Министерство сельского хозяйства РФ ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Физическая культура и спорт» О. А. Ишкина, В. А. Мезенцева Организация и самоконтроль самостоятельных занятий студентов по физической культуре Методические указания для выполнения практических занятий Кинель РИЦ СГСХА 2013 УДК 796/799 (07) ББК 75 Р И-97 Ишкина, О. <...> И-97 Организация и самоконтроль самостоятельных занятий студентов по физической культуре : методические указания / О. А. Ишкина, В. А. Мезенцева. <...> 4 1 Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями…………………………………………………………5 2 Формы и содержание самостоятельных занятий……………. <...> Самоконтроль студентов за состоянием своего организма………29 6 Средства для организованных и самостоятельных занятий. <...> Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. <...> Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». <...> К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска. <...> Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов. <...> 2 Формы и содержание самостоятельных занятий После определения цели подбираются направление использования <...>
Организация_и_самоконтроль_самостоятельных_занятий_студентов_по_физической_культуре.pdf
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Физическая культура и спорт»
О. А. Ишкина, В. А. Мезенцева
Организация и самоконтроль
самостоятельных занятий студентов
по физической культуре
Методические указания
для выполнения практических занятий
Кинель
РИЦ СГСХА
2013
Стр.1
УДК 796/799 (07)
ББК 75 Р
И-97
Ишкина, О. А.
И-97 Организация и самоконтроль самостоятельных занятий
студентов по физической культуре : методические указания /
О. А. Ишкина, В. А. Мезенцева. – Кинель : РИЦ СГСХА,
2013. – 38 с.
В методических рекомендациях разработаны основные принципы
построения и организации системы массовой физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы в условиях вуза, даны конкретные рекомендации по
основным направлениям развития физической культуры и по организации
(выбора форм и средств) самостоятельных занятий физической культурой и
спортом студентами вуза.
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013
© Ишкина О.А., Мезенцева В.А., 2013
2
Стр.2
Оглавление
Введение……………………………………………………………….4
1 Организация самостоятельных занятий физическими
упражнениями…………………………………………………………5
2 Формы и содержание самостоятельных занятий…………….…...5
2.1 Формы самостоятельных занятий………………….……..6
2.2 Содержание самостоятельных занятий………………...12
2.3 Особенности самостоятельных занятий для женщин…19
3 Организация самостоятельных
занятий физическими
упражнениями различной направленности…………………….….21
4 Гигиена самостоятельных занятий………….……………………24
5 Методика самостоятельных тренировочных занятий.
Самоконтроль студентов за состоянием своего организма………29
6 Средства для организованных и самостоятельных занятий.
Средства и методы воспитания физических качеств……………...32
Рекомендуемая литература………………………………………….37
3
Стр.3
Введение
Приобщение студенческой молодежи к физической культуре
важное слагаемое в формировании здорового образа жизни.
Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием
организованных форм занятий физической культурой, решающее
значение имеют самостоятельные занятия физическими
упражнениями.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем
продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает
подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно
адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили
здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и
регулярная оптимальная двигательная активность.
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие
требования к биологическим и социальным возможностям
человека. Всестороннее развитие физических способностей людей
с помощью организованной двигательной активности (физической
тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы
организма на достижении поставленной цели, повышает
работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках
короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.
Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время
эволюционного развития функция мышечного движения
подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность
других органов, систем организма, поэтому он очень чутко
реагирует как на снижение двигательной активности, так и на
тяжелые, непосильные физические нагрузки.
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и
состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один
из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические
нагрузки представляют собой сочетание разнообразных
двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а
также организованных или самостоятельных занятий физической
культурой и спортом, объединенных термином «двигательная
активность». У большого числа людей, занимающихся умственной
деятельностью, наблюдается ограничение двигательной
активности.
4
Стр.4
1 Организация самостоятельных занятий физическими
упражнениями
Отношение студентов к физической культуре и спорту одна
из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация
этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с
двуединой позиции — как личностно значимая и как общественно
необходимая.
Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о
том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для
студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес
личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных
занятий физическими упражнениями недостаточно.
Существуют объективные и субъективные факторы,
определяющие потребности, интересы и мотивы включения
студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.
К объективным факторам относятся: состояние материальной
спортивной базы, направленность учебного процесса по
физической культуре и содержание занятий, уровень требований
учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья
занимающихся, частота проведения
занятий, их
продолжительность и эмоциональная окраска.
В вузах задачу формирования мотивов, переходящих в
потребность физических упражнений, призваны решать лекции по
физической культуре, практические занятия, массовые
оздоровительно-спортивные мероприятия.
Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий,
ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение
уровня физического развития и физической подготовленности,
выполнение различных тестов, достижение спортивных
результатов.
2 Формы и содержание самостоятельных занятий
После определения цели подбираются направление
использования средств физической культуры, а также формы
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
5
Стр.5