Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

ЭКСПЕРТИЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (110,00 руб.)

1   0
Первый авторCавина Ольга Васильевна
Издательство[Б.и.]
Страниц39
ID231674
АннотацияВ учебно-методическом пособии приводится классификация и краткая характеристика современных методов органолептического анализа, рассмотрены конкретные примеры их применения в экспертизе качества продовольственных товаров, обработки и представления результатов анализа. В конце пособия приведен краткий словарь терминов, применяемых в органолептическом анализе, а также библиографический список, используемый при написании пособия. Теоретический материал и методики, изложенные в пособии, могут быть широко использованы студентами, аспирантами, научными сотрудниками, изучающими товароведение и экспертизу продовольственных товаров.
Кем рекомендованоРекомендовано методической комиссией Рязанского государственного агротехнологического университета в качестве учебного пособия
Кому рекомендованодля студентов, обучающихся по специальности 080401 – товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)
Cавина, О. В. ЭКСПЕРТИЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / О. В. Cавина .— : [Б.и.], 2011 .— 39 с. — URL: https://rucont.ru/efd/231674 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О. В.САВИНА ЭКСПЕРТИЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) Рекомендовано методической комиссией Рязанского государственного агротехнологического университета в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 080401 – товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров) Р Я З А Н Ь 2011 УДК 581.19 : 664.8 Автор: <...> Сравнительная оценка потребительской и аналитической систем оценки качества продовольственных товаров…………………… <...> Шкала желательности как метод потребительской оценки качества продовольственных товаров……………………………………………… <...> Различительные методы и их применение в оценке качества продуктов питания …………………………………………………….. <...> Методы качественных различий и примеры их применения…. <...> Применение унифицированного балльного метода в оценке качества продуктов питания…………………………………………… 4.1 Порядок разработки унифицированной балльной шкалы………… <...> Пример применения унифицированного балльного метода для оценки качества сахарного печенья …………………………… <...> Применение метода профильного анализа для органолептической оценки качества продуктов…………………………………………….. <...> Пример построения общего профиля сенсорных свойств продукта ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. <...> Органолептический или сенсорный анализ включает оценку вкуса, запаха, цвета, внешнего вида и др <...>
__ЭКСПЕРТИЗА_ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ_ТОВАРОВ__С_ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ_СОВРЕМЕННЫХ_МЕТОДОВ_ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКОГО_АНАЛИЗА_(1).pdf
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 4 1. Классификация систем и методов органолептического анализа 1.1. Сравнительная оценка потребительской и аналитической систем оценки качества продовольственных товаров…………………… 1.2. Классификация и краткая характеристика методов органолептического анализа……………………………………………………… 5 5 6 2. Шкала желательности как метод потребительской оценки качества продовольственных товаров……………………………………………… 8 3. Различительные методы и их применение в оценке качества продуктов питания …………………………………………………….. 3.1.Методы качественных различий и примеры их применения…. 3.2.Методы количественных различий и примеры их применения… 13 10 10 4. Применение унифицированного балльного метода в оценке качества продуктов питания…………………………………………… 4.1 Порядок разработки унифицированной балльной шкалы………… 4.2. Порядок обработки результатов органолептического анализа при применении унифицированного баллового метода………….. 5. Использование традиционных балльных шкал в органолептическом анализе……………………………………………………………………… 5.1.Характеристика традиционных балльных шкал, используемых в органолептическом анализе ………………………………………… 6. Применение метода профильного анализа для органолептической оценки качества продуктов…………………………………………….. 6.1.Характеристика метода профильного анализа……………………… 14 14 16 4.3 . Пример применения унифицированного балльного метода для оценки качества сахарного печенья …………………………… 19 26 29 5.2. Сравнительная оценка традиционных и перспективной унифицированной 100- балльной шкалы…………………………… 30 31 31 6.2. Приемы изображения профилей органолептических свойств продуктов……………………………………………………. 32 6.3. Пример построения общего профиля сенсорных свойств продукта ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. Краткий словарь терминов, применяемых в органолептическом анализе БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………… 39 34 36 37 3
