142–155 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ И ОТДАЧА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Т.П. <...> Черемисина ИЭОПП СО РАН Аннотация Дается объяснение значительных межрегиональных различий в отдаче на высшее образование в России. <...> В их число вошли регионы с высоким инновационным потенциалом, поэтому возникло предположение о влиянии на величину отдачи на высшее образование уровня инновационного потенциала. <...> Проведенная проверка выявила обратную зависимость между отдачей и уровнем концентрации в регионе инновационной инфраструктуры. <...> Дополнительного объяснения, однако, потребовала большая дифференциация отдачи по регионам одного из федеральных округов с высоким инновационным потенциалом. <...> Выявлена обратная зависимость величины отдачи от различий в уровне оплаты в регионах округа, связанных с их отраслевой специализацией. <...> Ключевые слова: отдача на высшее образование, инновационный потенциал региона, концентрация научной и образовательной инфраструктуры в регионе, уровень оплаты в регионах, отраслевая специализация регионов 142 Инновационный потенциал российских регионов и «отдача на высшее образование» Abstract The paper discusses high disparities in the effects of higher education observed among Russian regions. <...> Keywords: effects of higher education, regional innovation potential, concentration of the scientific and educational infrastructures in regions, regional wages, regional sectoral specific Уровень образованности населения страны – одна из признаваемых в мире характеристик качества человеческого капитала. <...> Из года в год растет доля экономически активного населения с высшим и средним профессиональным образованием, причем значительная часть выпускников школ пополняют ряды студентов вузов, а меньшая часть получают среднее профессиональное образование в техникумах, колледжах, училищах. <...> Доля занятых со средним полным образованием за 12 лет уменьшилась примерно на 4%, но существенно выросла доля работающих лиц с начальным профессиональным образованием, заметно снизилась доля лиц с основным общим (восьмилетним) образованием <...>