В пособии даны лекционные материалы, планы практических занятий, задания для СРС, вопросы и задания, раскрывающие приемы анализа произведений. <...> Литературный процесс: ренессансный реализм
XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. <...> Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма. <...> В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм исходил из иных идейных представлений о человеке: 1) провозглашал главным разум человека, подчеркивая не гармоническое
сочетание разума и духа, как в Возрождении, а наоборот противопоставляя два понятия – разум и дух; 2) представители данного направления, признавая идеи целостности человеческой природы, не
верят в изначальную доброту человека, а проверяют понятие добродетели человека через различные жизненные обстоятельства. <...> Драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна», «Звезда Севильи», «Со5
бака на сене», «Глупая для других, умная для себя» и другие полны
утверждающего оптимизма, веры в человека. <...> Опираясь на традиции
литературной античности, драматург исходил из требований своего
времени: создавать реалистические – живые картины, показывать
настоящего человека, а не декларированного правилами и нормами
античного искусства «неживую» личность. <...> Литературный процесс: барокко
В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало,
культурная традиция, понимание человека как нового типа. <...> Однако
барокко – прежде всего порождение нового времени. <...> Как и ренессанс, барокко обращалось к античности: восприняло, унаследовало
теории Аристотеля о литературе, учение о страстях. <...> Мы находим его и в сатирической комедии Мольера, и в высокой трагедии Расина, и в баснях Лафонтена, и в сатирах Буало. <...> Барочное миропонимание осознается через форму развернутых метафор, как
«жизнь <...>
Пособие_по_курсу_История_мировой_литературы._Зарубежная_литература_XVII_века.pdf
УДК 821(091)(075.8)
ББК 83.3273
Д 195
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Р е ц е н з е н т ы
д-р филос. наук, доц. БГУ
канд. филол. наук, доц. ЧГПУ
Д 195
Данчинова М.Д.
Зарубежная
Пособие по курсу «История мировой литературы.
литература XVII
века»:
учебнометодическое
пособие. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского
госуниверситета, 2013. – 120 с.
В пособии даны лекционные материалы, планы практических занятий,
задания для СРС, вопросы и задания, раскрывающие приемы анализа
произведений.
Предназначено для студентов 1-2-х курсов филологического факультета.
©
М.Д. Данчинова, 2013
© Бурятский госуниверситет, 2013
И
.
С
.
Болдон
ова
Е
.
С
.
Седова
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1
Характеристика европейской литературы XVII века
1.1. Исторические, философско-научные условия развития
зарубежной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм . . . . . . . . 5
1.3. Литературный процесс: барокко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.4. Формы барочной реализации: маринизм, культизм, гонгоризм,
консептизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.5. Литературный процесс: классицизм . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.6. Основные представители литературных направлений . . 13
План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2
Лопе де Вега и ренессансный реализм
2.1. Трактат Лопе де Вега «Новое искусство сочинять комедии
в наше время» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2. Героические пьесы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3. Социально-политические комедии – комедии «плаща и
шпаги» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.4. Бытовые комедии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.5. Драма «Фуэнте Овехуна» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.7. Жизнеутверждающее начало в драме Лопе де Веги . . . . 28
План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глава 3
Педро Кальдерон и барокко
3.1. Личность Кальдерона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
3.2. Комедии Кальдерона в стиле барокко. Комедия «Даманевидимка»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.3. Драмы чести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
3.4. Морально-философские, религиозные драмы . . . . . . . . . 39
117
Стр.117
3.5. «Трагический гуманизм» барокко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.6. Сложность барочного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
3.7. Фантастичность, живописность барочного образа . . . . . 43
3.8. Подвижность барочного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
3.9. Сложность сюжетного построения драмы «Стойкий
принц» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
3.10. Художественная сложность драмы «Жизнь есть сон» . 48
3.11. Стихийное начало в человеке барокко . . . . . . . . . . . . . . 50
3.12. Трагическое мироощущение барочного человека . . . . . 53
План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Глава 4
Пьер Корнель и классицизм
4.1. Исторические и философские предпосылки классицизма
61
4.2. Требования теоретиков классицизма . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
4.3. Барокко во французской литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
4.4. Теоретические взгляды Корнеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
4.5. Творческая деятельность Пьера Корнеля . . . . . . . . . . . . . 67
4.6. Драма Корнеля «Сид» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
4.7. Приемы антитезы, контраста в трагедии . . . . . . . . . . . . . . 72
4.8. Сложность композиции трагедии «Сид» . . . . . . . . . . . . . 73
4.9. Разрешение трагического конфликта с позиций разума в
трагедии «Сид» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Глава 5
Жан Расин и Новое время
5.1. Философские и литературные истоки творчества Расина 79
5.2. Трагедия «Андромаха» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
5.3. Философская расстановка героев в трагедии «Андромаха» 84
5.4. Трагедия «Федра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
5.5. Темы взгляда, смерти в трагедиях Расина . . . . . . . . . . . . 88
План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
118
Стр.118
Глава 6
Жан-Батист Поклен (Мольер)
и жанр комедии в Новом времени
6.1. Жизненные истоки будущего Мольера . . . . . . . . . . . . . . . 94
6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных
нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения)
в комедиях «Школа мужей» и «Школа жен» . . . . . . . . . 97
6.3. Мольер – создатель философско-нравственных пьес . . . 99
6.4. Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость» . . . . . . . . . . . 102
6.5. Многосторонность комедийного образа . . . . . . . . . . . . . . 103
План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Глава 7
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Список тем рефератов, курсовых работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Контрольные задания – тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Темы контрольных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Литература по дисциплине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
119
Стр.119