Поморский зверобойный промысел с позиции международного права коренных народов Зверобойный промысел долгие годы был одним из важных источников самого существования поморского населения Архангельской области. <...> Вопрос о признании поморов в качестве коренного малочисленного населения стоит бок о бок с правом местного населения на традиционное рыболовство и охоту на морских млекопитающих. <...> Несмотря на то, что поморское население не признано в качестве коренного малочисленного народа на территории Российской Федерации, с позиции международного права поморы вполне могут претендовать на этот статус, так как их самосознание, образ жизни, глубокое укоренение на конкретной территории, особые культурные и религиозные обычаи, равно как и язык, могут давать им право на это[Xanthanki, 2007]. <...> Тем более, что в Едином перечне коренных малочисленных народов существуют аналогичные этнические группы[7], которые также могут быть отнесены скорее к субэтническим и этнографическим группам, нежели к самостоятельным народам с позиции этнологов (например, кереки[3] или нагайбаки[Исхаков, 1994]). <...> Но это не вопрос права, а скорее результат политической воли Правительства РФ, а также, вполне возможно, серьезных дискуссий со стороны ученых различных областей науки. <...> К слову, даже не относя поморов к коренному малочисленному народу, было бы разумно обратиться к практике регионального законодательства. <...> Как, например, в Якутии, где республиканская власть в своих законодательных инициативах пришла к тому, что в 2004 году распространила действие 82 федерального закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов (в соответствии с п. <...> 3 статьи 3) на русское арктическое старожильное население: русскоустьинцев и походчан [1]. <...> Также уместно отметить тот факт, что, даже не признавая в качестве коренного народа, государство должно учитывать их права в качестве языкового и культурного меньшинства (72 федеральный закон, статья 1[5]; п. <...> Зверобойный <...>
Поморский_зверобойный_промысел_с_позиции_международного_права_коренных_народов.pdf
Поморский зверобойный промысел с позиции
международного права коренных народов
Зверобойный промысел долгие годы был одним из важных источников самого
существования поморского населения Архангельской области. Вопрос о признании
поморов в качестве коренного малочисленного населения стоит бок о бок с правом
местного населения на традиционное рыболовство и охоту на морских млекопитающих.
Несмотря на то, что поморское население не признано в качестве коренного
малочисленного народа на территории Российской Федерации, с позиции
международного права поморы вполне могут претендовать на этот статус,
так как их самосознание, образ жизни, глубокое укоренение на конкретной территории,
особые культурные и религиозные обычаи, равно как и язык, могут давать им право
на это[Xanthanki, 2007]. Тем более, что в Едином перечне коренных малочисленных
народов существуют аналогичные этнические группы[7], которые также могут быть
отнесены скорее к субэтническим и этнографическим группам, нежели
к самостоятельным народам с позиции этнологов (например, кереки[3]
или нагайбаки[Исхаков, 1994]). Но это не вопрос права, а скорее результат политической
воли Правительства РФ, а также, вполне возможно, серьезных дискуссий со стороны
ученых различных областей науки. К слову, даже не относя поморов к коренному
малочисленному народу, было бы разумно обратиться к практике регионального
законодательства. Как, например, в Якутии, где республиканская власть в своих
законодательных инициативах пришла к тому, что в 2004 году распространила действие
82 федерального закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов
(в соответствии с п.3 статьи 3) на русское арктическое старожильческое население:
русскоустьинцев и походчан [1]. Также уместно отметить тот факт, что, даже не признавая
в качестве коренного народа, государство должно учитывать их права в качестве
языкового и культурного меньшинства (72 федеральный закон, статья 1[5]; п.1 статьи 26
Конституции [4]).
Зверобойный промысел, наряду с китобойным, с позиции международного права
коренных народов относится к категории культурных прав аборигенных сообществ.
Существует принципиальная разница между коммерческим и традиционным зверобойным
промыслом. Международная китобойная комиссия выделяет китобойный промысел
в интересах коренных сообществ как правомочный и неотъемлемый, причем не только
с позиции удовлетворения их пищевых потребностей, но и с целью защиты культурных
прав[Lenzerini, 2008]. Комитет по правам человека в своем комментарии к статье 27
Международного пакта о гражданских и политических правах недвусмысленно намекает
на то, что деятельность (промысел) национальных и этнических меньшинств является
выражением их культурных особенностей, которые должны быть под защитой
государства[8].
Основным объектом поморского зверобойного промысла являлся гренландский
тюлень. По поводу возраста особей этого морского млекопитающего, которые
использовались в качестве объекта для промысла, в свое время велись ожесточенные
споры. Первоначально в общественно-политической среде ставился вопрос о защите
белька – новорожденного детеныша, что вполне оправданно с точки зрения
существующих международно-правовых стандартов в области защиты окружающей
среды. Однако полный запрет на промысел всех особей этого животного может быть
расценен как нарушение культурных прав конкретной этнокультурной группы, тем более,
что именно серка – половозрелый тюлень был объектом поморской охоты[6].
Представляется важным пересмотреть концепцию полного запрета зверобойного
промысла в Архангельской области с целью защиты прав местного этнокультурного
сообщества, которое за 3 года с момента запрета промысла не получило никаких
компенсаций и субсидий для развития промысловых альтернатив.
98
Стр.1