Соотношение понятий деловой (корпоративной) репутации в странах общего права и в российском праве . <...> Ограничительные условия в сделках и их влияние на стоимость бизнеса . <...> Основные принципы перехода гудвилл в сделках с бизнесом . <...> Переход гудвилл при ликвидации и банкротстве бизнеса . <...> 5 Введение мя не существует даже общепринятой орфографической нормы самого термина, и слово «гудвилл» употребляется как калька несклоняемого иностранного термина «goodwill» (гудвилл) и как вариант, адаптированный к русскоязычному склоняемому «гудвил». <...> Market Perception of Goodwill: Some Empirical EviThe Goodwill, the Bad and the Ugly / Corporate Write-downs // Economist. <...> 7 Введение ставляет собой сложившийся правовой институт, объектный состав которого включает не только шансы юридического лица на заключение новых контрактов, но и ряд других нематериальных активов. <...> В свою очередь нематериальные элементы объединяют значительную группу активов, включая исключительные права на объекты промышленной собственности, авторские права, фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарные знаки, лицензии, ноу-хау и пр. <...> В различных вариациях и объемах, в зависимости от конкретных особенностей того или иного бизнеса, к этим объектам можно отнести: установившиеся деловые связи бизнеса, приобретенную в глазах потребителей и заказчиков бизнеса репутацию, сложившуюся клиентуру, имидж управляющего персонала и сотрудников, возможность приобретения связей, наличие внеконтрактных отношений с потенциальными заказчиками, базы данных, секреты, незарегистрированные товарные знаки, незапатентованные технологии и пр. <...> Для того чтобы гудвилл компании мог определяться в денежном выражении, необходимо наличие двух элементов: 1) присутствие (или присутствие в перспективе) сверхприбыли и 2) преимущество в конкурентной борьбе за рынки3 . <...> Гудвилл – это неотъемлемый атрибут бизнеса, поэтому бизнес, который в состоянии производить конкурентоспособные товары или оказывать конкурентоспособные <...>
Гудвилл_бизнеса.pdf
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О С Т А Т У Т
Е.А. Ершова
ГУДВИЛЛ БИЗНЕСА
МОСКВА 2013
Стр.1
УДК 347
ББК 67.404
Е 80
Ершова Е.А.
Е 80
Гудвилл бизнеса. – М.: Статут, 2013. – 223 с.
ISBN 978-5-8354-0947-1 (в пер.)
В книге рассматривается широкий круг вопросов, связанных с известным
в зарубежном праве нематериальным активом, именуемым
«гудвилл», в том числе история его создания, объекты, которые формируют
гудвилл того или иного бизнеса, его система, время появления,
существования и прекращения, переход от одного правового носителя
к другому и иные вопросы. Автором проведен системный анализ гудвилл
с правовой точки зрения, рассмотрены причины, вызывающие
сложности его восприятия, а также необходимость создания в российском
гражданском праве соответствующей нормативной базы, регулирующей
объекты гудвилл, поскольку именно наличие гудвилл говорит
об успехе бизнеса.
Книга предназначена для широкого круга лиц, в том числе юристов,
предпринимателей, специалистов компаний, работающих в сфере продажи
бизнеса, а также иных лиц, интересы которых связаны с практическим
или теоретическим ведением бизнеса, его оценкой и различными
сделками, в которых он задействован. Особый интерес книга
может представлять для владельцев бизнеса, поскольку в ней отражена
проблема обеспечения правовой защиты бизнеса в случае использования
методов недобросовестной конкуренции как юридическими,
так и физическими лицами – сотрудниками предприятий.
УДК 347
ББК 67.404
ISBN 978-5-8354-0947-1
© Е.А. Ершова, 2013
© Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................................5
Глава первая
Институт гудвилл как неотъемлемая составляющая бизнеса ...............10
1.1. Понятие «гудвилл» и сферы его применения ..............................10
1.2. История создания термина «гудвилл» ..........................................14
1.3. Создание и время действия гудвилл ............................................23
1.4. Формирование гудвилл бизнеса...................................................24
1.5. Основные проблемы, вызывающие сложности
при применении института гудвилл ............................................27
Глава вторая
Практические аспекты применения гудвилл при ведении бизнеса ........33
2.1. Экономические и правовые аспекты гудвилл .............................33
2.2. Время жизни гудвилл ...................................................................35
2.3. Виды гудвилл ................................................................................43
2.3.1. Гудвилл местоположения ...................................................44
2.3.2. Гудвилл наименования .......................................................47
2.3.3. Личный и профессиональный гудвилл ..............................50
2.3.4. Гудвилл товара и товарных знаков .....................................59
2.3.5. Гудвилл патентов, авторских прав
и производственных секретов ............................................62
2.3.6. Гудвилл, происходящий из лицензий и контрактов..........66
2.3.7. Гудвилл монопольного права .............................................69
2.3.8. Гудвилл самого бизнеса ......................................................70
2.4. Этапы развития гудвилл и увеличения стоимости бизнеса ........72
2.5. Соотношение понятий деловой (корпоративной) репутации
в странах общего права и в российском праве ............................75
2.6. Гудвилл и деловая репутация в российском праве ..................... 90
3
Стр.3
Глава третья
Правовая природа гудвилл ....................................................................94
3.1. Гудвилл и нематериальные активы бизнеса .................................94
3.2. Гудвилл коммерческий и юридический .....................................100
3.3. Гражданско-правовая классификация гудвилл ........................108
3.4. Гудвилл как актив и объект имущества бизнеса ....................... 115
Глава четвертая
Сделки с бизнесом ..............................................................................128
4.1. Способы реализации сделок с участием гудвилл ......................128
4.2. Ограничительные условия в сделках и их влияние
на стоимость бизнеса .................................................................. 132
4.3. Основные принципы перехода гудвилл в сделках с бизнесом ....143
4.3.1. Переход гудвилл в сделках с бизнесом .............................145
4.3.2. Переход гудвилл при сделках внутри бизнеса .................155
4.3.3. Переход гудвилл в договорах франчайзинга ....................156
4.3.4. Переход гудвилл при ликвидации
и банкротстве бизнеса .......................................................160
4.3.5. Переход гудвилл в случае увольнения работников ..........165
Глава пятая
Правовые носители гудвилл ...............................................................168
5.1. Система гудвилл бизнеса ............................................................168
5.2. Правовые носители гудвилл....................................................... 173
5.2.1. Правовые носители гудвилл местоположения ................175
5.2.2. Правовые носители личного гудвилл ...............................180
5.2.3. Правовые носители гудвилл наименования ....................185
5.2.4. Правовые носители гудвилл монопольного права ..........196
Глава шестая
Хронология основных судебных процессов,
заложивших основы института гудвилл ..............................................200
Литература ......................................................................................... 217
Стр.4