Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Основы монументально-декоративной живописи. Два цвета (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКоваленко В. Т.
АвторыМатовников С. А., Матовникова Н. Г.
ИздательствоВолгогр. гос. архит.-строит. ун-т
Страниц108
ID235631
АннотацияСодержатся теоретические материалы и программа практических занятий по спецкурсу «Два цвета». Учебные задания с использованием приема двухцветной живописи направлены на подготовку учащихся к умению выразить в работе большие художественные идеи малыми изобразительными средствами.
ISBN978-5-98276-532-1
УДК75.052(075.8)
ББК85.146.1я73
Коваленко, В. Т. Основы монументально-декоративной живописи. Два цвета : учеб.-практич. пособие / С. А. Матовников, Н. Г. Матовникова; В. Т. Коваленко .— Волгоград : Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т, 2012 .— 108 с. — ISBN 978-5-98276-532-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/235631 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДВА ЦВЕТА Учебно-практическое пособие Волгоград ВолгГАСУ 2012 УДК 75.052075.8 ББК 85.146.1я73 К 562 Р е ц е н з е н т: кандидат искусствоведения, член Союза художников РФ, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Волжского института строительства и технологий ВИСТех Т. А. Полончук доцент кафедры дизайна и монументально-декоративного искусства ВолгГАСУ, кандидат архитектуры Л. <...> Возможности использования цвета в декоративном решении изображения. <...> Изучение колористических характеристик разных цветовых гамм . <...> Основы монументально-декоративной живописи для третьего курса . <...> Слияние фигуры модели с декоративным фоном . <...> Стояая фигура модели в декоративном пространстве интерьера. <...> Сидяая фигура модели в декоративном пространстве интерьера . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕЦЕНЕНТА В основе книги лежит материал, наколеннй В. Т. Коваленко а более чем дестилетний срок реодавани редмета Сеживоись дл студентов сеиальности Монументально-декоративное искусство. <...> Т. А. Полончук 5 ВВЕДЕНИЕ Монументально-декоративная живопись — это особый вид искусства, обладаюий своей спецификой, которая обусловлена его включенностью в обий процесс создания архитектурного произведения. <...> В связи с этим особенно важен интерес художников-монументалистов к глобальным обечеловеческим проблемам экология, война и мир, выживание человечества, освоение космоса, вопросы культуры, межчеловеческого обения и др. <...> Примеры использования ограниченного колорита в произведениях античных мастеров декоративно-прикладного искусства Рис. <...> Примеры использования ограниченного колорита в авангардном искусстве кубизм, конструктивизм начала ХХ века Именно подготовке студентов к умению выразить в работе большие идеи малыми средствами и служат учебные задания с использованием приема двухцветной живописи. <...> Монохромия, полихромия — соответственно одноцветие и многоцветие. ооринаты цвета <...>
Основы_монументально-декоративной_живописи._Два_цвета_.pdf
УДК 75.052075.8 ББК 85.146.1я73 К 562 Р е ц е н з е н т: кандидат искусствоведения, член Союза художников РФ, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Волжского института строительства и технологий ВИСТех Т. А. Полончук доцент кафедры дизайна и монументально-декоративного искусства ВолгГАСУ, кандидат архитектуры Л. . Главатских Утверждено редакионно-идательским советом университета в качестве учебно-рактического особи К 562 Коваленко, В Т Основы монументально-декоративной живописи. Два цвета Электронный ресурс : учебно-практическое пособие / В. Т. Коваленко, С. А. Матовников, Н. Г. Матовникова  М-во образования и науки Росс. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Электронные текстовые и графические данные 410 Мбайт. — Волгоград : ВолгГАСУ, 2012. — Учебное электронное издание комбинированного распространения : 1 -диск. — Систем. требования: РС 486 -33 M   2-скоростной дисковод -M   6.0. — Официальный сайт Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Режим доступа: ://.. //-/ — агл. с титул. экрана.  978-5-98276-532-1 Содержатся теоретические материалы и программа практических занятий по спецкурсу Два цвета. Учебные задания с использованием приема двухцветной живописи направлены на подготовку учаихся к умению выразить в работе большие художественные идеи малыми изобразительными средствами. Для студентов 1—5 курсов направления Монументально-декоративное искусство. Для удобства работы с изданием рекомендуется пользоваться функцией  акладки в боковом меню программы  . УДК  К я Нелегальное использование данного продукта запреено  978-5-98276-532-1  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, 2012
Стр.2
