Постмодернизм как ментальный кризис........307
Именной указатель...............................................................................316
Предисловие
В последние десятилетия немало говорилось и писалось о недостаточной определенности компаративистики, о расплывчатости
границ данной области научного познания, где неизгонимая позитивистская архаика тесно соседствует и переплетается и с методологическими откровениями ХХ столетия, и с постструктуралистской произвольностью. <...> 6
Следует, по-видимому, оговорить и подчеркнуть нетождественность
часто используемых в книге слов «дискурсный» (относящийся к дискурсу
как результату, — например, дискурсный анализ) и «дискурсивный» (относящийся к дискурсии как процессу, — например, дискурсивная практика). <...> Поэтому аналитический опыт, накапливаемый в исследованиях художественного
письма, обладает значительным эвристическим потенциалом при обращении к дискурсам иного рода. <...> Ценностной границей здесь оказывается
альтернативность суверенного мира субъекта всем иным возможным
мирам, поскольку всякое не-я для уединенного сознания не обладает
собственной семантикой: оно — всего лишь порождение моего я, как
утверждал немецкий романтик Новалис. <...> Контравторитарность уединенного сознания питает критическое
отношение к действительности и культуре и формирует критическое
мышление, которое после Канта становится для европейцев ведущей
стратегией интеллектуальной жизни. <...> Разворачивая концепцию ментальных оснований социокультурных процессов и событий, я трактую их
со стороны конвергентного сознания как наиболее «зрелого» (с эволюционной точки зрения). <...> Эта переменность создает возможность
ментальных событий (внутренних переходов от одной картины мира
к другой) — как частного (биографического) значения, так и исторического: «Мифический мир медленно отступал, сохраняя, однако,
См. <...> Автокоммуникативная речь, которую Пиаже именует эгоцентрической, действительно служит ребенку для «скандирования <...>
Дискурсные_формации.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ
Стр.4
80/81
83.3
98
«- »
«-
( )»
:
. . ( -, ), . . (, ),
. . (, - , ),
. . (, ), . . (, ),
. . ( . -), . ( -)
98
. .
: . —
.: , 2010. — 320 c. — (
).
ISBN 978-5-9551-0447-8
.
, .
.
,
.
83.3
. « » (1889)
.
. .
. . - .
.
14.10.2010. 6090 1/16. 1, ,
. . . . 20. 800. -4315
« ». 1037739118449.
Phone: 95-95-260 E-mail: Lrc.phouse@gmail.com Site: http://www.lrc-press.ru, http://www.lrc-lib.ru
« «». 428019, . , . . , 13
ISBN 978-5-9551-0447-8
© . . , 2010
© , 2010
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .............................................................................................7
Раздел пеРвый
Очерк первый. Менталитетная компаративистика .............................11
Очерк второй. Онтология коммуникации ...........................................49
Очерк третий. Актуальность неориторики ........................................75
Очерк четвертый. Стадиальная типология дискурсных
формаций ........................................................................................100
Очерк пятый. Дискурсные формации и компаративная
нарратология ..................................................................................141
Очерк шестой. Теория как перформативная практика ....................168
Раздел втоРой
Очерк седьмой. Ментальные кризисы культуры
в компаративно-риторическом освещении (Жоашен
Дю Белле и Булат Окуджава) ........................................................183
Очерк восьмой. Классицистическая парадигма художественности
и становление любовного дискурса .............................................209
Очерк девятый. Два Silentium’а и гомеровский гимн .....................239
Очерк десятый. Чеховский нарратив как дискурс
ответственности .............................................................................254
Очерк одиннадцатый. Метаболический дискурс
Тейяра де Шардена ........................................................................275
Очерк двенадцатый. «Диалог согласия» как неориторический
проект Бахтина .............................................................................. 294
Вместо заключения. Постмодернизм как ментальный кризис .......307
Именной указатель ..............................................................................316
Стр.6