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Оценка качества продуктов питания осуществляется с помощью двух основных групп методов – органолептических и физико-химических. Органолептический или сенсорный анализ включает оценку вкуса, запаха, цвета, внешнего вида и др. показателей качества продукта с помощью органов зрения, обоняния, вкуса, осязания или, как говорят, с помощью сенсорных анализаторов человека. Органолептические показатели выполняют важную роль в оценке качества продовольственных товаров и включены в стандарты на все виды сырья и продуктов. Органолептический метод анализа позволяет сделать достаточно точное заключение о качестве продукта. При сильных отклонениях органолептических свойств продукт уже на этой стадии контроля может быть признан непригодным к потреблению и забракован. Даже незначительное изменение например цвета или запаха обычно является указанием на снижение пищевой ценности продукта, которое затем подтверждается с помощью физико-химических методов анализа. Для того, чтобы органолептическая оценка носила объективный характер, следует соблюдать строгие правила подготовки и проведения этого анализа. 1. Тщательный отбор и подготовка дегустаторов. Все дегустаторы должны периодически проходить проверку своих сенсорных способностейт.е. способность различать цвета, запахи, вкусы. Дегустатор должен иметь достаточную остроту и натренированность органов чувств. 2. Строгое соблюдение правил отбора проб, подготовки образцов и проведения анализа, изложенных в соответствующих стандартах. 3. Использование научно обоснованных методов анализа, а также обработки и представления результатов органолептического анализа. Система оценки качества должна давать воспроизводимые результаты при среднем уровне подготовки дегустаторов. В учебном пособии приведены классификация и описание современных методов органолептического анализа, применяемых в оценке качества продовольственных товаров, изложены методики проведения анализов при использовании различных методов в потребительских и аналитических дегустациях, а также приведены примеры практического применения современных методов органолептического анализа в оценке качества продовольственных товаров. Цель пособия - овладение методами современного сенсорного анализа продовольственных товаров и приобретение практических навыков в организации и проведении дегустационного контроля качества продовольственных товаров. В конце пособия приведен краткий словарь терминов, применяемых в органолептике, а также список литературы, использованной при написании данного пособия. Теоретический материал, методики и примеры, изложенные в учебном пособии, могут быть широко использованы студентами, аспирантами, научными сотрудниками, изучающими экспертизу качества продовольственных товаров. 4
Стр.2
1. Классификация систем и методов органолептического анализа 1.1. Сравнительная оценка потребительской и аналитической систем оценки качества продовольственных товаров В зависимости от степени подготовленности и квалификации дегустаторов различают потребительскую и аналитическую оценку: потребительская проводится широким кругом потребителей, аналитическая – подготовленными специалистами-экспертами. В основе потребительской оценки лежит гедонический принцип – «нравится-не нравится» – т.е. шкала желательности, а в основе аналитической – шкала интенсивности того или иного признака качества продукта. Эти два понятия можно пояснить на таком примере. При потребительской дегустации потребители оценивают общую «вкусность» продукта (флейвор). Вкусность продукта – сложное комплексное ощущение, когда различные импульсы вкуса, запаха и консистенции воспринимаются как единое целое, как степень желательности. Наивысшую оценку потребитель, очевидно, поставит вкусу средней интенсивности: умеренно кислому, умеренно соленому и т.д. А оценивая вкус аналитически (например в профильном анализе), эксперты должны поставить наивысший балл наиболее сильно выраженному импульсу вкуса, здесь используется шкала интенсивности признака. Отличительные признаки потребительской и аналитической систем оценки приведены в таблице 1. Таблица 1 - Отличительные признаки потребительской и аналитической систем оценки качества продуктов Потребительская оценка Сравниваемые признаки Что оценивается Кто оценивает Минимальное количество оценщиков Принципы оценки Впечатление от продукта в целом (флейвор) Неподготовленные потребители Не менее 20 Гедонический («нравится-не нравится») Аналитическая оценка Единичные показатели, по ним - суммарное качество продукта (дифференцированный подход) Подготовленная комиссия дегустаторов-экспертов Не менее 9 Шкала интенсивности единичных органолептических показателей Потребительская оценка должна быть проста, доступна и преследовать одну цель - определить, нравится или не нравится продукт потребителю. Она потому и называется потребительской, что в составе дегустационной комиссии могут 5
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.