УДК 75.052075.8
ББК 85.146.1я73
К 562
Р е ц е н з е н т:
кандидат искусствоведения, член Союза художников РФ, доцент кафедры
дизайна архитектурной среды Волжского института строительства и технологий ВИСТех
Т. А. Полончук доцент кафедры дизайна и монументально-декоративного искусства
ВолгГАСУ, кандидат архитектуры Л. . Главатских
Утверждено редакионно-идательским советом университета
в качестве учебно-рактического особи
К 562
Коваленко, В Т
Основы монументально-декоративной живописи. Два цвета Электронный
ресурс : учебно-практическое пособие / В. Т. Коваленко, С. А. Матовников,
Н. Г. Матовникова М-во образования и науки Росс. Федерации, Волгогр.
гос. архит.-строит. ун-т. — Электронные текстовые и графические данные
410 Мбайт. — Волгоград : ВолгГАСУ, 2012. — Учебное электронное издание
комбинированного распространения : 1 -диск. — Систем. требования:
РС 486 -33 M 2-скоростной дисковод -M
6.0. — Официальный сайт Волгоградского государственного
архитектурно-строительного университета. Режим доступа: ://..
//-/ — агл. с титул. экрана.
978-5-98276-532-1
Содержатся теоретические материалы и программа практических занятий
по спецкурсу Два цвета. Учебные задания с использованием приема двухцветной
живописи направлены на подготовку учаихся к умению выразить в работе
большие художественные идеи малыми изобразительными средствами.
Для студентов 1—5 курсов направления Монументально-декоративное
искусство.
Для удобства работы с изданием рекомендуется пользоваться функцией
акладки в боковом меню программы .
УДК
К я
Нелегальное использование данного продукта запреено
978-5-98276-532-1
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волгоградский государственный
архитектурно-строительный университет, 2012
Стр.2
Олавление
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕЦЕНЕНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
СЛОВАР ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВ ИСПОЛОВАНИ ЦВЕТА . . . . . . . . . . 12
1. Простые цветовые системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.1. Монохромия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2. Система белый — красный — черный. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2. Полихромия. Цветовой круг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.1. Построение двенадцатичастного цветового круга . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2. Виды цветовых кругов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3. Цветовые комбинации на основе цветового круга . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3.1. Ахроматические цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3.2. Основные цвета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.3.3. Составные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.3.4. Сложные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2.4. Полный цветовой круг. Цветовые сочетания, контрасты и нюансы.
Цветовая гармония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2.4.1. Контрастные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
2.4.2. Дополнительные цвета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2.4.3. Нюансные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2.4.4. Родственные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.4.5. Родственно-контрастные цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.4.6. Нейтральные цвета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
3. Гармония цветовых сочетаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
4. Цветовые ряды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
5. Использование цвета. Цветовые ассоциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
5.1. Классификация цветовых ассоциаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
5.2. Наиболее однозначные цветовые ассоциации: температурные,
весовые, слуховые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
5.3. Исследования цветовых ассоциаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
6. Воздействие цвета на человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
6.1. Эмоциональное воздействие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
6.2. Физиологическое и терапевтическое воздействие . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
6.3. Цветовые предпочтения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
6.3.1. Обективные факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
6.3.2. Субективные факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
6.3.3. Индивидуальные предпочтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
6.4. Эмоционально-пространственные свойства некоторых цветов . . . . . . . . . . 61
Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКААНИ К ПРАКТИЧЕСКИМ АНТИМ . . . . . . 62
7. Основы монументально-декоративной живописи для первого курса. . . . . . . . . 63
7.1. Возможности живописи с ограниченной палитрой. Написание натюрморта. . . 64
7.2. Возможности использования цвета в декоративном решении изображения.
Декоративное решение натюрморта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
7.3. Изучение колористических характеристик разных цветовых гамм . . . . . . . . 66
7.3.1. Натюрморт в холодной гамме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
7.3.2. Натюрморт в теплой гамме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
7.4. Исследование дополнительных цветов. Натюрморт на базе
дополнительных цветов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
3
Стр.3
7.5. Изучение изменений цвета в пространстве обусловленные цвета
и на локальной форме собственные цвета. Натюрморт в видимом пространстве
70
7.6. Изучение влияния освеения на цвето-формообразование.
