Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Маркетинг (150,00 руб.)

0   0
Первый авторКислицина В. В.
ИздательствоИзд-во ВятГГУ
Страниц516
ID232790
АннотацияУчебник содержит теоретический и методологический материал, системно раскрывающий базовые понятия и инструменты маркетинговой деятельности организаций и особенности их применения. Рассмотрены принципы и методы организации маркетинга, представлена характеристика основных средств и направлений маркетинговой деятельности предприятия. При подготовке учебника использованы труды отечественных и зарубежных ученых и публицистов, официальные материалы государственных органов, а также опыт работы специалистов и менеджеров в области маркетинга.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по образованию в области коммерции и маркетинга в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080301 Коммерция (Торговое дело) и 080111 Маркетинг
Кому рекомендованоУчебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Коммерция», направлению подготовки «Торговое дело», студентов других направлений и специальностей, преподавателей, специалистов и управленцев, а также для всех, интересующихся вопросами маркетинговой деятельности.
ISBN978-5-456-00005-7
УДК339.138(075.8)
ББК65.291.3я73
Кислицина, В. В. Маркетинг : учебник для вузов / В. В. Кислицина .— Киров : Изд-во ВятГГУ, 2011 .— 516 с. — ISBN 978-5-456-00005-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/232790 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Стимулирование сферы торговли и торгового персонала . <...> В любом случае основной целью маркетинга была и остается максимальная ориентация предприятий на потребителей, их потребности и запросы и за счет этого – повышение эффективности хозяйственной деятельности и дальнейшее развитие. <...> Таким образом, маркетинговая деятельность направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей. <...> Вначале маркетинг отождествлялся со сбытом, когда основную его идею можно было сформулировать как «продавать то, что производится»; то есть цель маркетинга заключалась в поиске покупателя для произведенной продукции. <...> В связи с этим Петер Друкер, ведущий американский специалист по управлению товарами, писал об этом: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными, то есть узнать и понять клиента настолько, чтобы товар или услуга точно соответствовали его требованиям и продавали себя сами» [144]. <...> Маркетинговая деятельность организаций строится в соответствии с определенными принципами – наиболее значимыми положениями, обстоятельствами, требованиями, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его суть: 1) выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей; 2) организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса; 3) использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей, что предполагает формирование маркетинговых программ на основе применения комплекса маркетинговых средств, их сочетания, а не отдельные маркетинговые действия; 4) ориентировать деятельность предприятия в целом и маркетинговой службы в частности не на сиюминутный результат, а на долговременную перспективу; 5) учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла; 9 6) помнить о первичности рынка (без его <...>
Маркетинг.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Маркетинг.pdf
УДК 339.138(075.8) ББК 65.291.3я73 К44 Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного гуманитарного университета Рецензенты: А. В. Зонова, доктор экономических наук, профессор (декан факультета экономики ФГБОУ ВПО ВятГГУ); И. В. Скопина, доктор экономических наук, профессор (зав. кафедрой менеджмента и маркетинга ГОУ ВПО ВятГУ); О. В. Фокина, кандидат экономических наук, доцент (партнер консультационного холдинга «ПроБизнесКонсалтинг», советник президента ВТПП) Кислицына, В. В. К44 Маркетинг: учебник для вузов. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 489 с. ISBN 978-5-456-00005-7 Учебник содержит теоретический и методологический материал, системно раскрывающий базовые понятия и инструменты маркетинговой деятельности организаций и особенности их применения. Рассмотрены принципы и методы организации маркетинга, представлена характеристика основных средств и направлений маркетинговой деятельности предприятия. При подготовке учебника использованы труды отечественных и зарубежных ученых и публицистов, официальные материалы государственных органов, а также опыт работы специалистов и менеджеров в области маркетинга. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Коммерция», направлению подготовки «Торговое дело», студентов других направлений и специальностей, преподавателей, специалистов и управленцев, а также для всех, интересующихся вопросами маркетинговой деятельности. УДК 339.138(075.8) ББК 65.291.3я73 ISBN 978-5-456-00005-7 © Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2011 © Чепурных А. Ю., оформление обложки, 2011 © Кислицына В. В., 2011 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................... 6 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА 1.1. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства ...... 8 1.1.1. Понятие маркетинга. Принципы ведения маркетинговой деятельности ............. 8 1.1.2. Роль и значение маркетинга в деятельности предприятия .................................. 10 1.2. Эволюция концепций маркетинга ................................................................................. 11 1.3. Функции маркетинга. основные понятия маркетинга ................................................. 18 1.3.1. Функции маркетинга ................................................................................................ 18 1.3.2. Основные понятия маркетинга ............................................................................... 18 1.3.3. Содержательные теории мотивации, их роль и применение в маркетинге........ 25 1.4. Цели и задачи маркетинга. типы маркетинга ............................................................... 27 1.4.1. Цели и задачи современного маркетинга .............................................................. 27 1.4.2. Типы маркетинга ...................................................................................................... 28 Выводы .................................................................................................................................... 41 Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 42 Вопросы для самостоятельного изучения ........................................................................... 43 ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Внутренняя и внешняя среда маркетинга ..................................................................... 44 2.1.1. Понятие маркетинговой среды. Внутренняя среда организации ........................ 44 2.1.2. Основные факторы микросреды ............................................................................. 