Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №1 2009

Текст города и саморефлексия текста (66,00 руб.)

0   0
АвторыАмусин М.
Страниц24
ID235603
АннотацияОпубликована в журнала "Вопросы литературы" № 1 2009.
Текст города и саморефлексия текста / М. Амусин // Вопросы литературы .— 2009 .— №1 .— URL: https://rucont.ru/efd/235603 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТЕКСТ ГОРОДА И САМОРЕФЛЕКСИЯ ТЕКСТА Совершенно особенный статус Петербурга в российском сознании и художественном творчестве признан давно. <...> Он, таким образом, стал родона чальником плодотворной концепции Петербургского текста русской литературы (в дальнейшем — П. текст). <...> В произведениях, относимых к классическому корпусу П. текста, с образом города связываются размышления об ис торических судьбах России, представления о пребывании в пограничных бытийных ситуациях, об искушениях, испыта ниях, «давлениях», воздействующих здесь на человеческую Топоров В. <...> Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В. <...> Материалом анализа служат произведения Андрея Белого, Константина Вагинова и Андрея Битова. <...> Элементы метафикциональной стратегии появляются в европейской ли тературе по меньшей мере со времен «Дон Кихота» Серванте са. <...> Особенно яр ко тенденция к иронической саморефлексии проявилась в но ваторской для своей эпохи прозе Лоренса Стерна. <...> Среди многочислен нейших отступлений, образующих параллельный сюжет рома на, важное место занимают авторские размышления о компо зиционном строении произведения, о выборе стилевой мане ры, о способах развития фабулы, о вариантах судеб персона жей. <...> Важную роль тут играют сны и другие «изме ненные» состояния сознания: сон Татьяны в «Евгении Онеги не», сон Адриана Прохорова в «Гробовщике», явление умер шей графини Германну в «Пиковой даме». <...> Здесь кульминаци онные моменты фабулы связаны с пересечением внутритекс товых рамок и границ, с внезапным сдвигом действия в план сна или галлюцинации. <...> Но и внутри нее возникает сложная конструк ция, искусно вплетающая план сна в план реальности. <...> Здесь же Виноградов подчеркивает акту альность для Гоголя новых сюжетнокомпозиционных ходов в связи с его переходом к петербургской тематике. <...> . Стирание граней между разными планами и модусами сущего, которое <...>