Натюрморт с боковым освеением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
8. Основы монументально-декоративной живописи для второго курса. . . . . . . . . 74
8.1. Пластика человеческого лица поплечный портрет . . . . . . . . . . . . . . . . 75
8.2. Модель в пространстве погрудный портрет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
8.3. Взаимодействие фигуры и фона контраст — нюанс . . . . . . . . . . . . . . . 80
8.4. Характерная пластика модели поясной портрет с руками . . . . . . . . . . . . 83
9. Основы монументально-декоративной живописи для третьего курса . . . . . . . . 86
9.1. Легкость формы. Слияние фигуры модели с декоративным фоном . . . . . . . . 87
9.2. Массивность формы. Выступание фигуры модели из декоративного фона. . . . 89
10. Основы монументально-декоративной живописи для четвертого курса . . . . . . 92
10.1. Стояая фигура модели в декоративном пространстве интерьера. . . . . . . . 93
10.2. Сидяая фигура модели в декоративном пространстве интерьера . . . . . . . 95
11. Основы монументально-декоративной живописи для пятого курса. . . . . . . . . 99
АКЛЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННО ЛИТЕРАТУР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕЦЕНЕНТА
В основе книги лежит материал, наколеннй В. Т. Коваленко а более чем дестилетний
срок реодавани редмета Сеживоись дл студентов сеиальности
Монументально-декоративное искусство. Метод двух ветов, исольованнй в реодавании,
дал неожиданно хороий и ффективнй реультат. а десть лет накоились
работ студентов, встроивиес в рекраснй виуальнй рд, омогаие онть
вс методику. Сам метод уже аробирован в нескольких художественнх вуах оссии.
Следует отметить, что студент с удовольствием работат о той методике, добивась
отличнх реультатов, т. к. метод настраивает на творчество, аставлет мслить
свободно, даже ровлть неку ветову иобретательность, что так необходимо в
дальнейей самостотельной работе.
Суть данного метода состоит в единовременном исольовании в живоисной работе
только двух ветов и сектра их тонов и олутонов валров. Также редолагаетс исольование
либо контрастнх, либо нанснх ветовх сочетаний.
Сначала метод адумвалс только как всомогательное уражнение дл студентов
сеиальности МДИ. Потом стала встраиватьс система, котора ослужила баой
дл самостотельной дисилин снов монументально-декоративной живоиси.
Метод раработан на основе ота творчества и едагогической детельности члена
Соа художников Ф, аслуженного художника оссии рофессора кафедр диайна и
монументально-декоративного искусства ВолгГАСУ В. Т. Коваленко. В году в Волгоградском
муее иобраительнх искусств состолась его ерсональна вставка Модель
и вет, в ксоии которой воли наисанне с исольованием риема двух ветов работ,
что можно о раву считать началом комлексной методики двухветнх картин.
После накомства с тим методом реодавателей рда московских художественнх вуов
его стали исольовать в МГХПУ им. Строганова на факультете монументального
искусства.
Введение, а также ервй радел, освеннй теоретическим воросам ветоведени,
наисан совместно с С. А. Матовниковм и Н. Г. Матовниковой. Во втором раделе
дан краткие методические укаани и редставлен студенческие работ натрморт,
ортрет, обнаженне модели, многофигурне комоиии, волненне студентами
. Аксеновой, Л. Алфутовой, М. Антоненко, А. Каланиковой, М. Каманской,
К. Квочкиной, С. Колесниченко, С. Коруновм, А. Кудрвевой, Т. Пахуновой, А. Протооовм,
М. Тараатой, Т. Татаренко, Т. Урусовой, А. Худуинм, А. ветковой, Л. имбал,
Л. Шииловой.
Т. А. Полончук
5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Монументально-декоративная живопись — это особый вид искусства, обладаюий
своей спецификой, которая обусловлена его включенностью в обий
процесс создания архитектурного произведения. Следовательно, она является
полноправным и зачастую очень важным этапом всего архитектурного
творчества, своеобразным смысловым и эстетическим завершением архитектурного
сооружения как обекта художественной культуры.
Включенность монументально-декоративной живописи в архитектуру диктует
не столько большие размеры изображения, сколько его социальную направленность,
нацеленность на возникновение диалога между архитектурным
произведением и зрителем. Автор-монументалист может сделать архитектуру
более выразительной, наполненной большими смыслами, т. е. превратить ее в
говоряую материю, переведя высокую абстракцию архитектурного образа
в плоскость более понятного зрителю художественного языка.
Возможностью обогатить, очеловечить архитектуру при помои
монументально-декоративного искусства люди пользовались на протяжении
всей истории культуры росписи, мозаики, витражи культовых, жилых или обественных
сооружений и пр. рис. 1. Это стало особенно актуально сегодня,
когда в обестве наблюдается определенный кризис эстетических идей, ценностных
приоритетов и нравственных установок.
Сегодня профессиональное монументально-декоративное искусство, с его
опорой на обенациональные, ментальные особенности страны и обегосударственные,
обенародные ценности обества в целом, становится все более
актуальным. Оно может стать действенной альтернативой как унифицированной
культуре обества потребления с ее рекламными баннерами, постерами
и лайт-боксами, так и нонконформистской молодежной субкультуре — стритарту,
с зачастую негативистскими настенными росписями-граффити.
В связи с этим особенно важен интерес художников-монументалистов к глобальным
обечеловеческим проблемам экология, война и мир, выживание человечества,
освоение космоса, вопросы культуры, межчеловеческого обения и др..
Подобный масштаб художественного обобения традиционно был характерен
для лучших произведений мирового монументально-декоративного искусства.
6
Стр.6