ISSN 1994-1471
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия»
АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
РОССИЙСКОГО ПРАВА
¹ 1 (6)
2008
МОСКВА 2008
Стр.1
Журнал «Актуальные проблемы российского права» издается государственным
образовательным учреждением высшего профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия» с 2004 г. и
выходит четыре раза в год.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного
наследия (свидетельство ПИ ¹ ÔÑ77-25128 от 28 июля 2006 ã.).
В соответствии с решением Президиума Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования и науки Российской Федерации журнал
«Актуальные проблемы российского права» включен в Перечень ведущих отечественных
рецензируемых научных журналов и изданий гуманитарного и
общественно-научного профилей, в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней
кандидата и доктора наук (решение Президиума Высшей аттестационной
комиссии Минобрнауки России от 20 октября 2006 ã. ¹ 39/88).
Адрес ðåäàêöèè: 123995 ã. Ìîñêâà, óë. Ñàäîâàÿ-Êóäðèíñêàÿ, ä. 9, êàá.
759, УНИ ÌÃÞÀ; òåë./ôàêñ: (495) 2448578
Журнал издается при финансовой поддержке Международной академии
предпринимательства.
Учредитель и издатель не несут ответственности за ущерб, который может
последовать в результате использования, неиспользования или ненадлежащего
использования информации, содержащейся в настоящем издании.
Полное или частичное воспроизведение в печатной или электронной
форме материалов, содержащихся в настоящем издании, допускается только
с письменного разрешения редакции.
Редакционная коллегия:
О.Е. Кутафин, академик РАН, д-р юрид. наук, профессор,
президент МГЮА (главный редактор)
В.В. Блажеев, канд. юрид. наук, профессор, ректор МГЮА
(зам. главного редактора)
И.М. Мацкевич, д-р юрид. наук, профессор, первый проректор МГЮА,
проректор по научной работе (зам. главного редактора)
К.А. Бекяшев, д-р юрид. наук, профессор
Е.Ю. Грачева, д-р юрид. наук, профессор, проректор МГЮА
по учебной работе
К.Н. Гусов, д-р юрид. наук, профессор
Г.К. Дмитриева, д-р юрид. наук, профессор
И.В. Ершова, д-р юрид. наук, профессор
И.А. Исаев, д-р юрид. наук, профессор
Е.П. Ищенко, д-р юрид. наук, профессор
С.Ю. Кашкин, д-р юрид. наук, профессор
Е.И. Козлова, д-р юрид. наук, профессор
П.А. Лупинская, д-р юрид. наук, профессор
В.П. Мозолин, д-р юрид. наук, профессор
Л.Л. Попов, д-р юрид. наук, профессор
Т.Н. Радько, д-р юрид. наук, профессор
А.И. Рарог, д-р юрид. наук, профессор
Е.Р. Россинская, д-р юрид. наук, профессор
Б.А. Страшун, д-р юрид. наук, профессор
В.Е. Усанов, ректор Международной
академии предпринимательства
В.Д. Элькин, канд. техн. наук, профессор
В.Е. Эминов, д-р юрид. наук, профессор
© ÌÃÞÀ, 2008
2
3
Стр.2
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Горяинов О.В.,
аспирант Самарского муниципального
университета Наяновой
ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ Т. ГОББСА
В КОНТЕКСТЕ МЕТАФИЗИКИ ЧЕЛОВЕКА
Концепция государства и права в доктрине Томаса Гоббса строится на
основе специфического понимания человеческой природы. Способ мышления
английского философа соединил в себе два направления, характерные
для научного познания XVII—XVIII ââ. С одной ñòîðîíû, Ò. Гоббс четко
обозначил антропологический характер своей философии, позиционировав
человека в центре всех конструктов своей мысли. С другой стороны,
идею метафизики человека как первоначального звена рассуждений английский
философ соединил с новым типом познания, характерным для
XVII века, наметив переход к новому пониманию научной дефиниции. Это
проявилось в смене акцентов вопрошания мыслителя при изучении того
или иного явления: мысль устремилась не столько на обнаружение того,
что есть некоторое целое, но почему оно есть 1
. Другими словами, механицизм
научного и философского знания той эпохи задал модель понимания
всех явлений в модусе некоторого движения. Поэтому, обращаясь к истокам
социологии права, Георг Гурвич связывал имя Гоббса «не столько с социологией
права, сколько с натуралистической философией права, которая
базируется на применении механики в изучении социальных явлений»2
.
