Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Философия (110,00 руб.)

0   0
АвторыНезнамова Светлана Павловна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц17
ID228150
АннотацияУчебное пособие подготовлено в отделении по работе с иностранными студентами филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано для иностранных студентов-бакалавров филологического факультета
Философия / С.П. Незнамова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010 .— 17 с. — 17 с. — URL: https://rucont.ru/efd/228150 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие для вузов Составитель <...> С. П. Незнамова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 24 сентября 2009 г., протокол № 1 Рецензент канд. филос. наук, ст. преп. кафедры философии и гуманитарной подготовки ВГМА им. <...> Сатина Учебное пособие подготовлено в отделении по работе с иностранными студентами филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Впервые это слово употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и духовному совершенствованию, но в европейскую культуру оно вошло с именем Платона. <...> Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки. <...> Философия не только даёт единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания. <...> Особую роль в системе философского знания играет мировоззрение. <...> Мировоззрение – это сложное, синтетическое образование общественного и индивидуального сознания. <...> Следует выделить два уровня мировоззрения: теоретический и жизненно-практический. <...> Жизненно-практический уровень базируется на основе опыта, получаемого в жизни. <...> Этот уровень включает в себя обряды, обычаи и традиции. <...> Сюда относят такие формы мировоззрения как мифология и религия. <...> К теоретическому уровню относят такую форму мировоззрения <...>
Философия.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Философия.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие для вузов Составитель С. П. Незнамова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Понятие мировоззрения и его структура. Основной вопрос философии 1. Философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – любовь, sophia – мудрость). Впервые это слово употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и духовному совершенствованию, но в европейскую культуру оно вошло с именем Платона. Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки. Философия не только даёт единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания. 2. Особую роль в системе философского знания играет мировоззрение. Что же такое мировоззрение? Мировоззрение – это сложное, синтетическое образование общественного и индивидуального сознания. Обычно выделяют 4 компонента мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, эмоциональноволевой, практический. Следует выделить два уровня мировоззрения: теоретический и жизненно-практический. Жизненно-практический уровень базируется на основе опыта, получаемого в жизни. Этот уровень включает в себя обряды, обычаи и традиции. Сюда относят такие формы мировоззрения как мифология и религия. К теоретическому уровню относят такую форму мировоззрения как философия, включающая в себя следующие разделы: онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, аксиология – учение о ценностях, диалектика – учение о развитии и др. 3. Философско-теоретической трансформацией фундаментальной мировоззренческой проблемы является основной вопрос философии, в котором отношение «человек – мир» преобразуется в отношение «дух – тело», «сознание – природа», «мышление – бытие». В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал 3
Стр.3
Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума. Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли). Гилозоизм (овеществлённая жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, её элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б. Спинозы. Вульгарный материализм как отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определённых частей или образований мозга. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с чистым сознанием. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Разнообразие интерпретаций сознания связано, в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. В рамках концепции антропосоциогенеза сформулированы несколько идей, в частности концепция отражения и концепция эволюционно-трудовой природы происхождения человека. 2. Для появления сознания должны были сформироваться биологические предпосылки, и к ним относят: 1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием ЦНС и головным мозгом; 2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, потребовавший освободить передние конечности в сочетании с прямохождением и 3) стадная форма обитания животных и возникновение звуковой сигнализации для передачи информации. Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания. Лишь с появлением речи, языка человек начинает выделяться из животного мира. Перечислим некоторые функции языка: Обозначающая. Понятия не только обозначают явления, но и выражают мысль об объективно существующих предметах, их связях и отношениях. Куммулятивная. Язык дает возмож6
Стр.6
ность «сокращенного», «уплотненного» идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации. Коммуникативная. В этой функции язык выступает как средство общения людей. Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании человека средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями. Отсюда неизбежно и его определенное эмоционально-чувственное выражение. Интерактивная. Речь всегда оказывает определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому действию. Таким образом, язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания. Самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении. Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. 3. При анализе сознания необходимо обратиться и к рассмотрению бессознательного, так как феномен бессознательного участвует в функционировании психики человека в целом. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательное проявляется в различных формах – влечении, установке, ощущении, интуиции, сновидении, гипнотическом состоянии и др. К уровню бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не может освободиться. Но инстинкты порождают у человека желания, эмоции, волевые. Фрейд на базе экспериментальных и клинических данных обосновал важную роль бессознательного в психической деятельности человека, представил его в виде могущественной иррациональной силы, находящейся в антагонистическом противостоянии деятельности сознания (структура личности по Фрейду: Я, СВЕРХ-Я И ОНО (EGO, SUPER-EGO, ID). В современной философии и психологии бессознательное признается и широко используется не только в научном анализе, но и в практической медицине (метод психоанализа). Тема 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Формы общественного сознания 1. Сознание не только исторически возникает как общественное явление, но и становится возможным лишь как продукт совместной трудовой 7
Стр.7
деятельности. Вплетенность действий каждого отдельного человека в совместную коллективную деятельность на каждом историческом этапе развития общества приводит к тому, что сознание индивида приобретает надличностный, надиндивидуальный характер. Формируется общественное сознание. Общественное сознание – совокупность идей, концепций, учений, имеющих свою собственную логику функционирования и развития, отличную от индивидуального сознания. Общественное сознание надличностно. Оно может включать в себя то общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Общественное и индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга. 2. Характеризуя структуру общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни (обыденно-практический и научно-теоретический) и формы, различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей. К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту. Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Оно стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому находит свое выражение в науке. 3. Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает различные способы духовного освоения действительности. В силу этого можно выделить следующие формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное или атеистическое, философское и научное. Процесс дифференциации общественного сознания, возникновение новых структурных элементов продолжается, и он обусловлен объективным процессом дифференциации общественных отношений, потребностями развития общества. Тема 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Основные проблемы гносеологии. Процесс познания, его формы и особенности 1. Гносеология (теория познания, эпистемология) – это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности. Теория познания изучает: возможность и струк8
Стр.8