Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Программа-минимум кандидатского экзамена по культурологии (110,00 руб.)

0   0
Первый авторДьякова Тамара Александровна
АвторыСимонова Светлана Анатольевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц31
ID236059
Аннотация Данная программа кандидатского минимума по специальности – Теория и история культуры ориентирована на общетеоретическую компоненту культурологического знания, обобщающую и систематизирующую эмпирические данные об исторической динамике и современном состоянии культуры. Программа определяет круг вопросов, в которых обязаны ориентироваться аспиранты и соискатели, претендующие на получение степени кандидата философских науки культурологии.
Дьякова, Т.А. Программа-минимум кандидатского экзамена по культурологии / С.А. Симонова; Т.А. Дьякова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 31 с. — 31 с. — URL: https://rucont.ru/efd/236059 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т. А. Дьякова, С. А. Симонова ПРОГРАММА-МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ Учебная программа Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 29 декабря 2011 г., протокол № 1400-10 Рецензент канд. психол. наук, доцент О. П. Макушина Программа-минимум кандидатского экзамена подготовлена на кафедре культурологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> 29 3 ВВЕДЕНИЕ Данная программа кандидатского минимума по специальности 24.00.01– теория и история культуры ориентирована на общетеоретическую компоненту культурологического знания, обобщающую и систематизирующую эмпирические данные об исторической динамике и современном состоянии культуры. <...> Программа кандидатского экзамена в целом рассчитана на знание и понимание специфики интерпретации вопросов в рамках философского и культурологического дискурсов. <...> Общее и отличное в понимании культуры в рамках специальнонаучного и культурологического знания. <...> Духовное производство как создание, хранение, распространение и освоение духовных ценностей, норм, знаний, значений и представлений. <...> Структурные составляющие экономической культуры: экономические знания, ценности и регулятивы. <...> Трудовая деятельность человека как главный структурообразующий фактор экономической культуры. <...> Экономическая культура как система норм и ценностей, регулирующих экономическое повеление и играющих роль социальной памяти. <...> Специфика динамики экономической культуры: проблемы организации собственности, производства и потребления. <...> Структурные составляющие политической культуры: политические знания, ценности и регулятивы. <...> Специфика <...>
Программа-минимум_кандидатского_экзамена_по_культурологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т. А. Дьякова, С. А. Симонова ПРОГРАММА-МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ Учебная программа Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение.............................................................................................................4 2. Теория культуры ...............................................................................................5 3. История культуры ...........................................................................................16 4. Вопросы для кандидатского минимума........................................................26 5. Литература .......................................................................................................29 3
Стр.3
вопоставления культуры и цивилизации в немецкой социальнофилософской традиции. Н. Бердяев о культуре и цивилизации. Цивилизация как технологический аспект культуры. Современные трактовки цивилизации. Характерные черты современной цивилизации: технологичность, урбанизация, сциентизм, правовое и демократическое государство и др. Отход от европоцентричных концепций цивилизации, поливариантность в определении цивилизации в XX в. и ее причины. Современные цивилизационные процессы в мире. Культура и природа. Культура и природа как взаимодополняющие понятия современной теории культуры. Культура как компенсация биологической недостаточности человека. Поиск аналогов между функционированием человеческой культуры и моделями поведения стадных животных. Культура как способ и результат освоения природы. Роль географической среды в формировании культуры. И. Г. Гердер и Ш. Монтескье о влиянии климатических условий на общественное устройство. Л. И. Мечников о роли водного пространства в развитии цивилизации. Культурная экология (Дж. Стьюард, М. Салинс). Проблема формирования экологической культуры. Культура и деятельность. Проблема целеполагания в культуре и определение смыслов культурного бытия. Человек как субъект деятельности. Отражение структуры человеческих потребностей в структуре культуры (У. Самнер, З. Фрейд, Б. Малиновский, М. С. Каган, М. Харрис и др.). Творчество как высшее проявление деятельности. Признаки творческой деятельности. Культурологические концепции творчества. Производство как целенаправленная деятельность. Духовное производство как создание, хранение, распространение и освоение духовных ценностей, норм, знаний, значений и представлений. Специфика духовного производства. 3. Культура как знаково-символическая система Значение как специфически культурное средство соединения человека с миром и обществом. Роль культурных значений в ориентации человеческой жизнедеятельности. Основные сферы обозначивания: природная, предметная и духовная. Проблема сохранения и изменения значений. Типы значений. Культура как универсальная знаковая система. Понятие «знака» и «знаковой системы». Сущность и виды знаков. Основные виды знаковых систем. Специфика знака-символа. Язык как способ создания, хранения, переработки и передачи культурной информации. Виды языков. Вторичные моделирующие системы. Языковая картина мира. Язык и письменность. Характерные особенности дописьменных, письменных и «постписьменных» культур. Молчание как культурный феномен. Угроза отчуждения языка в современной культуре. 6
