Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Страхование рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЖичкин Кирилл Александрович
АвторыШумилина Татьяна Владимировна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц192
ID226826
АннотацияВ монографии рассмотрены особенности сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на региональном уровне. Изучены основные направления совершенствования сельскохозяйственного страхования в условиях Самарской области.
Кому рекомендованоМонография предназначена для студентов аграрных вузов, обучающихся по экономическим специальностям, слушателей ФПК, аспирантов и научных работников, специалистов агропромышленного комплекса.
ISBN978-5-88575-316-6
УДК368.5
ББК65.271
Жичкин, К.А. Страхование рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки : монография / Т.В. Шумилина; К.А. Жичкин .— Самара : РИЦ СГСХА, 2013 .— 192 с. : ил. — Библиогр.: с. 167-179 .— ISBN 978-5-88575-316-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/226826 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ш умилина СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Монография Самара 2013 ББК 67 Ж-75 Рецензенты: д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой «Финансы и кредит» Оренбургского ГАУ <...> Ж-75 Страхование рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки : монография / <...> Изучены основные направления совершенствования сельскохозяйственного страхования в условиях Самарской области. <...> ………………………………………………….. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ………… Содержание и необходимость государственной поддержки сельскохозяйственных организаций. <...> Опыт страхования рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки за рубежом…………………………… АНАЛИЗ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕГИОНЕ………………………………………. <...> Информационная система сельскохозяйственного страхования в условиях государственной поддержки ……………………. <...> Увеличение роли государственной поддержки при страховании рисков сельскохозяйственных организаций связано с присоединением России к Всемирной торговой организации. <...> В нашей стране до 1990 г. имущественное страхование сельскохозяйственных организаций, включая скот и посевы, было обязательным. <...> 7 Государственное регулирование АПК является частью всей системы государственного регулирования экономики и представляет собой систему экономического, организационного, социального, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и развития устойчивого воспроизводства предпринимательского типа в целях постоянного удовлетворения потребностей населения страны в продуктах питания и товарах народного потребления, произведенных из сельскохозяйственного сырья [45]. <...> Булатов В.В. определяет государственное регулирование <...>
Страхование_рисков_сельскохозяйственных_организаций_в_условиях_государственной_поддержки.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» К. А. Жичкин Т. В. Шумилина СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Монография Самара 2013
Стр.1
ББК 67 Ж-75 Рецензенты: д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой «Финансы и кредит» Оренбургского ГАУ В. С. Левин; канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Финансы и кредит» Самарского института управления Э. Г. Ванина Жичкин, К. А. Ж-75 Страхование рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки : монография / К. А. Жичкин, Т. В. Шумилина. – Самара : РИЦ СГСХА, 2013. – 191 с. ISBN 978-5-88575-316-6 В монографии рассмотрены особенности сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на региональном уровне. Изучены основные направления совершенствования сельскохозяйственного страхования в условиях Самарской области. Монография предназначена для студентов аграрных вузов, обучающихся по экономическим специальностям, слушателей ФПК, аспирантов и научных работников, специалистов агропромышленного комплекса. © Жичкин К. А., Шумилина Т. В., 2013 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………….. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ………… 7 1.1. Содержание и необходимость государственной поддержки сельскохозяйственных организаций. 7 1.2. Риски сельскохозяйственных организаций и их классификация…………………………………... 18 1.3. Страхование рисков сельскохозяйственных организаций, его сущность, функции………….. 30 1.4. Опыт страхования рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки за рубежом…………………………… 52 2. АНАЛИЗ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕГИОНЕ………………………………………. 62 2.1. Анализ состояния сельскохозяйственного производства в регионе…………………………. 62 2.2. Оценка рисков при производстве сельскохозяйственной продукции в регионе….. 80 2.3. Состояние страхования рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки в регионе………... 93 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ………... 108 3.1. Совершенствование страхования рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки в скотоводстве….. 108 3.2. Развитие индексного страхования рисков сельскохозяйственных организаций региона….. 126 3 5
Стр.3
