_риторики_(2).pdf
Кемеровский государственный университет культуры и искусств научно-исследовательский институт прикладной культурологии П. И. Балабанов, л. т. зауэрвайн СТРУКТУРнО-ФУнКЦИОнАЛЬнЫЙ АнАЛИЗ РИТОРИКИ Кемерово 2009 1
Стр.1
УДК 808.5 ББК 83.7 Б20 Печатается по решению научного совета научно-исследовательского института прикладной культурологии Рецензенты: доктор философских наук, профессор В. И. Красиков доктор философских наук, профессор И. Ф. Петров научный редактор доктор философских наук, доцент В. Е. Комаров Ответственный за выпуск научный сотрудник Н. А. Дорошенко Балабанов, П. И., Зауэрвайн, Л. Т. Б20 Структурно-функциональный анализ риторики [Текст]: монография / П. И. Балабанов, Л. Т. Зауэрвайн. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2009. – 205 с. ISBN� 978-5-8�5�-0��5-7. В монографии рассматривается феномен риторики как специфическое культурное явление с позиции системно-структурного подхода, анализируются ее исторические корни, функционирование на различных исторических этапах развития европейского общества. Выявляется взаимосвязь ее структуры и функций в ретроспективе, а также ее роль в первой половине ХХ века. Предназначается для специалистов в области культурологии, преподавателей и студентов вузов и ссузов гуманитарного профиля. УДК 808.5 ББК 83.7 ISBN� 978-5-8�5�-0��5-7 5-7 �� Балабанов П. И., За лабанов П. И., Зауэрвайн Л. Т., 2009айн Л. Т., 2009 �� Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ XX – начало XXI вв. – эпоха глобальных культурных контактов, развития парламентаризма, разнообразных по целям массовых движений. Большое значение приобретают печатные и электронные средства массовой информации, деятельность которых способствует расширению указанных культурных процессов. Объективно в основе процессов массовых коммуникаций лежат слово, речь, имеющие национальные различия. независимо от этих различий, люди всегда осуществляют культурные коммуникации при помощи либо жестов, либо визуальных средств общения. но чаще всего таким средством выступает слово, независимо от национальной оболочки и благодаря общечеловеческому культурному контексту. Владение словом во всей его полноте позволяет осуществлять культурный диалог, столь насущный для современного культурного состояния народов нашей планеты. Культура владения словом в целях полноты и адекватности культурного диалога становится важным фактором современной политики, экономики, искусства, спорта и других сфер человеческой деятельности. Осознание значения культуры слова и ее дальнейшее развитие – необходимое условие для нормальной жизнедеятельности всего человечества. В условиях демократической открытости и свободы слова надо уметь пользоваться этой свободой, т. е. уметь говорить. Для России это особенно актуально, так как условия тоталитарного режима не способствовали развитию искусства слова. Манипулятивная культура слова обеспечивала, прежде всего, сам тоталитарный режим. Культуре владения словом уделялось большое внимание в истории человечества. Слово издревле изучалось философами, логиками, искусствоведами, историками. накопленная сумма знаний о слове аккумулировалась в особой научной дисциплине – риторике. Риторика в своем историческом развитии прошла определенные этапы. на каждом из таких этапов ставились и разрешались специфические для этой науки проблемы. Иными словами, в риторике есть свои достижения и свои нерешенные вопросы. на современном этапе к числу таковых относится проблема эффективности риторики, ее оптимального функционирования в современной культуре в силу достаточно жесткой конкуренции со стороны телевидения, кино, телевизионных мобильных средств связи и т. п., то есть средств экранной культуры. 3
Стр.3
В этом плане проблему настоящего исследования можно сформулировать следующим образом: выявление взаимосвязи внутренних составляющих структуры риторики как системного объекта и ее социокультурных функций в культурно-историческом процессе. Обозначив проблему нашего исследования, позволим себе привести несколько пространную цитату Дж. Холтона, которая, на наш взгляд, оригинально характеризует в любом научном исследовании работу с моделями, в том числе относящимися к концептуальному осмыслению риторики. «Поскольку мы еще только начали складывать вместе главные элементы будущих теорий научного воображения, нужно держаться подальше от любых схем, заранее обещающих полную уверенность. Здесь можно вспомнить одну историю, рассказанную Ле Корбюзье. После того как он изобрел «модулор», т. е. систему измерений, позволяющих фиксировать характерные размеры архитектурного пространства, городских строений и скульптурных элементов, Корбюзье горячо веря в эффективность и необходимость своего метода, стал его усиленно пропагандировать. Он даже приезжал в Принстон, чтобы убедить в этом Эйнштейна. Однако вместо желанного одобрения он получил гораздо более скромную и более адекватную оценку: Эйнштейн сказал ему, что данная схема не вызывала бы ни малейших возражений, если бы только она затрудняла получение плохих результатов и облегчала получение хороших» [�]. В этом плане нам бы хотелось, чтобы представление риторики в качестве системного объекта рассмотрения облегчало получение хороших результатов в ее дальнейшем исследовании. В завершение сказанного выражаем свою признательность лицам, конструктивное обсуждение с которыми обозначенной проблемы позволило уточнить ряд аспектов и тем самым сделать исследование более плодотворным – директору Института культуры Кемеровского государственного университета культуры и искусств, доктору культурологии, профессору Геннадию николаевичу Миненко, а также старшему преподавателю кафедры культурологии Александру Владимировичу Жарких. 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................................................................................. Глава � Рит�... Риторика как системн й об Глава �� кций ораторского до ����� ����� века § �. Зарождение и формирование риторики в античности............................ § 2. Эволюция риторики в средние века и новое время............................... Глава ��� ���.. Кул�� в России § �. Исторические корни и самобытность русской риторики в XI–X��III вв. .................................................................................................. § 2. Характерные черты русской риторики конца X��III–XIX Глава ��. Эволюция ораторского искусства в ��� ХХ вв. § �. Особенности риторики в Западной Европе XIX–ХХ XIX–ХХ вв. ...................... –ХХ вв. ...................... ��2 § 2. Риторика в России в первой половине ХХ в. ......................................... �6� Заключение........................................................................................................ �86 Примечания........................................................................................................ �88 Литература......................................................................................................... �9� X��III–XIX XIX вв. ............... ��� � первой половине �09 –XIX вв. ............... �23 27 60 л��турно�историческая специфика ораторского искусства ��.. Историческая динамика в�аимосвя�и структур� искусства Западной Европ� от а как системн�й об�ект.................................................. ур� и фун� античности 3 5 205
Стр.205