45 2.1.3. Основные факторы макросреды ............................................................................. 51 2.2. Рынок в системе маркетинговых исследований........................................................... 64 2.3. Система маркетинговой информации о рынке и методы ее сбора ............................ 71 2.3.1. Система маркетинговой информации .................................................................... 71 2.3.2. Методы маркетинговых исследований .................................................................. 74 2.3.3. Цели и направления маркетинговых исследований ............................................. 82 2.3.4. Виды маркетинговых исследований ...................................................................... 87 2.3.5. Процедура маркетингового исследования ............................................................. 87 2.4. Исследование спроса ...................................................................................................... 95 2.4.1. Понятие и виды спроса ............................................................................................ 95 2.4.2. Оценка спроса ........................................................................................................... 97 2.4.3. Исследование эластичности спроса ..................................................................... 103 2.5. Исследование поведения потребителей ...................................................................... 105 2.5.1. Факторы, влияющие на поведение потребителей ............................................... 105 2.5.2. Типы поведения потребителей. Модель покупательского поведения .............. 113 2.5.3. Поведение покупателей на рынке предприятий ................................................. 120 2.6. Сегментирование рынка ............................................................................................... 125 2.6.1. Основные направления изучения рынка .............................................................. 125 2.6.2. Процесс сегментирования рынка .......................................................................... 128 2.6.3. Выбор целевых рынков ......................................................................................... 136 2.6.4. Позиционирование товара в системе маркетинга ............................................... 140 Выводы .................................................................................................................................. 147 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 148 Вопросы для самостоятельного изучения ......................................................................... 150 3
Стр.3
ГЛАВА 3. ТОВАР В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА 3.1. Уровни товара. Маркетинговая классификация товаров .......................................... 152 3.2. Жизненный цикл товара ............................................................................................... 161 3.3. Создание нового товара ................................................................................................ 166 3.4. Ассортимент товаров .................................................................................................... 175 3.5. Товарный знак, его функции и значение в товарной политике ................................ 179 3.6. Конкурентоспособность товара ................................................................................... 193 3.7. Сервис в товарной политике ........................................................................................ 201 Выводы .................................................................................................................................. 204 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 205 Вопросы для самостоятельного изучения ......................................................................... 206 ГЛАВА 4. ЦЕНА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА 4.1. Функции цены. Виды цен ............................................................................................. 207 4.2. Процесс ценообразования. Факторы ценообразования ............................................. 214 4.3. Методы ценообразования ............................................................................................. 225 4.4. Стратегии ценообразования. Реакция на снижение цен конкурентами .................. 233 Выводы .................................................................................................................................. 246 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 248 Вопросы для самостоятельного изучения ......................................................................... 249 ГЛАВА 5. СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В МАРКЕТИНГЕ 5.1. Каналы распределения, их функции. Уровни канала ................................................ 250 5.2. Виды каналов. Стратегии распределения ................................................................... 251 5.3. Оптовая торговля .......................................................................................................... 259 5.4. Розничная торговля ....................................................................................................... 265 5.5. Современные методы продвижения и сбыта товаров ............................................... 274 5.6. Товародвижение ............................................................................................................ 277 Выводы .................................................................................................................................. 285 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 286 Вопросы для самостоятельного изучения ......................................................................... 287 ГЛАВА 6. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 6.1. Комплекс продвижения ................................................................................................ 288 6.2. Формирование бюджета продвижения ....................................................................... 298 6.3. Особенности разработки коммуникативного обращения ......................................... 301 6.4. Реклама ........................................................................................................................... 303 6.4.1. Цели, виды и принципы рекламы ......................................................................... 303 6.4.2. Показатели рекламной деятельности. Средства рекламы .................................. 310 6.4.3. Разработка и оценка рекламной программы ....................................................... 316 6.5. Стимулирование сбыта ................................................................................................. 324 6.5.1. Стимулирование потребителей ............................................................................. 325 6.5.2. Стимулирование сферы торговли и торгового персонала ................................. 332 6.6. Пропаганда ..................................................................................................................... 334 6.7. Личная продажа ............................................................................................................. 336 Выводы .................................................................................................................................. 341 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 343 Вопросы для самостоятельного изучения ......................................................................... 344 4
