ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОАНИЮ
ГОСДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
Учебно-методическое пособие для вузов
Составители: <...> Чтобы лучше запомнить и усвоить изучаемый материал, необходимо обязательно иметь рабочую тетрадь, в которую кратко конспектируются основные разделы программы курса «Фармацевтическая химия», записываются формулы лекарственных веществ, их латинские названия, физикохимические свойства, уравнения реакций подлинности и количественного определения, лекарственные формы и особенности
контроля их качества. <...> Основные знания, умения и навыки, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины
Студент должен уметь:
– проводить оценку внешнего вида лекарственных средств;
определять растворимость лекарственных средств в воде, реакцию среды (рН) водного и инъекционного растворов лекарственных средств; определять природу лекарственного вещества;
– осуществлять все виды контроля качества лекарственных
средств в соответствии с нормативной документацией на этапах
разработки, получения, хранения и применения;
– проводить испытания на чистоту лекарственных средств;
определять содержание регламентируемых примесей и проводить
испытания на другие виды примесей;
– использовать хроматографические, спектральные и другие физико-химические и биологические методы анализа для подтверждения подлинности лекарственных средств и обнаружения
примесей;
– определять совместимость компонентов в лекарственных
смесях;
– готовить реактивы и стандартные растворы в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи;
– готовить титрованные растворы (установка титра и расчет
поправочного коэффициента);
– проводить титриметрический анализ с помощью различных методов: осадительных <...>
Методические_рекомендации_и_контрольные_работы_по_дисциплине_Фармацевтическая_химия.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОАНИЮ
ГОСДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
Учебно-методическое пособие для вузов
Составители:
А.И. Сливкин
Е.Ф. Сафонова
Т.А. Брежнева
О.В. Чечета
С.А. Боева
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2010
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................4
Программа дисциплины «Фармацевтическая химия»
для студентов 4-го и 5-го курсов заочного
фармацевтического факультета .....................................................
Правила выполнения и оформления
контрольных работ .........................................................................
Таблица вариантов ...............................................................
Контрольная работа № 1 ......................................................
Контрольная работа № 2 ......................................................
Контрольная работа № 3 ......................................................
Контрольная работа № 4 ......................................................
Контрольная работа № 5 ......................................................
Контрольная работа № 6 ......................................................
Список литературы ..............................................................
Приложения ..........................................................................
3
Стр.3
ПРОГРАММА
дисциплины «Фармацевтическая химия»
для студентов 4-го и 5-го курсов заочного отделения
фармацевтического факультета
Цель и задачи изучения дисциплины
Раскрытие методологии создания, изучения свойств, оценки
качества и стандартизации лекарственных средств на основе
общих закономерностей химических, физических, биологических
наук, их частных проявлений и истории их применения.
Основные знания, умения и навыки, которыми студент должен
овладеть в результате изучения дисциплины
Студент должен уметь:
– проводить оценку внешнего вида лекарственных средств;
определять растворимость лекарственных средств в воде, реакцию
среды (рН) водного и инъекционного растворов лекарственных
средств; определять природу лекарственного вещества;
– осуществлять все виды контроля качества лекарственных
средств в соответствии с нормативной документацией на этапах
разработки, получения, хранения и применения;
– проводить испытания на чистоту лекарственных средств;
определять содержание регламентируемых примесей и проводить
испытания на другие виды примесей;
– использовать хроматографические, спектральные и другие
физико-химические и биологические методы анализа для подтверждения
подлинности лекарственных средств и обнаружения
примесей;
– определять совместимость компонентов в лекарственных
смесях;
– готовить реактивы и стандартные растворы в соответствии
с требованиями Государственной фармакопеи;
– готовить титрованные растворы (установка титра и расчет
поправочного коэффициента);
– проводить титриметрический анализ с помощью различных
методов: осадительных, кислотно-основных, окислительновосстановительных,
комплексонометрических;
6
Стр.6
– рассчитывать содержание лекарственного средства в субстанциях
и лекарственных препаратах;
– проводить анализ лекарственной смеси экспресс-методом:
концентратов, полуфабрикатов, нестойких и скоропортящихся
препаратов;
– соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
– оформлять документацию установленного образца;
– осуществлять научно-исследовательскую деятельность по
проблемам фармации.
Программа по фармацевтической химии состоит из двух
частей. В первой части программы «Общая фармацевтическая
химия» рассматриваются основные понятия и термины дисциплины;
методологические аспекты фармацевтической химии как
науки, ее проблемы и перспективы развития; зависимость между
химическим строением, физико-химическими и фармакологическими
свойствами лекарственных веществ, способы их получения;
требования, предъявляемые к качеству фармацевтических
препаратов, методы анализа и нормативную документацию, регламентирующую
качество лекарственных средств. Кроме того, в
этой части рекомендуется изучение государственных принципов
и положений, регламентирующих качество лекарственных
средств; контрольно-разрешительной системы; «Внутриаптечного
контроля лекарственных средств»; специфических особенностей
контроля качества лекарственных форм.
Вторая часть программы «Специальная фармацевтическая
химия» изучает конкретные лекарственные вещества в виде логико-дидактической
схемы знаний и определенных умений, которыми
должен обладать студент при изучении курса фармацевтической
химии. Схема предусматривает взаимосвязь между общей
и специальной фармацевтической химией.
Схема
изучения групп и отдельных лекарственных соединений
в курсе фармацевтической химии
1. Принадлежность к химическому классу или группе, химическая
структура, номенклатура. Предпосылки для применения
в медицине в историческом аспекте исследования природных
7
Стр.7
соединений, изучение новых структур на основе синтеза и биосинтеза.
Фармакологическая группа, лекарственная форма.
2. Источники и способы получения. Краткая принципиальная
схема получения лекарственного вещества. Способы очистки.
3. Задачи по совершенствованию качества за счет способов
получения и применения новых методов анализа.
4. Физические, химические и фармакологические свойства
лекарственных веществ во взаимосвязи с их структурой (включая
агрегатное состояние, органолептические свойства, растворимость,
физические и физико-химические константы и т. д.), возможности
физических и химических превращений (типы реакций:
групповые и частные). Стабильность, химическая несовместимость.
Биотрансформация (метаболизм).
5. Выбор методов для оценки качества. Требования к качеству
с учетом вида лекарственной формы и стабильности. Возможности
определения лекарственных веществ и метаболитов в
биологических жидкостях.
6. Стандартизация. Фармакопейные требования, обоснование
норм и методов, включенных в нормативную документацию.
Вопросы контроля качества лекарственных средств аптечного и
заводского производства. Обращение с лекарственными средствами
и их хранение.
Ниже представлены вопросы рабочей программы по дисциплине
«Фармацевтическая химия». Список основной и дополнительной
литературы приводится на с. _____.
Ссылка на литературу
№
темы
Содержание
темы
1
Предмет и задачи фармацевтической
химии. Источники и методы
получения лекарственных
веществ. Классификация лекарственных
средств. Гос. принципы,
регламентирующие качество
8
для обязательного
изучения
1–8
для
самостоятельной
работы
9–10,
12–16,
18–28
Стр.8