Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Мы вышли из войны

0   0
АвторыТитова Валентина Ивановна
Издательство"Транзит-икс"
Страниц234
ID227762
АннотацияКнига содержит воспоминания, дневниковые записи, письма военной поры, которые рисуют картину жизни и быта Владимира военных лет.
Мы вышли из войны / В.И. Титова .— Владимир : "Транзит-икс", 2004 .— 234 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/227762 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор проекта, составитель, редактор, комментарии: Валентина Ивановна Титова Художник: Валентина Нурисламовна Гилазутдинова Фотографии из собраний авторов, из музея гимназии № 3 и музея «Страницы детства» Дворца Детского (Юношеского) Творчества г. Владимира, коллекционера Г.Г. Мозговой Финансирование издания осуществлено администрацией <...> И в этой народной летописи сборник воспоминаний владимирцев «Мы вышли из войны» займёт своё особое место. <...> Здесь собраны, в основном, воспоминания людей, детство и отрочество которых пришлись на военные годы. <...> И хотя Владимир был тыловым городом, здесь не было сражений, не было голода, всего лишь две бомбы упали на город, да и те не взорвались, но война опалила и судьбы владимирцев. <...> Сначала это были записанные мной рассказы рабочих, инженерно-технических работников Владимирского химического завода. <...> Короткие записи он делал и в военные годы. <...> Музей гимназии № 3 предоставил записи воспоминаний медицинских сестёр госпиталя, который находился в годы войны в бывшей школе № 3. <...> Особое место среди подобных документов эпохи занимает дневник Юрия Никифорова, хранящийся в семье его племянницы, а в копии - в музее гимназии № 3. <...> Оказала помощь и учительница из школы № 21 Вера Геннадиевна Белова, которая со своими кружковцами-краеведами собрала воспоминания нескольких владимирцев. <...> Помогли руководители музея гимназии № 3 Вера Сергеевна Бузыкова и Олег Николаевич Гуреев. <...> Одни ходили в детский сад, другие в школу, те, что постарше - в ремесленные училища, в техникумы, в военные годы некоторые из них начали свою трудовую деятельность. <...> Но прежде чем перейти к дневникам и воспоминаниям владимирцев о городе военной поры, хочется коротко познакомить читателей с тем, как сложились после войны судьбы хотя бы некоторых из них. <...> Вернувшись во Владимир, окончила заочно Владимирский политехнический институт, работала конструктором на электромоторном заводе. <...> ВТОРОВСКАЯ Валентина Ивановна <...>
Мы_вышли_из_войны.pdf
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.232
Мы_вышли_из_войны.pdf
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ ...Откудамы? Мы вышли из войны. К. Ваншенкин воспоминания. Со временем всё это становится ценнейшим источником для изучения эпохи, к которой они относятся, хотя письма адресованы какому-то конкретному человеку, а дневники так и вовсе писались для себя. Тем не менее, они содержат яркие блёстки событий своего времени, отголоски чувств и мыслей, которыми жили их авторы. Именно они обогащают понимание ушедшего времени, дополняя официальные источники живыми подробностями. Неумолимое время отсчитывает десятилетия, отделившие нас от событий Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Всё меньше тех, кто её помнит. Тем актуальнее задача - успеть собрать сохранившиеся материалы того времени, записать воспоминания тех, кто помнит. Так появилась идея создать эту книгу. В В разное время в моих руках оказались воспоминания и дневники людей, которые пережили войну во Владимире. Сначала это были записанные мной рассказы рабочих, инженерно-технических работников Владимирского химического завода. Сейчас большинства из них уже нет в живых. Я встречалась с ними в конце 70-начале 80-х гг. прошлого века, когда участвовала в написании книги по истории завода к его 50-летию. Часть из записанного тогда вошло в ту книгу, часть осталась не использованной. К сожалению, значительная доля записей, вероятно, безвозвратно погибла при ликвидации музея истории завода, в архиве которого они хранились. Несколько лет назад я познасе люди пишут письма. Некоторые пишут дневники. Их меньше. Случается, пишут и
Стр.6