3.3. Модель определения размера государственной поддержки страхования рисков сельскохозяйственных организаций (на примере отрасли растениеводства)………… 137 3.4. Усиление адресности государственной поддержки при страховании рисков сельскохозяйственных организаций …………... 143 3.5. Информационная система сельскохозяйственного страхования в условиях государственной поддержки ……………………. 153 Заключение …………..………………………………………... 164 Список литературы……………………………………………. 167 Словарь терминов …………………………………………….. 180 Приложения……………………………………………………. 183 Алфавитно-предметный указатель ………………………….. 189 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Аграрное производство ежегодно несет большие убытки от стихийных бедствий. Экономический ущерб в результате их воздействия может быть сопоставим не только с масштабами финансовых результатов деятельности хозяйств, но и превышать их. В настоящее время без поддержки со стороны государства, сельскохозяйственным организациям трудно осуществлять свою деятельность. В результате влияния различных рискованных событий могут сложиться такие ситуации, когда организации окажутся не в состоянии самостоятельно справиться с нанесенным им ущербом. Мировая практика показывает, что страхование является одним из наиболее эффективных инструментов, снижающих финансовые потери, возникающие в результате отрицательного воздействия на сельскохозяйственное производство различных неблагоприятных факторов. Увеличение роли государственной поддержки при страховании рисков сельскохозяйственных организаций связано с присоединением России к Всемирной торговой организации. В нашей стране до 1990 г. имущественное страхование сельскохозяйственных организаций, включая скот и посевы, было обязательным. В его сферу вовлекались практически все сельскохозяйственные производители, что обеспечивало государству возможность аккумулировать значительные финансовые ресурсы, большая часть которых направлялась на покрытие потерь, вызванных различными страховыми случаями. Рыночные преобразования разрушили обязательную систему страхования. Вместе с тем потребность в страховании даже возросла, так как появились новые виды страхования рисков, связанных с предпринимательской деятельностью. Страхуются посевы практически всех сельскохозяйственных культур, многолетние насаждения, продуктивные и рабочие животные, техника и т. д. Сельское хозяйство нуждается в создании целостной системы страхования рисков с возможностями снабжения необходимыми финансовыми ресурсами, охватывающими все виды сельскохозяйственной деятельности. Главной задачей страхования рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки является необходимость сделать его популярным 5
Стр.5
и эффективным инструментом, обеспечивающим снижение рисков в сельскохозяйственном производстве и повышающим финансовую устойчивость сельскохозяйственных организаций. Это и обусловило выбор темы научного исследования, его актуальность, научную и практическую значимость поднимаемых и решаемых вопросов. 6
Стр.6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ 1.1. Содержание и необходимость государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Важнейшей составной частью экономики большинства государств, в том числе и России, где производится жизненно важная продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал, является агропромышленный комплекс. Он представляет собой сложнейшую интегрированную социально-экономическую систему большой совокупности отраслей, включающую предприятия разных форм собственности и хозяйствования, имеющие различные потребности и интересы. Состояние народного хозяйства и уровень продовольственной независимости государства, социально-экономическую обстановку в стране определяет развитие отечественного АПК [63, 64]. В странах с развитой рыночной экономикой производство сельскохозяйственной продукции рассматривается как важнейшее условие политической стабильности, как показатель национальной независимости и поэтому соответствующим образом регулируется [159]. Необходимость в государственном регулировании и поддержке устойчивости развития АПК в России сегодня значительно выше, чем в развитых странах, что обусловлено природно-климатическими, материально-техническими, экономическими, социальными, историческими и другими условиями. Погодный риск наносит аграрному сектору России значительный ущерб [31, 32]. Кроме того, убытки на предприятиях возникают объективно вследствие внешних или внутренних факторов. Усугубляется ситуация тем, что на многих предприятиях имеет место высокая степень износа оборудования, применение устаревших технологий, отсутствие средств на проведение профилактических мероприятий [137]. Вот почему государственное регулирование и поддержка устойчивого развития АПК являются объективной закономерностью рыночной экономики. Без участия государства рыночный механизм саморегулирования не может обеспечить стабильного производства в АПК. 7
Стр.7
