Рассмотрены вопросы развития и
основные системы электроснабжения отечественных и зарубежных
воздушных судов гражданской авиации. <...> б)
осветительное
оборудование
(внешнее,
внутреннее
освещение, огни предупреждения столкновений, освещение кабины
экипажа и служебных отсеков); <...> Примером
такой
системы
является
вспомогательная силовая установка (ВСУ) с дополнительным
генератором, включаемая только на аэродромах для обеспечения
электропитания самолета при неработающих авиадвигателях. <...> Примером такой системы является та же ВСУ с генератором. <...> Аэродромный источник электроэнергии, обеспечивающий
электропитание самолета в наземных условиях от внешнего
(несамолетного) источника электроэнергии. <...> Первичная вспомогательная система состоит,
например, из генератора, приводимого во вращение ВСУ, со своей
аппаратурой и сетью. <...> U=27 B;
− вспомогательной СЭС переменным трехфазным током
U=208/115 В, f=400 Гц от генератора вспомогательной силовой
установки (ВСУ);
1.2.1 Основная
Ан-124-100
система
электроснабжения
самолета
Электроснабжение бортовых потребителей обеспечивают три
централизованные системы электроснабжения:
- основная система трехфазного переменного тока напряжением
200/115 B стабилизированной частотой 400Гц как наиболее
надежная в эксплуатации и наиболее выгодная в отношении массы;
- вторичная
система
трехфазного
переменного
тока
напряжением 36 В стабилизированной частотой 400 Гц;
- вторичная система постоянного тока напряжением 27 В. <...> В полете при отказе основных генераторов на оба борта могут
быть подключены два генератора ВСУ - по одному на каждый борт. <...> Имеется возможность подключения генераторов ВСУ на всю
бортоную сеть иди только на аварийные шины ВСУ. <...> В последнем
случае генераторы Г5, а Г6 обеспечивают питание потребителей,
подключенных к аварийным шинам. <...> Расположение оборудования системы электроснабжения
16
Для проведения погрузочно-разгрузочных работ на шины
погрузочных устройств могут быть подключена <...>
Авиационное_и_радиоэлектронное_оборудование_воздушных_судов_гражданской_авиации_[Электронный_ресурс]_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЁВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
А.Н. КОПТЕВ
АВИАЦИОННОЕ И РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Книга 1
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
С А М А Р А
Издательство СГАУ
2011
Стр.1
УДК СГАУ: 656(075)
ББК 39.5
К658
Рецензенты: д-р техн. наук, проф. В. И. Г р е ч и ш н и к о в;
каф. «Техническая эксплуатация авиационных электросистем
и пилотажно-навигационных комплексов» МГТУ ГА, г. Москва.
Коптев А.Н.
К658 Авиационное и радиоэлектронное оборудование воздушных судов
гражданской авиации. В 3 кн. Кн. 1: учеб. пособие / А.Н. Коптев.–
Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2011.– 244 с.: ил.
ISBN 978-5-7883-0818-0
Излагаются основы построения, характеристики элементов, агрегатов и
систем электрооборудования ЛА в целом. Рассмотрены вопросы развития и
основные системы электроснабжения отечественных и зарубежных
воздушных судов гражданской авиации. В рамках представления основных
классов потребителей электрической энергии рассмотрены электроприводы
агрегатов и систем ЛА, примеры электроприводов постоянного и
переменного тока. Как отдельный энергоемкий потребитель первой
категории рассмотрено внешнее и внутреннее освещение современных
отечественных и зарубежных ВС гражданской авиации.
Учебное пособие предназначено для студентов 4-5 курсов,
обучающихся по специальности «Техническая эксплуатация летательных
аппаратов и их двигателей» и «Техническая эксплуатация авиационных
электросистем и пилотажно-навигационных комплексов».
Пособие является первым из серии «Авиационное и радиотехническое
оборудование».
УДК СГАУ: 656(075)
ББК 39.5
ISBN 978-5-7883-0818-0
2
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.……..………………………………...………………...….4
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
ПЕРЕМЕННЫМ ТОКОМ САМОЛЕТОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ...........................................................10
1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
ПЕРЕМЕННЫМ ТОКОМ САМОЛЕТОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ...……….……………..….......................10
1.1 Основные понятия и определения……………………..……...10
1.2 Системы электроснабжения современных
самолетов гражданской авиации……………………………………..13
1.2.1 Основная система электроснабжения
самолета Ан124100……………………………………………………14
1.2.2 Основная система электроснабжения
переменным током самолета Ту-204….………………...…………....79
1.3 Системы электроснабжения самолетов фирмы
«Боинг» (на примере В – 757, В – 767 , В - 777)……….…………..130
1.4 Системы распределения электрической энергии
на современных самолетах (на примере Ту-204)…………………..144
1.5 Потребители электрической энергии………………….….....149
1.5.1 Электропривод механизмов, агрегатов
и органов управления летательных аппаратов………………….....149
1.5.2 Примеры самолетного электропривода……………….......177
1.6 Светотехническое оборудование современных
самолетов…………………………………………………..................189
1.7 Перспективы развития системы электроснабжения
ВС гражданской авиации…..…………………………….................212
Система электроснабжения АН-140…………………………….212
Система электроснабжения В-787………………………………236
Система электроснабжения А380……………………………….238
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..245
3
Стр.3