Развитие книгоиздания в первой половине ХХ века ........259 <...> Книга и книжное дело в информационном обществе // Книга. <...> Понятие «предпринимательство» применительно к книжному
делу должно вырабатываться на основе теоретического положения
книговедческой науки, что «книжное дело есть способ существования книги, выступающей с одной стороны способом отражения
общественного сознания, с другой — средством его формирования»10. <...> Предпринимательству в книжном деле присуща установка на
инновацию, проявляющуюся, прежде всего в том, что книгоиздание тесно сопряжено с творческим процессом авторского корпуса,
создающего произведения. <...> Издательство и книжная торговля выступают в роли посредников
между автором и читателем. <...> Исторический опыт развития книжного дела показывает, что среди таких выдающихся деятелей, как Гутенберг, Зенефельдер,
Киприанов, Новиков, Смирдин, Сойкин и многих других, вопрос
14
извлечения прибыли не ставился во главу угла, хотя их идеи и
новшества принесли доходы последователям и подражателям. <...> Позже Ломоносов пошел в своих проектах еще дальше, предложив выделить академическое книгоиздание и книжную
торговлю в особую «Директорию», предоставив ей большие права
по расширению книжного дела. <...> Книгоиздание в этот
период находилось на подъеме: открывались новые типографии,
значительно расширился издательский репертуар, оживилась
книжная торговля. <...> Он
первым в России поставил книжное дело на прочную экономическую основу, проявил себя как предприниматель, организовав акционерное товарищество и сеть книжных лавок по стране, наладил
публикацию объявлений о книгах в периодических изданиях. <...> Название статьи носит знаковый
характер, в ней впервые книжная торговля рассматривается в тесной связи с чтением. <...> Вполне резонно он задается по этому поводу вопросом:
«Как же хотите вы, чтобы мы, торгующие книжным товаром, считали его чем-нибудь другим? <...> Она пишет, что серийные издания,
появившиеся в издательском <...>
Предпринимательство_в_книжном_деле_историография,_история,_тенденции_развития.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
Т.Г. Куприянова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КНИЖНОМ ДЕЛЕ:
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Монография
Москва
2012
Стр.1
УДК 002
ББК 76.1
К 92
Р е ц е н з е н т ы:
В.И. Щепоткин, кандидат экономических наук, профессор кафедры
«Основы организации издательского дела» Московского государственного
гуманитарно-экономического института;
Б.В. Ленский, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой
«Книжного бизнеса» МГУП имени Ивана Федорова.
Куприянова Т.Г.
К 92 Предпринимательство в книжном деле: историография, история,
тенденции развития : монография / Моск. гос. ун-т печати
имени Ивана Федорова. — М. : МГУП имени Ивана Федорова.,
2012. — 368 с.
ISBN 978-5-8122-1178-3
В работе рассматривается концепция предпринимательской деятельности в историко-экономическом
разрезе, что способствует объективному пониманию процессов, происходивших
в мировой практике книгоиздания и распространения книги. Впервые дается
историографический анализ
истории предпринимательства, введены новые
исторические факты, освещаются мало изученные ранее периоды развития института
предпринимательства как за рубежом, так и в России. В работе анализируются инновационные
процессы, влияющие на динамику книжного дела и доказывающие, что предпринимательство
является важным показателем интеллектуального потенциала общества.
Печатается
в авторской редакции.
УДК 002
ББК 76.1
ISBN 978-5-8122-1178-3
© Куприянова Т.Г., 2012
© Московский государственный
университет печати,
имени Ивана Федорова, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........................................................................................6
Раздел I. Историография истории предпринимательства
в книжном деле...................................................................................8
1.1. Понятие «предпринимательство» в экономической
науке западных стран.....................................................................8
1.2. Эмпирический взгляд на предпринимательскую
деятельность в ХVIII веке.............................................................15
1.3. Коммерческие взгляды на предпринимательскую
деятельность в первой половине ХIХ века .................................20
1.4. Формирование профессионального взгляда на
предпринимательскую деятельность во второй половине
ХIХ века .........................................................................................27
1.5. Книговедческий подход к пониманию природы
предпринимательства в книжном деле........................................46
Раздел 2. Исторические предпосылки формирования
института предпринимательства.....................................................66
2.1. Ранняя стадия развития отношений обмена ........................66
2.2. Скриптории — центры книжного производства .................74
2.3. Городские книгописные мастерские ....................................78
Раздел 3. Возникновение предпринимательских отношений
в связи с изобретением книгопечатания.........................................85
3.1. Ксилографические мастерские..............................................85
3.2. Печатная мануфактура...........................................................89
3.3. Контракты и монополии первопечатников..........................94
3.4. Типографские и издательские компании ...........................100
3
Стр.3
Раздел 4. Развитие предпринимательских отношений
в книжном деле в ХVI–ХVII веках..................................................106
4.1. Предпринимательские новшества в ХVI веке ...................106
4.2. Предпринимательство в западноевропейском
книжном деле в ХVII веке ..........................................................116
4.3. Предпринимательская инициатива в отечественном
книжном деле ХVII века.............................................................125
Раздел 5. Предпринимательская стратегия на книжном
рынке ХVIII века ............................................................................135
5.1. Предпринимательство в книжном деле за рубежом .........135
5.2. Предпринимательство в книжном деле России
первой половины ХVIII века ......................................................143
5.3. Дворянское направление в отечественном
предпринимательстве второй половины ХVIII века................156
Раздел 6. Предпринимательство в условиях
индустриализации книжной отрасли в ХIХ веке.........................172
6.1. Развитие предпринимательства в книжном
деле Западной Европы в ХIХ веке .............................................172
6.2. Формирование института предпринимательства
в книжном деле России в первой половине ХIХ века..............183
6.3. Объекты собственности и авторское право .......................195
Раздел 7. Предпринимательство в книжном деле
России во второй половине ХIХ века...........................................203
7.1. Книжный рынок России в пореформенный период..........203
7.2. Семейные предприятия в книжном деле России...............216
7.3. Специализация как форма предпринимательства
в издательском деле ....................................................................227
7.4. Кредитование предпринимательской деятельности .........231
7.5. Акционерные компании.......................................................236
Раздел 8. Предпринимательство в книгоиздании
зарубежных стран в ХХ веке.........................................................259
8.1. Развитие книгоиздания в первой половине ХХ века ........259
8.2. Тенденции развития книгоиздания во второй
половине ХХ века........................................................................266
4
Стр.4
8.3. Инновации на книжном рынке второй половины ХХ века......284
8.4. Новые издания в структуре издательского репертуара ....291
Раздел 9. Предпринимательство в книжной торговле
зарубежных стран в ХХ веке.........................................................303
9.1. Тенденции развития книжной торговли.............................303
9.2. Независимые книжные магазины: традиции
и инновации .................................................................................313
9.3. Развитие форм продвижения книги....................................322
9.4. Электронные технологии в книжном деле.........................334
Библиографический список...........................................................342
5
Стр.5