Анализируется как собственно художественное
творчество, так и объясняющие его теоретические концепции. <...> По-новому
трактуются соотношения между классической и современной философией
искусства, основные категории и принципы неклассического искусства,
главные этапы его эволюции, специфика философских проблем искусства ХХ
века. <...> С
конца ХIХ в. и на протяжении всего ХХ в. западные (европейские и американские) философы постоянно высказывали суждения в адрес классического
и современного искусства, выстраивая свои аналогии, конфронтации, реконструкции и модели. <...> Философия искусства – порождение Нового времени, начало которому
было положено эпохой Возрождения. <...> Но и в
пределах Нового времени философия искусства делится на два этапа – классический и неклассический. <...> Этой цели служит раздел «Приложение», предлагающий слушателю возможность взглянуть на известные ему художественные произведения с новой
точки зрения, самому войти в роль исследователя. <...> Внутри искусства
выделяются ремесло, наука и то, что мы сейчас называем искусством, то есть
художественное творчество. <...> Все прежние философские
системы искали принцип искусства внутри сферы теоретического знания или
нравственной жизни. <...> Но даже эта попытка при всей ее безусловной значимости не могла
обосновать действительно автономную ценность искусства: ведь логика воображения не могла обрести тот же статус, что и логика чистого интеллекта. <...> Не существует такой теории языка или теории искусства, которые могли бы забыть или обойти один
из этих полюсов, хотя акцентироваться может то один, то другой. <...> в. Ж. Ж. Руссо (1712–1778) отбросил целиком всю классическую и неоклас8
сическую традицию в теории искусства. <...> «Характерное искусство и есть единственно подлинное искусство. <...> Однако чтобы понять это
характерное искусство, необходимо избежать его односторонней интерпретации. <...> И все же это не весь
смысл, который Гете вкладывал в понятие «характерное искусство» <...>
Философия_искусства_Учебное_пособие..pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
М. В. Логинова
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
Учебное пособие
Допущено УМО
по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по направлению 035200
«Изящные искусства»
Соответствует
Федеральному государственному
образовательному стандарту
3-го поколения
Саранск 2013
1
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………...………………………….....………………….3
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
1.1 Онтология искусства…..………….....................................………........6
1.2 Репрезентация в искусстве……………………………………….......13
1.3 Категория пространства………………………..………………….....19
1.4 Проблема времени………………………………………………….....24
Литература к разделу…………………………………………...……......36
Раздел 2. КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
2.1 Проблема «искусство и культура» в немецкой классической
философии……………………………………………………………........37
2.2 Гносеологическая концепция искусства
Г. В. Ф. Гегеля…………………………………………..…………………45
2.3 Философия искусства И.Тэна…………….……………………..........49
Литература к разделу…………………………………………………......52
Раздел 3. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
3.1 Русский символизм: бытие искусства
и искусство бытия………………………………………………………...53
3.2 История и философия искусства П. А. Флоренского…………..…..61
3.3 Поэтизация бытия С. Л. Франка……………………………….…….70
Литература к разделу………………………………………………….....77
Раздел 4. ОТ МИРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА –
К ОБРАЗУ МИРА
4.1 Онтология художественного образа……………………………........78
4.2 Образ мира в искусстве ХХ века…………………………………….87
4.3 Проблема языка в искусстве………………………………………....91
4.4 Становление новой образности………………………..………...…..97
Литература к разделу………………………….…………………….......101
Раздел 5.ФИЛОСОФИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
5.1 Методологическое значение принципа диалогизма
для философии искусства………………………..…………………...…102
5.2 Диалог классики и неклассики ..……………………………....……111
5.3 Теория неклассического искусства ………………………………..124
5.4 Декаданс и вопросы искусства……………………….………....….129
Литература к разделу………………………………..……………...…...135
Раздел 6. ДИАЛОГ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА В ХХ ВЕКЕ
6.1 Философия искусства авангарда……………………………..……..136
210
Стр.210
6.2 Абсурд как категория текста……………………………....………..142
6.3 Экзистенциализм – философия и искусство поиска…………........153
6.4 Модерн – «незавершенный проект»……………………….........….161
Литература к разделу………………………………………..…...……...160
ПРИЛОЖЕНИЕ
Хрестоматия………………..……………………………………............167
Семинарские занятия…………………………………...………......…...184
Контрольные вопросы и задания………………..…………….....……..204
Примерные темы для написания рефератов…………………..........….206
Рекомендуемая литература…………………………………........……..208
211
Стр.211