Не в силе Бог, а в правде!
Жур нал «По сев».
Учредитель: Не ком мер че с кое Парт нёр ст во
«Из да тель ское, ис следова тель ское и про свети
тель ское со дру же ст во ’’По сев’’»
Издаётся с разрешения и при содействии
издательства POSSEV GmbH Frankfurt am
Main
Глав ный ре дак тор
Ю.С. Цурганов
Ре дак ци он ная кол ле гия:
Т.П. Ар тё мо ва,
Б.Д. Бедросьян, С.В. Волков,
А.Б. Го ря нин, В.Э. До ли нин,
Е.И. Древинский, Г.В. Кокунько,
О.А. Кузнецова, С.М. Маркедонов,
Б.С. Пуш ка рёв, А.Р. Ред лих,
Ю.А. Ры ба ков, В.А. Сендеров,
В.Б. Славин-Боровский,
М.В. Славинский, И.Б. Чубайс,
И.Ю. Шауб, А.Н. Шве дов.
Компьютерная вёрстка
М.Ю. Ро ди о нов
Кор рек тор
К.В. Оскоцкая
Адрес издателя и редакции: 127051, Москва,
ул. Петровка, 26, стр. 2, оф. 96
Те ле фон/факс: (495) 625-9248
E-mail: tsurganov@mail.ru;
posevru@gmail.com
http://www.posev.ru
Адрес типографии ООО «Контент-пресс»:
127018, Москва, ул. Складочная, д.1., стр. 18
Телефон (495) 648-8850
Тираж 800 экз. Свободная цена
Подписано в печать 26.10.2013
Ад рес издательства POSSEV GmbH:
Flurscheideweg 15,
D-65936, Frankfurt a. M., Germany
Tel. 34-1265; fax 34-3841.
http://www.posev.de
E-mail: possev-ffm@t-online.de
Жур нал за ре ги с т ри ро ван в Ми ни с тер ст ве
пе ча ти и ин фор ма ции Рос сий ской Фе де рации
29.11.2002 г.
Сви де тель ст во о ре ги с т ра ции
ПИ № 77-14072
© Не ком мер че с кое Парт нёр ст во «Из да тельское,
ис сле до ва тель ское и про све ти тельское
со дру же ст во ‘’По сев’’»
ISSN 0234-8284
Мне ния ав то ров не все гда сов па да ют
с точ кой зре ния ре дак ции. От вет ст венность
за точ ность при во ди мых све де ний
не сут ав то ры. Ре дак ция в пе ре пи с ку с нео
пуб ли ко ван ны ми ав то ра ми не всту па ет.
Ру ко пи си не воз вра ща ют ся и не ре цензи
ру ют ся. При пе ре пе чат ке лю бых ма тери
а лов ссыл ка на ис точ ник обя за тель на
ПО СЕВ
№ 11 (1634) ноябрь 2013 г.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1945 г. в эмиграции, с 1992 г. издаётся в Москве
Содержание:
ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Валерий Сендеров. Российский школьник
Вовочка и ересь филетизма .................2
Юрий Каграманов.
Что нам готовят «русские горки» ...........3
Борис Пушкарёв.
Современность и сборник «Вехи» ...........4
Татьяна Артёмова.
Фактор икс ................................9
Татьяна Артёмова.
Двуликий Янус Большого спорта ......... 15
Вячеслав Кирнос.
Красные шламы ......................... 17
Алексей Лейн.
Ревдский тупик .......................... 19
Николай Браун.
Диктатура доноса ....................... 21
Александр Серёгин.
Очеловеченные драконы ................. 25
МОСТЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Евгений Романов.
За Новую Россию ........................ 26
Борис Пушкарёв.
После грозы ............................. 26
Татьяна Иванова.
Быстро катилось красное колесо .......... 27
Елизавета Миркович.
Какую преемственность мы хотим? ....... 30
Падение советской власти ................... 31
МОСТЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Игорь Чубайс.
Какой вопрос в России главный .......... 32
Валентин Данилов.
К вопросу о датах празднования
исторических дней
воинской славы России .................. 35
Леонид Молчанов.
«И первый наш призыв — за Россию» ..... 37
КНИГИ И ЛЮДИ
Галина Питулько. Вновь о 1812-м ........... 42
ПИСЬМА И ВСТРЕЧИ
Борис Камов.
Департамент культуры в Москве
разрушает детские театры ................ 44
Игорь Борисов. Как я не полетел в Киев ..... 45
ПРОШЛОЕ В ВОСПОМИНАНИЯХ...
Андрей Яблонский.
Контрреволюционно, но очень смешно ... 46
Стр.2
2 ПОСЕВ
11/2013
ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Валерий Сендеров
Российский школьник Вовочка и ересь филетизма
Первый учебник и первый урок…
— Скоро, дети, вы научитесь читать и писать, —
торжественно сказала Марья Ивановна. — Но начнём
мы учиться с самого-самого главного. С самых важных
сведений об истории нашей великой страны!
