ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие для вузов
Составитель
С. П. Незнамова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2010
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Понятие мировоззрения
и его структура. Основной вопрос философии
1. Философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к
мудрости» (phileo – любовь, sophia – мудрость). Впервые это слово употребил
Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному
знанию и духовному совершенствованию, но в европейскую культуру оно
вошло с именем Платона. Философия – это такая система понимания и
объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется
и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное
влияние на развитие науки. Философия не только даёт единое понимание
происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания,
который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или
требований, сформулированных на основе открываемых в действительности
и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития
общественного познания.
2. Особую роль в системе философского знания играет мировоззрение.
Что же такое мировоззрение?
Мировоззрение – это сложное, синтетическое образование общественного
и индивидуального сознания. Обычно выделяют 4 компонента мировоззрения:
познавательный, ценностно-нормативный, эмоциональноволевой,
практический. Следует выделить два уровня мировоззрения: теоретический
и жизненно-практический. Жизненно-практический уровень базируется
на основе опыта, получаемого в жизни. Этот уровень включает в
себя обряды, обычаи и традиции. Сюда относят такие формы мировоззрения
как мифология и религия. К теоретическому уровню относят такую
форму мировоззрения как философия, включающая в себя следующие разделы:
онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, аксиология
– учение о ценностях, диалектика – учение о развитии и др.
3. Философско-теоретической трансформацией фундаментальной мировоззренческой
проблемы является основной вопрос философии, в котором
отношение «человек – мир» преобразуется в отношение «дух – тело»,
«сознание – природа», «мышление – бытие». В истории философии прослеживаются
несколько вариантов решения проблемы соотношения материального
и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного
вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими
из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими
из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден.
На протяжении существования философского знания он выступал
3
Стр.3
Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой,
надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи
(мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный
разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое
сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.
Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание
человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя
и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).
Гилозоизм (овеществлённая жизнь) утверждает, что вся материя
мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального
мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней
мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к
ранним учениям милетской школы, её элементы содержатся в учениях Аристотеля,
Дж. Бруно, Б. Спинозы.
Вульгарный материализм как отождествление сознания с вещественными
образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный
характер, оно результат функционирования определённых частей
или образований мозга.
Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость
от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей
стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века,
считающие, что человек рождается с чистым сознанием.
Диалектический материализм подходит к изучению сознания как
сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и
идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.
Разнообразие интерпретаций сознания связано, в первую очередь, с
вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. В рамках
концепции антропосоциогенеза сформулированы несколько идей, в частности
концепция отражения и концепция эволюционно-трудовой природы
происхождения человека.
2. Для появления сознания должны были сформироваться биологические
предпосылки, и к ним относят: 1) сложную психическую деятельность
животных, связанную с функционированием ЦНС и головным мозгом;
2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных
предков, потребовавший освободить передние конечности в сочетании
с прямохождением и 3) стадная форма обитания животных и возникновение
звуковой сигнализации для передачи информации. Эти предпосылки необходимы,
но не достаточны для появления человеческого сознания. Лишь с
появлением речи, языка человек начинает выделяться из животного мира.
Перечислим некоторые функции языка: Обозначающая. Понятия не только
обозначают явления, но и выражают мысль об объективно существующих
предметах, их связях и отношениях. Куммулятивная. Язык дает возмож6
Стр.6
ность «сокращенного», «уплотненного» идеального воспроизведения действительности,
а также хранения, передачи и практического использования
заключенной в ней информации. Коммуникативная. В этой функции язык
выступает как средство общения людей. Экспрессивная. Все, отражаемое в
сознании человека средствами языка, в той или иной степени связано с его
интересами и потребностями. Отсюда неизбежно и его определенное эмоционально-чувственное
выражение. Интерактивная. Речь всегда оказывает
определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому
действию.
Таким образом, язык является наиболее распространенным способом
социального функционирования сознания.
Самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира,
оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном
мнении. Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию.
3.
При анализе сознания необходимо обратиться и к рассмотрению
бессознательного, так как феномен бессознательного участвует в функционировании
психики человека в целом. Бессознательное – это совокупность
психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании
человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся,
по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательное проявляется в различных формах – влечении, установке,
ощущении, интуиции, сновидении, гипнотическом состоянии и др. К
уровню бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как
биологическое существо не может освободиться. Но инстинкты порождают
у человека желания, эмоции, волевые.
Фрейд на базе экспериментальных и клинических данных обосновал
важную роль бессознательного в психической деятельности человека, представил
его в виде могущественной иррациональной силы, находящейся в
антагонистическом противостоянии деятельности сознания (структура личности
по Фрейду: Я, СВЕРХ-Я И ОНО (EGO, SUPER-EGO, ID). В современной
философии и психологии бессознательное признается и широко используется
не только в научном анализе, но и в практической медицине
(метод психоанализа).
Тема 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное
сознание. Структура общественного сознания. Обыденное и теоретическое
сознание. Формы общественного сознания
1. Сознание не только исторически возникает как общественное явление,
но и становится возможным лишь как продукт совместной трудовой
7
Стр.7
деятельности. Вплетенность действий каждого отдельного человека в совместную
коллективную деятельность на каждом историческом этапе развития
общества приводит к тому, что сознание индивида приобретает надличностный,
надиндивидуальный характер. Формируется общественное
сознание. Общественное сознание – совокупность идей, концепций, учений,
имеющих свою собственную логику функционирования и развития, отличную
от индивидуального сознания.
Общественное сознание надличностно. Оно может включать в себя то
общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную
сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и
изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Общественное и
индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, взаимно обогащают
друг друга.
2. Характеризуя структуру общественного сознания по степени и способам
осознания действительного мира, можно выделить уровни (обыденно-практический
и научно-теоретический) и формы, различающиеся методами
и средствами отражения действительности и воздействия на реальную
жизнь людей.
К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся
в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимодействии
с окружающим миром в труде и быту. Теоретическое сознание представляет
собой отражение существенных связей и закономерностей действительности.
Оно стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому
находит свое выражение в науке.
3. Многообразие видов общественно-практической деятельности людей
порождает различные способы духовного освоения действительности.
В силу этого можно выделить следующие формы общественного сознания:
политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное или атеистическое,
философское и научное. Процесс дифференциации общественного
сознания, возникновение новых структурных элементов продолжается,
и он обусловлен объективным процессом дифференциации общественных
отношений, потребностями развития общества.
Тема 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
Основные проблемы гносеологии. Процесс познания, его формы и особенности
1.
Гносеология (теория познания, эпистемология) – это раздел философии
(и отрасль философского знания), в котором изучаются: проблемы
природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются
всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности
и истинности. Теория познания изучает: возможность и струк8
Стр.8