комилась с машинописной рукописью дневника А.П. Пугачёвой времён Великой Отечественной войны и с её воспоминаниями, которыми она комментировала краткие записи того времени. Внук художника Д.И. Рохлина предоставил мне возможность познакомиться с дневниками своего деда, которые тот вёл всю свою жизнь. Короткие записи он делал и в военные годы. Музей гимназии № 3 предоставил записи воспоминаний медицинских сестёр госпиталя, который находился в годы войны в бывшей школе № 3. Их рассказы были записаны в 80-е годы. Особое место среди подобных документов эпохи занимает дневник Юрия Никифорова, хранящийся в семье его племянницы, а в копии - в музее гимназии № 3. Погибший в 1944 году выпускник этой школы, Юрий встретил войну взрослым человеком. Продолжал делать записи и на фронте, и во время пребывания в госпитале во Владимире в 1943 году. Он хорошо сознавал их значение. 16 июня 1943 года Юрий записал: «Эти строки дороги мне. Они являются летописью хроники дней великой войны.. .Придёт время, возможно, с подругами и товарищами, с сестрами и родными я буду с любовью читать их, а если придётся умереть на поле бранном, пусть их читают мои командиры и бойцы.. .Пусть листы будут грязны, писаны разным карандашом, пусть будут некоторые слова не разборчивы, но они близки к сердцу, они писаны под огнём, в жару и холод, когда тебя часто подстерегала смерть». И тогда начала вырисовываться канва будущей книги. Захотелось собрать вместе все дневники и воспоминания, найти других людей, которые могли бы дополнить уже имеющиеся материалы. Сложность предприятия состояла в том, что многие из переживших войну находятся сейчас в преклонном возрасте. Болезни, просто плохое самочувствие не позволяли надеяться на то, что все откликнутся на предложение записать, что помнится о том нелёгком времени. Эти воспоминания сами по себе не способствовали улучшению самочувствия много переживших пожилых людей. Часто разговоры о войне сопровождались слезами. И, тем не менее, люди, к которым пришлось обращаться, откликались. Если не могли писать сами, диктовали воспоминания. Неоценимую помощь при этом оказала Ирина Капитоновна Чистякова, педагог Дворца творчества юных - теперь он стал называться Дворцом Детского (Юношеского) Творчества, - которая и с ребятами из своего музея «Страницы детства», и сама лично записала и принесла множество воспоминаний о войне. Оказала помощь и учительница из школы № 21 Вера Геннадиевна Белова, которая со своими кружковцами-краеведами собрала воспоминания нескольких владимирцев. Помогли руководители музея гимназии № 3 Вера Сергеевна Бузыкова и Олег Николаевич Гуреев. Появились и сочинения школьников о войне из гимназии № 35, написанные под руководством педагога Татьяны Александровны Антро
Стр.7
повой несколько лет назад, и записи рассказов дедушек и бабушек нынешними школьниками. Одни старожилы надиктовали по 1-2 странички, другие исписали целые тетради. Это разные люди: учёные и рабочие, бывшие врачи, учителя, инженеры, художники, военнослужащие. Я включила в книгу и свои воспоминания. Включала с сомнением: в начале войны мне было всего три с половиной года. Думала, что будущие читатели отнесутся с недоверием к этим воспоминаниям. Но оказалось, что многим из авторов было тоже не так уж много лет. Одним из последних принёс свои воспоминания полковник Н.Г. Антонов, которому в день начала войны было всего два года, и, тем не менее, какие-то события военного времени врезались в детскую память, оставили след в жизни. И тогда вдруг стало ясно, что почти все, за немногими исключениями, герои-авторы этой необычной книги - дети, дети войны. Пусть разного возраста. Одни ходили в детский сад, другие в школу, те, что постарше - в ремесленные училища, в техникумы, в военные годы некоторые из них начали свою трудовую деятельность. Именно поэтому детская тема стала занимать всё больше места в книге. Война отложилась в детской памяти постоянно испытываемым голодом, холодом, затемнёнными улицами, ожиданием писем от воевавших на фронтах войны отцов, братьев, близких людей. Эти годы не прошли бесследно: они сформировали нравственный облик поколения, много пережившего, одушевлённого надеждой на неизбежную победу своей Родины в страшной войне. Общее для всех - дети войны с благодарностью, признательностью вспоминают о своих матерях, которые сумели в то трудное время вырастить и поднять их. «Всегда буду помнить о матери», - так назвала свои воспоминания А.И. Дубровина. «Всегда помню желание матери видеть нас, детей своих, не злыми, терпимыми к людям и трудностям, любить жизнь, быть любознательными, - пишет она. - Забота о матерях должна стать для всех людей главным смыслом жизни. Только через годы понимаешь, кому мы обязаны своей жизнью - это нашим матерям, их героическому трудолюбию и великой любви к нам». В этих и других воспоминаниях - преклонение перед жизненным подвигом женщин-матерей. «Удивляюсь и восхищаюсь своей мамой! При всех трудностях, голоде, холоде она сумела оставить впечатление, что у нас было счастливое детство», - написала в своих воспоминаниях В.А. Гаврилова. Последней фразой в воспоминаниях Героя Советского Союза И.Е. Жукова тоже слова о матери: «Восхищает и удивляет меня одно - как моя мама Евгения Михайловна не одну неделю, а несколько лет (всю войну) одна кормила, одевала и воспитывала троих сыновей и поддерживала пожилых родителей папы, которые жили с нами. Вот это героизм!!!»