Государственное регулирование АПК является частью всей системы государственного регулирования экономики и представляет собой систему экономического, организационного, социального, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и развития устойчивого воспроизводства предпринимательского типа в целях постоянного удовлетворения потребностей населения страны в продуктах питания и товарах народного потребления, произведенных из сельскохозяйственного сырья [45]. Булатов В.В. определяет государственное регулирование АПК как прямое или косвенное воздействие государства на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях поддержания стабильной экономической ситуации» [21]. В Федеральном Законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственным регулированием признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК [10]. Систему государственного регулирования и поддержки следует выстраивать по целевым программам с тем, чтобы учитывать региональные особенности, стимулировать приоритетные направления развития производства, формировать новые организационно-правовые формы хозяйствования, исключать непроизводственные затраты. Поддержка – это и защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, причем используемая не только как тактический прием, но и как стратегический ресурс, позволяющий решать приоритетные, перспективные задачи развития отрасли сельского хозяйства, включая и устранение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда, создание новых рабочих мест, развитие социальной и инженерной инфраструктуры [101]. Сущность государственного регулирования и поддержки эффективного аграрного производства АПК раскрывается в его функциях (рис. 1): - обосновании и выборе общенациональной цели; - формировании и поддержке государственных целевых программ эффективного развития АПК; 8
Стр.8
- формировании и воспроизводстве эффективных субъектов рыночных отношений – реальных собственников, предпринимателей, покупателей и т.д.; - поддержании устойчивого спроса и предложения на продукты питания, сельскохозяйственное сырье для промышленности, что достигается путем формирования и поддержания системы цен; - создании инфраструктуры для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров; - обеспечении вхождения субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему мирового продовольственного рынка; - содействии научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства в АПК [78]. Нельзя не согласиться с И. В. Апариным, В. А. Кундиус, С. В. Лобовой, которые выделяют две основные функции: обеспечение продовольственной безопасности страны и снижение рисков в сельскохозяйственном производстве с учетом его специфики [10]. Система государственного регулирования АПК должна базироваться на ряде основных принципов: - рациональном аграрном протекционизме, который лежит в основе обеспечения продовольственной безопасности страны; - принципе программно-целевого регулирования и поддержки. Для его реализации необходима разработка концепции устойчивого развития АПК России в целом и его регионов на основе научно обоснованных прогнозов; - принципе гарантированной государственной поддержки устойчивого развития АПК, предполагающем поддержку и исполнение обязательств государства перед производителями, а также эффективное использование средств государственной помощи; - принципе гибкого, дифференцированного подхода к его осуществлению. Необходимо учитывать различия в формах собственности и эффективности хозяйствования, неодинаковую значимость конкретного хозяйствующего субъекта; - принципе мотивационной направленности государственного регулирования и поддержки [31, 32]; 9
Стр.9
Рис. 1. Функции государственного регулирования АПК 10 10
Стр.10
- принципе единства экономических и социальных целей: меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности; - принципе сочетания индикативности и директивности в управлении аграрной сферой, предполагающем, что директивные методы регулирования в условиях рыночной экономики могут распространяться на предприятия государственного сектора при необходимости (в случае засухи, наводнения, экологических катаклизмов и т. п.) [76]; - доступности информации для всех субъектов агропродовольственных рынков и их прозрачности; - одинаковой доступности государственной поддержки для всех сельскохозяйственных производителей независимо от их организационно-правовых форм [45]. Обобщая опыт исследователей, можно составить общую схему принципов государственного регулирования (рис. 2) Государственная поддержка производителей сельскохозяйственной продукции является важной частью всей системы государственного регулирования АПК в рыночных условиях. Минсельхоз России совместно с другими министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляет меры по стабилизации агропромышленного производства [160]. Государственная поддержка осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местных) в соответствии с уровнем развития сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственное производство обусловлено специфическими особенностями и нуждается в государственной поддержке. Среди особенностей можно выделить сезонность и длительность производственного цикла; сильную зависимость от природноклиматических факторов; низкую инвестиционную привлекательность отрасли; «диспаритет цен»; специфику конечного продукта [43]. 11
Стр.11
Рис. 2. Принципы государственного регулирования АПК Нельзя не согласиться с В.А. Житковой, которая выделяет основные цели государственной поддержки сельскохозяйственных организаций: • обеспечение продовольственной безопасности страны; • сглаживание амплитуды предложения, с тем, чтобы не допустить существенных сезонных колебаний цен; • повышение дохода сельхозорганизаций своей страны; • защита отечественного товаропроизводителя от негативного влияния мирового рынка [43]. 12
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.