К РА В Ч Е Н КО
Т ЯЗЫКОВОГО МИФА
К БИОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
ПЕРЕОСМЫСЛЯЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
ЯЗЫКОЗНАНИЯ
А. В. <...> К рав ч е н ко
ОТ ЯЗЫКОВОГО МИФА
К БИОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
ПЕРЕОСМЫСЛЯЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Рукописные памятникИ Древней Руси
Москва
2013
УДК 80/81
ББК 81
K 78
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
в рамках Федеральной целевой программы
«Культура России (2012—2018 годы)»
K 78
Кравченко А. В. <...> От языкового мифа к биологической реальности: переосмысляя
познавательные установки языкознания. <...> По большому счету, это означает, что человеческий субъект должен рассматриваться как эмпирический феномен, являющийся составной
частью того мира, который им концептуализируется и категори1
Здесь и далее цитаты из зарубежных источников даются в авторском
переводе. <...> В случае с ИИ такой задачей является моделирование интеллекта как эмпирического феномена, т. е. явления, связанного с особенностями организации и
успешного функционирования живых организмов вообще, и человека в частности, в их среде обитания. <...> Мы должны быть в состоянии объяснить, как соотносится эмпирический феномен человека с другими эмпирическими же феноменами и наоборот — в той картине мира, которую мы называем научной. <...> А палитра красок, которыми пишется эта картина, есть
не что иное, как естественный человеческий язык, который, в свою
очередь, является свойством человека как биологического вида,
представляющего собой, опять-таки, эмпирический (биологический и социальный) феномен (Chelstrom 2006). <...> Тот факт, что так называемая «лингвистическая семиотика»
не может похвастать сколько-нибудь серьезным прогрессом в изучении естественного языка как эмпирического феномена, обусловлен — и это представляется вполне очевидным — неадекватностью используемой методологии. <...> Kravchenko 2007a) остаются, по большей
части, вне поля зрения исследователей. <...> Тем не менее, как вид знаковой <...>
От_языкового_мифа_к_биологической_реальности_переосмысляя_познавательные_установки_языкознания.pdf
А. В. КРАВЧЕНКО
ОТ ЯЗЫКОВОГО МИФА
К БИОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
ПЕРЕОСМЫСЛЯЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
ЯЗЫКОЗНАНИЯ
РУКОПИСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
МОСКВА
2013
Стр.2
УДК 80/81
ББК 81
K 78
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
в рамках Федеральной целевой программы
«Культура России (2012 —2018 годы)»
K 78
Кравченко А. В.
От языкового мифа к биологической реальности: переосмысляя
познавательные установки языкознания. — М.: Рукописные памятники
Древней Руси, 2013. — 388 с.: ил. — (Разумное поведение и
язык. Language and Reasoning).
ISBN 978-5-9551-0633-5
В книге ставится вопрос о необходимости переосмысления традиционных
познавательных установок и теоретических положений науки
о языке. Такая необходимость вызвана отсутствием четко сформулированного
идеального проекта языкознания, в результате чего образовался
разрыв между теорией и теми практическими задачами, которые
наука о языке призвана решить в первую очередь. Обосновывается необходимость
новой эпистемологической платформы, призванной вывести
науки о языке из методологического тупика, и намечается путь,
по которому уже началось движение биологически ориентированной
когнитивной науки.
Для широкого круга языковедов, филологов, философов и методологов
науки.
ББК 81
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
В оформлении переплета использованы фрагменты
офорта Корнелиса Антониса «Падение Вавилонской башни» (1547 г.)
и рисунка Леонардо да Винчи (1490 г.)
© А. В. Кравченко, 2013
ISBN 978-5-9551-0633-5
© Издательство «Рукописные памятники
Древней Руси», 2013
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение: Выбирая курс ...................................................................7
ЧАСТЬ 1. УХОДЯ ОТ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Глава 1. Что и зачем изучает языкознание?