Олавление ПРЕДИСЛОВИЕ РЕЦЕНЕНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 СЛОВАР ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВ ИСПОЛОВАНИ ЦВЕТА . . . . . . . . . . 12 1. Простые цветовые системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.1. Монохромия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 1.2. Система белый — красный — черный. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 2. Полихромия. Цветовой круг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 2.1. Построение двенадцатичастного цветового круга . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 2.2. Виды цветовых кругов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 2.3. Цветовые комбинации на основе цветового круга . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 2.3.1. Ахроматические цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 2.3.2. Основные цвета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 2.3.3. Составные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 2.3.4. Сложные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.4. Полный цветовой круг. Цветовые сочетания, контрасты и нюансы. Цветовая гармония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.4.1. Контрастные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 2.4.2. Дополнительные цвета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 2.4.3. Нюансные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 2.4.4. Родственные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 2.4.5. Родственно-контрастные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 2.4.6. Нейтральные цвета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 3. Гармония цветовых сочетаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 4. Цветовые ряды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 5. Использование цвета. Цветовые ассоциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 5.1. Классификация цветовых ассоциаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 5.2. Наиболее однозначные цветовые ассоциации: температурные, весовые, слуховые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 5.3. Исследования цветовых ассоциаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 6. Воздействие цвета на человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 6.1. Эмоциональное воздействие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 6.2. Физиологическое и терапевтическое воздействие . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 6.3. Цветовые предпочтения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 6.3.1. Обективные факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 6.3.2. Субективные факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 6.3.3. Индивидуальные предпочтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 6.4. Эмоционально-пространственные свойства некоторых цветов . . . . . . . . . . 61 Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКААНИ К ПРАКТИЧЕСКИМ АНТИМ . . . . . . 62 7. Основы монументально-декоративной живописи для первого курса. . . . . . . . . 63 7.1. Возможности живописи с ограниченной палитрой. Написание натюрморта. . . 64 7.2. Возможности использования цвета в декоративном решении изображения. Декоративное решение натюрморта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 7.3. Изучение колористических характеристик разных цветовых гамм . . . . . . . . 66 7.3.1. Натюрморт в холодной гамме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 7.3.2. Натюрморт в теплой гамме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 7.4. Исследование дополнительных цветов. Натюрморт на базе дополнительных цветов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 3
Стр.3
7.5. Изучение изменений цвета в пространстве обусловленные цвета и на локальной форме собственные цвета. Натюрморт в видимом пространстве 70 7.6. Изучение влияния освеения на цвето-формообразование. Натюрморт с боковым освеением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 8. Основы монументально-декоративной живописи для второго курса. . . . . . . . . 74 8.1. Пластика человеческого лица поплечный портрет . . . . . . . . . . . . . . . . 75 8.2. Модель в пространстве погрудный портрет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 8.3. Взаимодействие фигуры и фона контраст — нюанс . . . . . . . . . . . . . . . 80 8.4. Характерная пластика модели поясной портрет с руками . . . . . . . . . . . . 83 9. Основы монументально-декоративной живописи для третьего курса . . . . . . . . 86 9.1. Легкость формы. Слияние фигуры модели с декоративным фоном . . . . . . . . 87 9.2. Массивность формы. Выступание фигуры модели из декоративного фона. . . . 89 10. Основы монументально-декоративной живописи для четвертого курса . . . . . . 92 10.1. Стояая фигура модели в декоративном пространстве интерьера. . . . . . . . 