Обоснованность обращения к характеристике человеческой природы
для Т. Гоббса обусловлена следующими соображениями. Специфика метода
английского философа проявилась в особом понимании субъектно-объектных
отношений. «Между природой и обществом находится человек, который
является одновременно творцом общества (т.е. субъектом. — О.Г.) и
объектом»3
Особенности естественно-правовой теории Т. Гоббса ...
Горяинов О.В.
. Очевидно, что такими «действующими телами» могут быть не только
предметы материального мира, а, скорее, сам человек.
Проблематику, составляющую предмет исследования Т. Гоббса, вобравшую
в себя вопросы человеческой природы и идею «естественного состояния»,
можно объединить под общим понятием метафизики человека,
которая раскрывается через сентенцию, что человек есть субъект и объект
одновременно. «Без знания человека и его природы нельзя будет понять ни
образования общества, ни его развития. Его (Гоббса. — О.Г.) теория о человеке
является, поэтому, главным образом, введением в его теорию государства;
и ее нужно изучать в связи с его теорией о праве и государстве»2
. Метафизика
человека становится методологической предпосылкой, необходимой
для анализа государственных и правовых явлений. Обращаясь к специфике
метода Гоббса, Э. Кассирер пишет: «Его учение о государстве лишь
постольку остается в пределах философии, поскольку оно полностью согласуется
с ее универсальным методом; оно может и желает быть ни чем иным,
как применением этого метода к его особому объекту»3
. Таким образом,
. Субъект ставится в центр рассуждений не только фигурально:
он являет собой единство объективной (природной) реальности, с одной
стороны и творческий продукт его же деятельности, выражающийся в виде
общества и государства, — с другой. Таким образом, человек становится
целью и причиной всех процессов мироздания одновременно. «Причину
всех следствий, стало быть, нужно искать в специальных свойствах действу1
Ñì.: Кассирер Ý. Философия Просвещения. Ì., 2004. Ñ. 278—281.
2 Гурвич Ã.Ä. Философия и социология ïðàâà: Избранные сочинения. ÑÏá., 2004. Ñ. 618.
3 Цит. по:Ческис Л.А. Томас Гоббс. Родоначальник современного материализма. М., 1924.
Ñ. 79.
4
следует сделать важное методологическое заключение, необходимое для
анализа теории Т. Гоббса. Изучать правовые и государственные явления в
теории Гоббса возможно не как внешние, зачастую противостоящие человеку
явления (т.е. в общепринятом смысле как системы регулирования общественных
отношений и аппарата принуждения), а как события жизни самого
человека. Будучи субъектом и объектом одновременно, он заключает в
себе и причины права и государства, и способы их проявления во вне.
Человеческие способности, через которые Гоббс раскрывает идею человека,
четко поделены на две группы — физические и духовные. Категория
физических предполагает способность питаться, двигаться и размножаться.
Духовные определяются преимущественно способностью к познанию и к
волевым действиям. В основе это деления лежит важная для Гоббса граница
интуитивного (животного) начала в человеке, с одной стороны и рационального
восприятия окружающей действительности — с другой. Существенно,
что каждая из характеристик интересна для нас не в статике, а в динамике,
то есть в специфике их проявлений в процессе жизнедеятельности
человека. Поэтому следует согласиться с формулировкой В.Г. Камбурова:
«В человеке совершаются два вида движений: одно — чисто физиологическое,
как кровообращение, пульс и т.д., другое — духовное, иначе называемое
— волевое движение: ходить, говорить и т.д.»4
1 Ческис Ë.À. Óêàç. ñî÷. Ñ. 58.
.
2 Там æå. Ñ. 79.
3 Кассирер Ý. Óêàç. ñî÷. Ñ. 280.
4 Камбуров Â.Ã. Идея государства у Ãîááñà. Êèåâ, 1906. Ñ. 119.
5
ющего тела», — пишет Л.А. Ческис в своем анализе философской доктрины
Гоббса 1
Стр.3