Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Философия (110,00 руб.)

1   0
Первый авторФилатов Тимур Валентинович
АвторыТоропкова Ольга Афанасьевна, Акимова Татьяна Олеговна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц59
ID231900
АннотацияМетодические рекомендации включают в себя лекционный курс и содержание семинарских занятий по дисциплине «Философия».
Кому рекомендованоИздание предназначено для студентов Самарской государственной сельскохозяйственной академии.
УДК1
ББК87
Филатов, Т.В. Философия : методические рекомендации для изучения дисциплины / О.А. Торопкова, Т.О. Акимова; Т.В. Филатов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2013 .— 59 с. — URL: https://rucont.ru/efd/231900 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Философия и история» Т. В. Филатов, О. А. Торопкова, Т. О. Акимова ФИЛОСОФИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Кинель РИЦ СГСХА 2013 ББК 87 Ф-51 Филатов, Т. <...> Первый – «История философии» ориентирован на рассмотрение развертывания не только самой философии, но и всего человеческого мышления. <...> Второй – «Актуальные вопросы современной философии» позволяет познакомиться с проблемами, в понимании и решении которых заинтересованы сегодняшняя наука и социальнополитическая практика. <...> ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН И ДО НАШИХ ДНЕЙ Тема 1. <...> Теоретический и личностный характер философии, ее основные проблемы. <...> Философия древнего мира: основные идеи и представители Предфилософия Древнего Китая и Древней Индии: этические учения Конфуция и Лао Цзы; религиозная философия индуизма и буддизма. <...> Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; эзоте5 рическое учение Пифагора; диалектика Гераклита; учение о бытии Протагора; атомизм Демокрита; учение о мышлении и о добродетели Сократа; учение Платона об идеях; философская система Аристотеля как глобальный синтез античной философской мысли. <...> Философия Средневековья и философия Возрождения: соотношение философии и религии, философии и искусства Религиозный характер средневековой философии. <...> Арабская средневековая философия: Ибн Сино и Ибн Рушд. <...> Фома Аквинский о соотношении религии, философии и науки. <...> Теоцентризм и проблема человека в средневековой философии. <...> Английский сенсуализм: эмпирический метод и теория индукции Бэкона; учение о природе и номинализм Гоббса; сенсуалистическое учение о познании Локка; субъективный идеализм Беркли; агностицизм Юма. <...> Континентальный рационализм: дуализм и учение о методе Декарта <...>
Философия.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Философия.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Философия и история» Т. В. Филатов, О. А. Торопкова, Т. О. Акимова ФИЛОСОФИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Кинель РИЦ СГСХА
Стр.1
2013 ББК 87 Ф-51 Филатов, Т. В. Ф-51 Философия : методические рекомендации / Т. В. Филатов, О. А. Торопкова, Т. О. Акимова. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2013. – 56 с. Методические рекомендации включают в себя лекционный курс и содержание семинарских занятий по дисциплине «Философия». Издание предназначено для студентов Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2
Стр.2
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013 © Филатов Т. В., Торопкова О. А., Акимова Т. О., 2013 ПРЕДИСЛОВИЕ Курс философии является важнейшим базовым курсом цикла гуманитарных дисциплин в Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Его основная задача – ввести индивида в то, что можно назвать «смысловым полем» современной культуры. Игнорирование или утрата смыслов превращает человека в носителя бездумной активности, выражающейся нередко в разрушительной агрессивности по отношению к миру и к себе подобным. Думать о смысле каждого акта в отношении с миром – природой и человеком – практическая необходимость нашего времени. Преимущественная бездумность действий людей в предшествующие столетия уже породила нарушение экологического равновесия, биологической стабильности окружающей среды, поставила под угрозу само человеческое существование. Специалист в области сельского хозяйства – «природопользователь» – должен научиться не только эффективно работать как профессионал, но и быть мудрым в понимании смысла собственной деятельности, своего профессионального и человеческого назначения. Эта мудрость приобретается как путем личных раздумий, так и в результате изучения того, каким образом в истории человечества решался вопрос о смысле человеческой жизни, т.е. – посредством изучения философии. Структура предлагаемого курса включает в себя два раздела. Первый – «История философии» ориентирован на рассмотрение развертывания не только самой философии, но и всего человеческого мышления. Второй – «Актуальные вопросы современной философии» позволяет познакомиться с проблемами, в понимании и решении которых заинтересованы сегодняшняя наука и социальнополитическая практика. 3
Стр.3
Предлагаемая программа обозначает круг изучаемых вопросов и те требования, которые предъявляются к обучаемым. Студент должен последовательно разобраться в указанных вопросах каждой темы, познакомиться с рекомендуемой литературой, понять и запомнить значение основных понятий каждой темы, должен уметь ответить на вопросы соответствующего семинарского занятия и на вопросы для самоконтроля и тестирования. Помимо этого каждый студент должен подготовить за период изучения философии реферат по избранной теме. Выполнение вышеперечисленных требований является необходимым условием допуска студента к экзамену. 4
Стр.4
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН И ДО НАШИХ ДНЕЙ Тема 1. Для чего нужна философия? Ее значение для жизни человека Мировоззрение, его значение и исторические типы – мифология, религия, философия, наука. Способы реализации различных типов мировоззрения – фетиш и магия, вера, рефлексия, рационализация и эксперимент. Теоретический и личностный характер философии, ее основные проблемы. Основной вопрос философии, две его стороны. Социально-культурные и национальные особенности развития философии. Исторические этапы становления философии, ее школы, течения, направления. Тема 2. Философия древнего мира: основные идеи и представители Предфилософия Древнего Китая и Древней Индии: этические учения Конфуция и Лао Цзы; религиозная философия индуизма и буддизма. Космоцентрический и этический характер античной философии. Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; эзоте5
Стр.5
рическое учение Пифагора; диалектика Гераклита; учение о бытии Протагора; атомизм Демокрита; учение о мышлении и о добродетели Сократа; учение Платона об идеях; философская система Аристотеля как глобальный синтез античной философской мысли. Тема 3. Философия Средневековья и философия Возрождения: соотношение философии и религии, философии и искусства Религиозный характер средневековой философии. Патристика: Августин, Ориген, Тертуллиан. Арабская средневековая философия: Ибн Сино и Ибн Рушд. Спор об универсалиях -- номинализм и реализм. Схоластика: Ансельм Кентерберийский и Пьер Абеляр. Фома Аквинский о соотношении религии, философии и науки. Теоцентризм и проблема человека в средневековой философии. Основные черты эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, натурфилософия. Н. Кузанский, Дж. Бруно. Человек в философии и искусстве Возрождения. Тема 4. Философия нового времени XVII-XVIII вв. Развитие науки и буржуазных отношений как условие формирования философии Нового времени. Английский сенсуализм: эмпирический метод и теория индукции Бэкона; учение о природе и номинализм Гоббса; сенсуалистическое учение о познании Локка; субъективный идеализм Беркли; агностицизм Юма. Континентальный рационализм: дуализм и учение о методе Декарта; учение о монадах и предустановленной гармонии Лейбни6
Стр.6