Первоклашки, разинув рты, слушали речь первой
учительницы.
— Перед вами на партах книжка, — продолжала
она. — «Дневник российского школьника. 1–4 классы».
Вот что написано в этой замечательной книжке.
«В 1442 г. Русская Церковь, отказавшись от Флорентийской
Унии (1439) и не признав главенство Папы
Римского над всеми христианскими церквами, стала
полностью независимой».
— Всё поняли, дети? — учительница строго оглядела
класс.
Старательная Леночка робко подняла руку.
— А кто это такой — Римский Папа? — шёпотом
спросила она.
— Это такой злой дядя. Он стремится подчинить
себе нашу святую христианскую церковь.
— Во гад! — не удержался один из школьников.
Учительница, улыбаясь, погрозила пальцем.
— Марь Иванна, а что это такое: Христианская
Церковь?
Учительница задумалась, припоминая. Старательный
педагог, одно, во всяком случае, она знала точно:
про Христа в «Дневнике» ничего нет.
— А это, дети, мы вам позже расскажем…
— А что это такое: Уния? — развеял неловкую тишину
новый вопрос.
— А это, дети, договор такой неправильный. Ну,
когда собираются и сговариваются о нехороших делах.
— Вроде как на стрелке?
— Ну, всё-таки не совсем…
— Как в малине?
— Ну, вот именно… И вот мы на Руси и решили:
наша святая церковь будет отдельной от этих дел.
Тут на камчатке поднялся известный всем второгодник
Вовочка.
— Марь Иванна! — пробасил он. — Значит, наша
церковь впала в ересь филетизма!
— Завтра же — в школу с родителями! — пресекла
учительница нехорошие речи.
Но неприятный эпизод был прерван звонком на
перемену…
— Что за дурацкий, неостроумный анекдот? — недоумённо
спросит читатель.
Искренне согласимся. Абсолютно дурацкий. В оправдание
лишь заметим: придумали его не мы. На нашей совести
лишь лёгкая беллетризация сюжета. Выделенный
курсивом текст дословно списан нами из «Дневника
российского школьника». Для 1–4 классов…
Может, кто-то подумает, что перед нами — просто
гигантская опечатка. Типографский брак. Но нет. Легко
убедиться: весь дневник выдержан в этом же духе.
И это ещё — лишь поверхность явления. Сущность же
его несколько глубже. «Исторические сведения» дневника
грубо дезинформируют читателя.
По всему контексту «национализация» церкви —
явление явно положительное. А как же. Она ж теперь
наша. Русская! Покажите школьника (или нешкольника!),
который воспримет приведённые рассуждения
дневника по-другому. В действительности же дело
обстоит обратным образом. Церковь — вселенский,
наднациональный организм. Отделение от него допускается
лишь в крайних, исключительных случаях. Но
об этом, похоже, авторы пособия просто не подозревают.
Так, они бодро сообщают школьнику:
«Великий князь Ярослав Владимирович … первым
самостоятельно назначил русского митрополита, построил
первые школы … совершил много других славных
дел, за которые и был прозван “Мудрым”».
Всё верно. Но при этом забыто: это было во время
войны Руси с Византией! Когда запросить решение
константинопольской иерархии просто не было возможности.
Если бы не это, вынужденный поступок русского
князя оказался бы антицерковным. А русский
митрополит — попросту самозванцем.
Эту ситуацию всегда понимали на Руси. И всегда
считались с ней. Так, изгнав в 1441 году отпавшего от
Православия митрополита Исидора, московский великий
князь написал императору Византии такое письмо.
«Так как в наших благословенных державах произошло
разногласие в Церкви Божьей … то при такой
великой нужде, собравши своих русских святителей,
согласно с правилами, поставили мы Иону на митрополию
Русскую, на Киев и на всю Русь. Мы поступили
так по великой нужде, а не по гордости или дерзости.
До скончания века пребудем мы в преданном нам
Православии; наша Церковь всегда будет искать благословения
Церкви Цариградской и во всём по древнему
благочестию ей повиноваться»…
Русские князья, не искушённые в тонкостях богословия,
суть Вселенского православия понимали
прекрасно. На протяжении веков они почтительно
считались с Византийской церковью — когда прагматической,
«материальной» необходимости в этом
давно уже не было никакой. Составители пособия об
этом — повторимся — явно не подозревают. Так что
никаких дурных намерений у них нет. В русской истории
было много всего. Разного. Однако и кротость,
смирение в ней были тоже. Но в духе сегодняшнего
«патриотизма» — об этом просто забыть. Доблестью
становится лишь нахально прущая напролом самость.
А как же!.. Не слабаки же мы какие-нибудь!
— Да вы что… — скажут нам. — Да где же основания
для крайних выводов? А есть ли на «Дневнике»
министерский гриф? А какой у него тираж?
Будет. Всё будет. И тиражи. И грифы.
Стр.3