Стр.8
А ещё в них - признательность своим учителям, которым тоже посвящены целые страницы. Это они, жертвуя здоровьем, не считаясь со временем, учили детей, понимая и то, как тем трудно, но и видя перспективу: именно этим детям предстояло восстанавливать страну после страшной войны. Для этого детям надо было дать знания. Несмотря на то, что замерзали чернила, и в классах зимой приходилось сидеть в пальто, учителя не снижали требований к полуголодным детям, стремясь дать им всю полноту знаний. И какое поколение воспитали в то жестокое время матери и учителя, среди которых большинство тоже были женщины! Биографии героев этой книги говорят сами за себя. Трудное детство, лишения, отсутствие самого необходимого не помешали им впоследствии получить образование и отдать все силы тому делу, которое стало их призванием, прожить достойную жизнь. Рассуждая на эту тему, Г.А. Лебедева пишет: «...самый тяжёлый период нашей жизни с её лишениями пришёлся на детство и юность, когда мы ещё не успели почувствовать всей притягательной силы материального комфорта. Поэтому все дальнейшие жизненные коллизии мы переживали легче, чем другие поколения, невольно сравнивая эти трудности с периодом военного времени. Будем надеяться, что это даст нам силы пережить перипетии современного смутного времени, так неожиданно пришедшегося на последний отрезок нашего жизненного пути». И вот они собрались вместе. Заочная встреча через полвека. В том военном, маленьком городе, каким был Владимир, они, безусловно, встречались друг с другом: в общих очередях за хлебом, за керосином, сталкиваясь на узкой тропке в лесу с санками хвороста, в школе, в бане, в кинотеатре, на нашей знаменитой Шалопаевке. Многие были знакомы, некоторые, надеюсь, будут рады встрече на страницах этой книги, знакомясь заново. Читая воспоминания, как будто слышишь взволнованные голоса, которые, перебивая друг друга, торопятся рассказать, как это было: «Ты помнишь?..» Обращаясь к молодёжи, задают другой вопрос: «Ты знаешь?» Да, выросло уже не одно поколение, знающее о войне кое-что только из книг, иногда из рассказов бабушек и дедушек. Эта книга - попытка донести до внуков и правнуков правду о детстве и юности их предков. Для нашего города - это одна из горьких страниц его истории, которую забывать нельзя.. .Для всех нас - это осознание того, что какие бы трудности ни переживала наша страна сейчас, впереди - свет. После трудного 1941-го наступил 1945-й, победный. Так в истории бывало не раз. Но прежде чем перейти к дневникам и воспоминаниям владимирцев о городе военной поры, хочется коротко познакомить читателей с тем, как сложились после войны судьбы хотя бы некоторых из них.
Стр.9
СОДЕРЖАНИЕ 5 Рыбаков А.П. обращение к читателям 6 От составителя 10 Судьбы авторов дневников и воспоминаний 17 Часть первая МОЙ ГОРОД ВИШНЁВЫХ САДОВ ПРЕДВОЕННЫЙ ВЛАДИМИР 27 Часть вторая ВРАГ У ВОРОТ 30 «Тот самый длинный день в году» 38 «Безусые стояли мы в строю...». Мобилизация 45 Эвакуация 49 Город готовится к обороне 56 Трудная осень 1941 года 61 Часть третья ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ! 63 Наш труд - фронту 73 Госпитали во Владимире 92 Доноры 94 Медицинское обслуживание жителей города 96 Мы строим тракторный завод! 101 Часть четвёртая «ГОРБУШКА ХЛЕБА, ДВЕ КАРТОШКИ...» ВОЕННЫЙ БЫТ ВЛАДИМИРОВ 105 Суровый быт войны 131 Эвакуированные во Владимире 137 Письма военных лет 145 Памятные события в городе 147 Пленные в городе 151 Помощь освобождённым городам и районам (материалы и документы) 153 Часть пятая КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ 163 Кинотеатры, клубы 167 Часть шестая ДЕТИ ВОЙНЫ 169 Детские сады 171 Школа в годы войны 189 Наши учителя 194 Дом пионеров, пионерское движение, тимуровцы 203 Ремесленные училища, техникумы 207 Хотим бить врагов! 209 Часть седьмая УТРО МИРА 215 Часть восьмая МЫ ЭТОЙ ПАМЯТИ ВЕРНЫ 217 Наши потери 224 Внуки и правнуки участников войны - о войне 229 Братское воинское кладбище
Стр.232