Стр.6
Культура как текст. Многообразие форм существования культурного текста. Специфика и сущность текста. Текст и контекст. Текст и код. «Гипертекст» как феномен информационной культуры. 4. Культура как совокупный духовный опыт Миф. Основные подходы к изучению мифа в истории культуры. Понятие мифа, его сущность. Генезис мифа. Ритуал и обряд как способы существования мифа. Сакральное и профанное. Миф и магия. Архетипическая природа мифа. Миф и сказка. Онтологические, психологические и другие предпосылки сохранения мифов в современной культуре. Основные причины усиления мифотворчества в XX в. Религия. Основные подходы к определению сущности религии. Составные элементы религиозной системы. Феномен веры. Классификация религий. Племенные, национальные и мировые религии. Место и роль религии в культуре ХХ в. Классические религии и неореформаторство. Распространение нетрадиционных религий в современной западной культуре. Социокультурные факторы возрождения мистики, оккультизма, спиритизма. Сатанизм и демонология в современной культуре. Искусство. Сущность и природа искусства. Социокультурные смыслы искусства. Искусство как код культуры. Искусство как создание новых реальностей. Теории происхождения искусства. Функции искусства. Морфология искусства. Каноны, традиции и инновации в искусстве. Эстетический идеал различных культур. Искусство как культурное наследие. Схема развития искусства Г. Гегеля. Закон развития мирового искусства X. Ортеги-и-Гассета. Концепция динамики искусства П. Сорокина. Понятие художественного образа. Стили, направления, жанры в искусстве. Философия. Философия как «душа культуры». Специфика западной и восточной философии. Своеобразие русской философии. 5. Технологическая культура Наука как форма культуры. Наука как культурный феномен, специализированная форма культуры. Социокультурные детерминанты науки. Характеристика научного и постнаучного типов культуры и моделей человека в концепции Дж. Фейблмана. Модели научного знания: классическая, неклассическая, неоклассическая. Сциентизм и антисциентизм. Наукофобия. Аксиологическая антропоцентризация современной науки. Гуманитарные основания познавательной экспансии. Экологизация науки. Научные мифы. Техника и культура. Технологическая культура. Роль и место техники в структуре культуры. Понятие техники. Инструментальный и внетехнологические (социокультурные, ценностные, историко-цивилизационные) 7
Стр.7
смыслы техники. Техника как искусство и мастерство, понятие «techne» в античности. Антропологические основания феномена техники в концепции Э. Каппа. Мир техники в пространстве культуры. Техническая культура. Характеристика техницизма как особого типа ментальности. Технология как культурный феномен. Этапы технологического развития в концепции X. Ортеги-и-Гассета: «технология случая», «технология мастерового», «технология техники». Становление и развитие технологической культуры. Особенности технологической культуры. 6. Социальная культура Хозяйственная культура. Понятие экономической деятельности как деятельности, направленной на жизнеобеспечение. Место экономики в структуре культуры. Экономика как саморегулирующаяся иерархическая система, ее уровни. Понятие экономической культуры. Структурные составляющие экономической культуры: экономические знания, ценности и регулятивы. Трудовая деятельность человека как главный структурообразующий фактор экономической культуры. Экономическая культура как система норм и ценностей, регулирующих экономическое повеление и играющих роль социальной памяти. Типы экономических систем и экономических субъектов. Институциональные формы экономической культуры. Структура экономической единицы. Экономические представления. Модели экономического поведения. Ценностно-мотивационные основания экономической деятельности. Трансляция экономической культуры. Базовые модели экономической культуры. Частная собственность как культурный феномен. Рыночная культура либеральной цивилизации. Специфика динамики экономической культуры: проблемы организации собственности, производства и потребления. Связи экономической культуры с другими специализированными формами культуры. Особенности экономической культуры современной России. Политическая и правовая культура. Понятие политической деятельности как деятельности направленной на организацию социального взаимодействия. Политика как феномен культуры. Ценностномотивационные основания политической деятельности и ее оценка. Легитимность власти и культура. Понятие политической культуры. Многообразие подходов к определению сущности политической культуры. Структурные составляющие политической культуры: политические знания, ценности и регулятивы. Особенности политических культур западного и восточного типов. Особенности российской политической культуры. Понятие и сущность правовой культуры. Место правовой культуры в системе культуры общества. Функции правовой культуры. Структура правовой культуры: правовые знания, ценности и регулятивы. Виды правовой 8
Стр.8