Стр.4
ГЛАВА 7. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ ....................................................................... 345 7.1. Стратегии маркетинга ................................................................................................... 345 7.2. Планирование и контроль маркетинга ........................................................................ 353 7.2.1. Планирование маркетинга ..................................................................................... 354 7.2.2. Контроль маркетинга ............................................................................................. 363 7.3. Бюджет маркетинга ....................................................................................................... 366 7.4. Организация службы маркетинга ................................................................................ 368 7.4.1. Понятие организации маркетинга. Взаимосвязи маркетинга на предприятии ..................................................................... 369 7.4.2. Организационные структуры службы маркетинга. Кадры в системе маркетинговых служб ........................................................................ 371 Выводы .................................................................................................................................. 383 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 385 Вопросы для самостоятельного изучения ......................................................................... 386 ГЛАВА 8. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГА 8.1. Международный маркетинг ......................................................................................... 387 8.2. Интернет-маркетинг ...................................................................................................... 393 8.3. Маркетинг услуг ............................................................................................................ 397 8.4. Маркетинг и общество .................................................................................................. 401 Выводы .................................................................................................................................. 409 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 411 Вопросы для самостоятельного изучения ......................................................................... 412 ГЛАВА 9. ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ................................................... 413 9.1. Цели и методические рекомендации по выполнению заданий ................................ 413 9.2. Практические задания. Тесты ...................................................................................... 415 Ответы на задачи .................................................................................................................. 463 БИБЛИОГРАФИЯ .................................................................................................................... 464 ГЛОССАРИЙ ............................................................................................................................ 478 ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................................ 498 5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Маркетинговый подход, предполагающий системность и целостность в управлении организацией, быстро завоевал позиции во всем мире. Российский рынок, характеризующийся сложными закономерностями развития, требует переосмысления привычных теоретических концепций и практических подходов к регулированию хозяйственной деятельности организаций. Маркетинговые решения стали неотъемлемой частью рыночной деятельности субъектов народного хозяйства России. Маркетинг как один из мощных инструментов борьбы за завоевание конкурентных преимуществ, достижения устойчивого положения организации на рынке представляет собой активное изучение условий ведения хозяйственной деятельности, поведения участников рынка, тенденций изменения спроса и предложения, выявление потребностей потенциальных покупателей и пр. Наряду с аналитическим подходом, следование рыночной концепции управления предприятием предполагает определение и выбор целевых рынков, производство товаров и услуг, удовлетворяющих специфические потребности сегментов, формирование ценовой политики в соответствии с особенностями спроса, осуществление комплекса мероприятий по распределению товаров, информирование потребителей об их преимуществах и т. д. Таким образом, в широком понимании маркетинг представляет собой «философию» ведения бизнеса, направленную, прежде всего, на удовлетворение потребностей рынка. С методологической точки зрения маркетинг – это комплексный процесс, предполагающий изучение потребностей целевых рынков и характеристик целевых потребителей, разработку планов производства продукции и доведение ее до потребителей, формирование спроса путем грамотно разработанной товарной, ценовой политики и политики продвижения, а также аудит маркетинга, позволяющий выявить и вовремя предотвратить существующие проблемы, а также оценить результаты маркетинговой деятельности. Для российских предприятий данный вид деятельности является относительно новым. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на мировой опыт, выработать такую стратегию и тактику, которые наиболее полно отвечали бы особенностям развития отечественного рынка. В любом случае основной целью маркетинга была и остается максимальная ориентация предприятий на потребителей, их потребности и запросы и за счет этого – повышение эффективности хозяйственной деятельности и дальнейшее развитие. В учебнике представлены как общие вопросы теории и практики маркетинга, так и специфические его направления, изучение которых позволит читателю получить основные знания в области маркетинговой 6
Стр.6
деятельности организаций, изучить опыт работы в условиях рынка, найти способы принятия решений, новые формы и методы ведения бизнеса. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