1.1. Наука о языке и ее объект .................................................23
1.1.1. Речь vs. письмо .........................................................23
1.1.2. Литературный язык ..................................................32
«Нормативность» ......................................................38
«Полифункциональность» .......................................40
«Престижность» ........................................................44
1.2. Языкознание в теории и на практике ................................47
1.2.1. Образовательный парадокс ......................................47
1.2.2. Аксиомы ортодоксального языкознания и
языковой миф.............................................................56
1.2.3. Лингвистический шаманизм.....................................62
1.2.4. Эмпирическая лингвистика ......................................71
1.3. О пользе и вреде традиций ................................................75
Глава 2. Язык и коммуникация
2.1. Постановка вопроса ...........................................................82
2.2. Язык как «средство коммуникации» ................................85
2.3. Коммуникация и «обмен информацией» .........................87
2.4. «Канал связи» и информация ............................................90
2.5. О непрямом характере коммуникации .............................97
2.6. Подводя итог .....................................................................104
Глава 3. Компьютерная метафора в лингвистике
3.1. Постулаты когнитивной науки «первого поколения» ..106
3.2. Методологическая проблема ...........................................110
3.3. Онтологическая проблема ...............................................112
3.4. Есть ли альтернатива? ......................................................120
Глава 4. О репрезентативности языка
4.1. Наследие рационалистического дуализма .....................125
4.2. Проблема с «контейнерной» метафорой ........................131
4.3. Что «репрезентируют» языковые знаки? .......................139
4.3.1. Объективизм ............................................................139
3
Стр.4
4.3.2. Субъективизм ..........................................................146
4.3.3. Межсубъектность ...................................................149
4.4. Грамматика как семиотическая система ........................151
4.4.1. Несколько «что»-вопросов ....................................151
4.4.2. Письменноязыковая предвзятость грамматики ...155
4.4.3. Грамматика как знаковые отношения ...................160
4.4.4. Грамматика и когниция ..........................................165
Глава 5. Язык, знание и сознание
5.1. Эпистемологический поворот .........................................170
5.2. О концептах ......................................................................173
5.2.1. Концепт как «концептуальная» проблема ............173
5.2.2. Концепт в биологии познания и языка .................182
5.3. Проблема ментальных репрезентаций ...........................186
5.3.1. Рационалистическая традиция ..............................186
5.3.2. Интернализм vs. экстернализм ..............................190
5.3.3. Когнитивная функция репрезентаций ..................193
5.4. Язык и когнитивная настройка организма .....................198
ЧАСТЬ 2. ОТ АНАЛИЗА К СИНТЕЗУ
Глава 6. Холизм как методологический принцип
6.1. Недостатки аналитизма ...................................................205
6.2. На пути к синтетизму .......................................................212
6.3. Проблема метода в когнитивной науке...........................222
Глава 7. Биологическая парадигма в науках о языке
7.1. Биосемиотика ....................................................................232
7.1.1. Теоретические предпосылки .................................232
7.1.2. Основные понятия биосемиотики..........................237
7.1.3. Проблема с познавательными установками .........245
7.1.4. Почему кодирование нельзя считать семиозисом 250
7.2. Биолингвистика.................................................................254
7.2.1. Биолингвистика генеративного толка ...................254
7.2.2. Биолингвистика функционального толка .............258
7.3. Биокультурная теория значения .....................................261
Глава 8. К распределенной модели когниции и языка
8.1. Проблема с воплощенной когницией .............................265
4
Стр.5
8.2. Распределенная когниция ................................................270
8.3. Язык и когнитивные процессы .......................................272
8.4. Новые направления и проблемы .....................................280
Глава 9. Возвращаясь к гипотезе Сепира-Уорфа
9.1. Языковой детерминизм как проблема ............................284
9.2. От гипотезы к теории .......................................................289
9.2.1. Теория восприятия Матураны ...............................289
9.2.2. Понятие субстрата ..................................................293
9.3. Обновленная объективность ...........................................299
9.4. Бытие человека и экология языка ...................................302
Глава 10. Язык и общество
10.1. Научение языку как когнитивный процесс ..................309
10.2. Когнитивный феномен функциональной
неграмотности.................................................................317
10.2.1. Грамотность как вид знания и текстовое
поле языка ......................................................................317
10.2.2. Ориентирующая функция текстового поля ........325
10.2.3. Функция языка в общественном «организме» ...330
10.3. Изменения в общественном сознании в зеркале
языковых изменений .....................................................334
10.3.1. Язык «совка» .........................................................334
10.3.2. Гибридизация языка: перезагрузка системы
ценностных ориентиров? ..............................................342
Эпилог: Камо грядеши? ................................................................349
Литература ......................................................................................353
5
Стр.6