Васильев Санкт-Петербург О НЕПОДДЕЛЬНОСТИ ЗВУЧАНИЯ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ. <...> ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ Настоящие заметки предлагают приоткрыть завесу над тайной поэтизированной речи и внимательно присмотреться к проблемам работы актера с поэтическим произведением, а также со стихотворной драматургией. <...> А тут еще надвигается Титан: поэтическая речь – стихотворная речь на сцене (драматическая или лирическая). <...> Что же происходит в театральной школе с поэтическими текстами до того, как студент войдет в произведения «серьезные» и в стихотворную драматургию? <...> Тогда и ощущения новой речи (речевой выразительности), нового голосового звучания (включая тембровое звучание голоса), нового дыхания, полученных от работы над стихами, будут требовать новой техники и выразительности сценической речи. <...> Усвоение двух из них происходит на уроках сценической речи: в первую очередь это «речь сценическая», а вслед за тем или параллельно «поэтическая речь». <...> Таким образом, мы вправе полагать, что овладение «сценической речью» – это переход в иную реальность; а работа над поэтическим произведением, над ролью в стихотворной драматургии – это углубленное проникновение в новый язык, это познавание иной реальности, свойств нового языка, воспитание их в себе от словесных знаков до раскрепощенного биения смыслов, от «…начального озноба вдохновения…» [7] до состояния, изумительно выраженного В. Ходасевичем <...> Из пособий следует, что распространяются: в учебнике «Сценическая речь» наиболее весомые правила и законы «логики сценической речи» да8 ются на основе стихотворных примеров [15]. <...> Если никак невозможно сразу и навсегда отказаться от законов «логики речи», то, может быть, не стоит перегружать работу над поэзией и стихотворной драматургией обязательной расстановкой логических ударений, логических пауз, главных и второстепенных слов. <...> Но оставаться в лоне грамматики и только, при произнесении стихов «Евгения Онегина», – больше чем <...>
Искусство_и_искусствоведение_теория_и_опыт.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Лаборатория теоретических и методических проблем искусствоведения
ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ:
ИСКУССТВО РЕГИОНОВ
Сборник научных трудов
ВЫПУСК 10
Кемерово 2012
Стр.1
ББК 85
И 86
Редакционная коллегия:
канд. искусствоведения, доктор культурологии,
профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Н. Л. Прокопова (отв. редактор);
канд. искусствоведения, профессор Кемеровского государственного
университета культуры и искусств Г. А. Жерновая (науч. редактор);
канд. искусствоведения, профессор Кемеровского государственного
университета культуры и искусств И. Г. Умнова;
канд. культурологии, доцент Кемеровского государственного
университета культуры и искусств В. В. Чепурина
И 86
Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Искусство регионов
[Текст]: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова; Кемеров. гос.
ун-т культуры и искусств. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и
искусств, 2012. – Вып. 10. – 394 с.
ISBN 978-5-8154-0192-1
ISBN 978-5-8154-0225-6
Настоящее издание представляет собой десятый выпуск сборника научных трудов
«Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Искусство регионов». Он состоит
из четырех разделов: «Сценическая педагогика», «Искусство в культурно-историческом
контексте», «Жанр – форма – направление», «Искусство регионов» – и предваряющего
их «Полемического жеста».
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0192-1
ISBN 978-5-8154-0225-6
© Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ЖЕСТ
Васильев Ю. А. О неподдельности звучания стихотворной речи. Предположения………………………………………………………………………
3
Раздел I. СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Кнебель М. О. <К вопросу о словесном действии>. Публикация, вступительная
заметка, комментарии и послесловие Ю. А. Васильева…………… 30
Лазарева Е. А. От себя к художественному образу (на материале речевой
работы с V–VI главами романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)……….. 59
Зубов А. Е. Учебный этюд: генезис и типология……………………….…… 79
Раздел II. ИСКУССТВО В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ
КОНТЕКСТЕ
Фрейверт Л. Б., Жердев Е. В. Этнопсихологические и социальные
аспекты развития дизайна в России……………………………..…………… 94
Умнова И. Г. Традиции взаимодействия музыки и слова в поэтике
композитора Сергея Слонимского…………………………………..……...… 99
Попова Н. С. Особенности стилеобразовательного процесса в архитектуре
городов Западной Сибири в 1920–1930 годах.…………………………… 117
Жерновая Г. А. Чацкий в Малом театре 1880-х годов (А. П. Ленский,
Ф. П. Горев, А. И. Южин): к проблеме героя………………………………… 121
Чикунова Н. А. Служба Введения во храм Пресвятой Богородицы
по греческим Уставам и Минеям XII–XVI веков……………………..…..… 142
Раздел III. ЖАНР – ФОРМА – НАПРАВЛЕНИЕ
Фрейверт Л. Б. Архитектурность в типологии художественного формообразования……………………………………………………………….........
170
Жерновая Г. А. Структура характера героя (Орест – Пилад) в трагедии
Эсхила «Хоэфоры»………………………………………………………..…… 180
Логунова Д. В. Декламация и музыка: творческий диалог двух композиторов…………………………………………………………………..………
201
Коробейников С. С. Космогоническая концепция в симфониях Авета
Тертеряна……………………………………………………..………………… 221
Карпенко В. Е. Новая жизнь старинного жанра…………………..………… 236
Медведева Н. В. Отражение традиций русского песенного мелоса в творчестве
С. Б. Толстокулакова (на примере кантаты «Тобольские песни»).... 243
392
Стр.392
Раздел IV. ИСКУССТВО РЕГИОНОВ
Прокопова Н. Л. Режиссерское искусство Ирины Латынниковой: становление
театра-дома……………………………………………………………… 250
Умнова И. Г. Музыка как неотъемлемый компонент в спектаклях режиссеров
кемеровских театров……………………………………………………. 279
Григорьянц Т. А. Опыт европейской режиссуры в Музыкальном театре
Кузбасса. «Пиковая дама» в оригинальном формате: pocket-режиссура
П. Вирша (по материалам публикаций в прессе) …………………………… 294
Медведева Н. В. Предпосылки возникновения музыкальной культуры
Кузнецкого уезда……………………………………………………………… 319
Чертогова М. Ю. Валерий Треска: презентация личности………………… 332
Оленич Л. В. Мастер птиц и ангелов (к творческой биографии Евгения
Тищенко)…………………………………………………………………...…… 339
Булгаева Г. Д. К проблеме атрибуции иконы (учет и хранение церковных
ценностей в храмах Барнаула)………………….…………………………….. 349
Бородин Б. Б. Путь уральской композиторской организации…………...… 359
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ганеева Г. Г. Когда бы Брехт увидел наши игры… …………………..…… 383
Наши авторы……………………………………………………………..…… 390
393
Стр.393