Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 569767)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Пособие по курсу "История мировой литературы. Зарубежная литература XVII века"

0   0
АвторыДанчинова Мария Даниловна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц120
ID229618
АннотацияВ пособии даны лекционные материалы, планы практических занятий, задания для СРС, вопросы и задания, раскрывающие приемы анализа произведений. Предназначено для студентов 1-2-х курсов филологического факультета.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля студентов направлений подготовки 032700.62 Филология
УДК821(091)(075.8)
ББК83.3(4)я73
Пособие по курсу "История мировой литературы. Зарубежная литература XVII века" / М. Д. Данчинова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2013 .— 120 с. — URL: https://rucont.ru/efd/229618 (дата обращения: 18.09.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В пособии даны лекционные материалы, планы практических занятий, задания для СРС, вопросы и задания, раскрывающие приемы анализа произведений. <...> Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. <...> Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма. <...> В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм исходил из иных идейных представлений о человеке: 1) провозглашал главным разум человека, подчеркивая не гармоническое сочетание разума и духа, как в Возрождении, а наоборот противопоставляя два понятия – разум и дух; 2) представители данного направления, признавая идеи целостности человеческой природы, не верят в изначальную доброту человека, а проверяют понятие добродетели человека через различные жизненные обстоятельства. <...> Драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна», «Звезда Севильи», «Со5 бака на сене», «Глупая для других, умная для себя» и другие полны утверждающего оптимизма, веры в человека. <...> Опираясь на традиции литературной античности, драматург исходил из требований своего времени: создавать реалистические – живые картины, показывать настоящего человека, а не декларированного правилами и нормами античного искусства «неживую» личность. <...> Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. <...> Однако барокко – прежде всего порождение нового времени. <...> Как и ренессанс, барокко обращалось к античности: восприняло, унаследовало теории Аристотеля о литературе, учение о страстях. <...> Мы находим его и в сатирической комедии Мольера, и в высокой трагедии Расина, и в баснях Лафонтена, и в сатирах Буало. <...> Барочное миропонимание осознается через форму развернутых метафор, как «жизнь <...>
Пособие_по_курсу_История_мировой_литературы._Зарубежная_литература_XVII_века.pdf
УДК 821(091)(075.8) ББК 83.3273 Д 195 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Р е ц е н з е н т ы д-р филос. наук, доц. БГУ канд. филол. наук, доц. ЧГПУ Д 195 Данчинова М.Д. Зарубежная Пособие по курсу «История мировой литературы. литература XVII века»: учебнометодическое пособие. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. – 120 с. В пособии даны лекционные материалы, планы практических занятий, задания для СРС, вопросы и задания, раскрывающие приемы анализа произведений. Предназначено для студентов 1-2-х курсов филологического факультета. © М.Д. Данчинова, 2013 © Бурятский госуниверситет, 2013 И . С . Болдон ова Е . С . Седова
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1 Характеристика европейской литературы XVII века 1.1. Исторические, философско-научные условия развития зарубежной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм . . . . . . . . 5 1.3. Литературный процесс: барокко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1.4. Формы барочной реализации: маринизм, культизм, гонгоризм, консептизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.5. Литературный процесс: классицизм . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.6. Основные представители литературных направлений . . 13 План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Глава 2 Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.1. Трактат Лопе де Вега «Новое искусство сочинять комедии в наше время» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 2.2. Героические пьесы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 2.3. Социально-политические комедии – комедии «плаща и шпаги» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 2.4. Бытовые комедии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 2.5. Драма «Фуэнте Овехуна» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2.7. Жизнеутверждающее начало в драме Лопе де Веги . . . . 28 План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Глава 3 Педро Кальдерон и барокко 3.1. Личность Кальдерона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 3.2. Комедии Кальдерона в стиле барокко. Комедия «Даманевидимка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 3.3. Драмы чести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 3.4. Морально-философские, религиозные драмы . . . . . . . . . 39 117
Стр.117
3.5. «Трагический гуманизм» барокко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 3.6. Сложность барочного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 3.7. Фантастичность, живописность барочного образа . . . . . 43 3.8. Подвижность барочного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 3.9. Сложность сюжетного построения драмы «Стойкий принц» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 3.10. Художественная сложность драмы «Жизнь есть сон» . 48 3.11. Стихийное начало в человеке барокко . . . . . . . . . . . . . . 50 3.12. Трагическое мироощущение барочного человека . . . . . 53 План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Глава 4 Пьер Корнель и классицизм 4.1. Исторические и философские предпосылки классицизма 61 4.2. Требования теоретиков классицизма . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 4.3. Барокко во французской литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 4.4. Теоретические взгляды Корнеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 4.5. Творческая деятельность Пьера Корнеля . . . . . . . . . . . . . 67 4.6. Драма Корнеля «Сид» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 4.7. Приемы антитезы, контраста в трагедии . . . . . . . . . . . . . . 72 4.8. Сложность композиции трагедии «Сид» . . . . . . . . . . . . . 73 4.9. Разрешение трагического конфликта с позиций разума в трагедии «Сид» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Глава 5 Жан Расин и Новое время 5.1. Философские и литературные истоки творчества Расина 79 5.2. Трагедия «Андромаха» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 5.3. Философская расстановка героев в трагедии «Андромаха» 84 5.4. Трагедия «Федра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 5.5. Темы взгляда, смерти в трагедиях Расина . . . . . . . . . . . . 88 План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 118
Стр.118
Глава 6 Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.1. Жизненные истоки будущего Мольера . . . . . . . . . . . . . . . 94 6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях «Школа мужей» и «Школа жен» . . . . . . . . . 97 6.3. Мольер – создатель философско-нравственных пьес . . . 99 6.4. Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость» . . . . . . . . . . . 102 6.5. Многосторонность комедийного образа . . . . . . . . . . . . . . 103 План практического занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Задания для СРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Глава 7 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Список тем рефератов, курсовых работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Контрольные задания – тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Темы контрольных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Литература по дисциплине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 119
Стр.119