Анализируется
соотношение
между
классической
и
неклассической философией искусства. <...> Философия искусства – порождение Нового времени, начало которому
было
положено
эпохой
Возрождения. <...> Но и в пределах Нового времени философия искусства делится на два этапа –
классический и неклассический1. <...> 102119; Феномен «неклассичности» современной культуры и искусства // Вестник КГУКиИ. <...> 54-61; Проблема артикуляции бытия в неклассической культуре //
Декаданс в Европе и России. <...> Опыт развития предшествующей
культуры
наглядно показал, что «абсурд – симптом разрыва с бытием. <...> Абсурд – плата за ослепление доказательной мощью понятия. <...> Абсурд –
покинутость в отчаянии, тщетность любых усилий что-либо изменить»2. <...> Изменяясь и трансформируясь в сознании различных эпох, абсурд является
универсальным феноменом, который относится к экзистенциальной области
человеческой культуры. <...> Камю) в мире равнодушных к нему вещей и людей. <...> Абсурдное сознание является толчком к возникновению экзистенциального
мышления, отказывающегося от различения субъекта и объекта, мышления, в
котором человек выступает как экзистенция, как телесно-эмоциональнодуховная цельность, так как экзистенция находится в неразрывном единстве
с бытием. <...> Абсурдное сознание является особым состоянием «ясности»,
которое предшествует, если следовать М. Хайдеггеру <...> Данный ракурс рассмотрения позволяет
зафиксировать нерасторжимое единство проблемы абсурда и человека, и
продемонстрировать то, как происходит становление понимания абсурда в
культуре и функционирование правил этого понимания на уровне человека,
6
существующего в единстве с другими людьми и культурами, которые
воспринимаются как иные. <...> Так, сопряжение отечественной прозы рубежа ХХ-XXI вв. с
теорией абсурда, позволит прояснить содержание современной культуры,
глубже осмыслить актуальные проблемы искусства: поэтику, дискурс,
приемы абсурдизации и др. <...> Настоящее исследование посвящено изучению абсурда <...>
Инверсия_философии_искусства_от_классики_до_абсурда..pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
М. В. ЛОГИНОВА
ИНВЕРСИЯ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА:
ОТ КЛАССИКИ ДО АБСУРДА
Саранск 2012
Стр.1
УДК 7.1
Рецензенты:
кафедра традиционной мордовской культуры и современного
искусства ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный
университет им. Н. П. Огарева»;
доктор искусствоведения профессор Ю. А. Кондратенко
Логинова М. В.
Инверсия философии искусства: от классики до абсурда / М. В. Логинова –
Саранск, 2012 – 212 с.
В монографии рассматриваются основные понятия и идеи философии
искусства. Анализируется соотношение между классической и
неклассической философией искусства.
Предназначена для читателей, интересующихся современным состоянием
зарубежной и отечественной философии искусства. Может быть полезна для
студентов и аспирантов, изучающих курсы философии, культурологии,
эстетики.
УДК 7.1
2
Стр.2
Содержание
Введение…………………...………………………….....…………………3
Глава 1. Общие проблемы философии искусства
1.1 Репрезентация искусства..………….....................................………...10
1.2 Проблема пространства и времени……………………………..........23
1.3 Художественный образ……………………………………………….41
Глава 2. Диалог классической и неклассической философии
искусства
2.1 Философия искусства Г. Гегеля и И. Тэна…………………………..65
2.2 Русский философский символизм ….................................................81
2.3 Теория неклассического искусства…………………………………106
Глава 3. Феномен абсурда в философии искусства
3.1 История и теория абсурда…………………………………………….141
3.2 Антиномии абсурда…………………………………………………...164
Заключение……………………………………………………………….206
212
Стр.212