93 10.2. Сидяая фигура модели в декоративном пространстве интерьера . . . . . . . 95 11. Основы монументально-декоративной живописи для пятого курса. . . . . . . . . 99 АКЛЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННО ЛИТЕРАТУР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕЦЕНЕНТА В основе книги лежит материал, наколеннй В. Т. Коваленко а более чем дестилетний срок реодавани редмета Сеживоись дл студентов сеиальности Монументально-декоративное искусство. Метод двух ветов, исольованнй в реодавании, дал неожиданно хороий и ффективнй реультат. а десть лет накоились работ студентов, встроивиес в рекраснй виуальнй рд, омогаие онть вс методику. Сам метод уже аробирован в нескольких художественнх вуах оссии. Следует отметить, что студент с удовольствием работат о той методике, добивась отличнх реультатов, т. к. метод настраивает на творчество, аставлет мслить свободно, даже ровлть неку ветову иобретательность, что так необходимо в дальнейей самостотельной работе. Суть данного метода состоит в единовременном исольовании в живоисной работе только двух ветов и сектра их тонов и олутонов валров. Также редолагаетс исольование либо контрастнх, либо нанснх ветовх сочетаний. Сначала метод адумвалс только как всомогательное уражнение дл студентов сеиальности МДИ. Потом стала встраиватьс система, котора ослужила баой дл самостотельной дисилин снов монументально-декоративной живоиси. Метод раработан на основе ота творчества и едагогической детельности члена Соа художников Ф, аслуженного художника оссии рофессора кафедр диайна и монументально-декоративного искусства ВолгГАСУ В. Т. Коваленко. В  году в Волгоградском муее иобраительнх искусств состолась его ерсональна вставка Модель и вет, в ксоии которой воли наисанне с исольованием риема двух ветов работ, что можно о раву считать началом комлексной методики двухветнх картин. После накомства с тим методом реодавателей рда московских художественнх вуов его стали исольовать в МГХПУ им. Строганова на факультете монументального искусства. Введение, а также ервй радел, освеннй теоретическим воросам ветоведени, наисан совместно с С. А. Матовниковм и Н. Г. Матовниковой. Во втором раделе дан краткие методические укаани и редставлен студенческие работ натрморт, ортрет, обнаженне модели, многофигурне комоиии, волненне студентами . Аксеновой, Л. Алфутовой, М. Антоненко, А. Каланиковой, М. Каманской, К. Квочкиной, С. Колесниченко, С. Коруновм, А. Кудрвевой, Т. Пахуновой, А. Протооовм, М. Тараатой, Т. Татаренко, Т. Урусовой, А. Худуинм, А. ветковой, Л. имбал, Л. Шииловой. Т. А. Полончук 5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Монументально-декоративная живопись — это особый вид искусства, обладаюий своей спецификой, которая обусловлена его включенностью в обий процесс создания архитектурного произведения. Следовательно, она является полноправным и зачастую очень важным этапом всего архитектурного творчества, своеобразным смысловым и эстетическим завершением архитектурного сооружения как обекта художественной культуры. Включенность монументально-декоративной живописи в архитектуру диктует не столько большие размеры изображения, сколько его социальную направленность, нацеленность на возникновение диалога между архитектурным произведением и зрителем. Автор-монументалист может сделать архитектуру более выразительной, наполненной большими смыслами, т. е. превратить ее в говоряую материю, переведя высокую абстракцию архитектурного образа в плоскость более понятного зрителю художественного языка. Возможностью обогатить, очеловечить архитектуру при помои монументально-декоративного искусства люди пользовались на протяжении всей истории культуры росписи, мозаики, витражи культовых, жилых или обественных сооружений и пр. рис. 1. Это стало особенно актуально сегодня, когда в обестве наблюдается определенный кризис эстетических идей, ценностных приоритетов и нравственных установок. Сегодня профессиональное монументально-декоративное искусство, с его опорой на обенациональные, ментальные особенности страны и обегосударственные, обенародные ценности обества в целом, становится все более актуальным. Оно может стать действенной альтернативой как унифицированной культуре обества потребления с ее рекламными баннерами, постерами и лайт-боксами, так и нонконформистской молодежной субкультуре — стритарту, с зачастую негативистскими настенными росписями-граффити. В связи с этим особенно важен интерес художников-монументалистов к глобальным обечеловеческим проблемам экология, война и мир, выживание человечества, освоение космоса, вопросы культуры, межчеловеческого обения и др.. Подобный масштаб художественного обобения традиционно был характерен для лучших произведений мирового монументально-декоративного искусства. 6
Стр.6