Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Практикум по решению инженерных задач математическими методами (290,00 руб.)

0   0
Первый авторОсташков В. Н.
ИздательствоТюмГНГУ
Страниц206
ID223910
АннотацияВ учебном пособии реализуются принципы вариативности исследовательских профессионально-ориентированных задач и технических проблем, допускающих моделирование математическими средствами, в основном известными студентам технических университетов из курса высшей математики. Анализируются эвристические методы составления и решения профессионально-ориентированных задач, затрагиваются проблемы понимания исследователем собственных ощущений и способов мыслительной деятельности во время исследования и творческого процесса. Учебное пособие можно использовать в качестве дополнения к существующим учебным пособиям по математике.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом по математике Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов специальностей: 130202 — Геофизические методы исследования скважин, 150001 — Технология машиностроения, 150500 — Машины и аппараты химических производств
Кому рекомендованоПособие предназначено для преподавателей, организующих учебно- и научно-исследовательскую работу студентов, а также для студентов технических университетов, интересующихся развитием креативности и применением ИКТ в математике и математическом моделировании.
ISBN978-5-9961-0182-5
УДК510(075.8)
ББК22.1я73
Осташков, В. Н. Практикум по решению инженерных задач математическими методами : учеб. пособие / В. Н. Осташков .— Тюмень : ТюмГНГУ, 2010 .— 206 с. : ил. — ISBN 978-5-9961-0182-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/223910 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Настоящая книга — результат совпадения трехсторонних интересов в вопросах обучения поисковой, исследовательской, творческой работе будущих инженеров: во-первых, интересов кафедры технологии машиностроения (ТМ) как выпускающей кафедры (впрочем, как и других выпускающих кафедр) Тюменского государственного нефтегазового университета; во-вторых, интересов автора как преподавателя кафедры высшей математики; в-третьих, заинтересованности будущих инженеров в том, чтобы математика преподавалась с учетом их профессиональной направленности. <...> Вторая цель — не только познакомить читателя с простейшими приемами и методами исследовательской деятельности, основной задачей которой является производство суждений и создание оригинального продукта как творческий акт, но и создать условия для развития у студентов заложенных природой задатков и способностей к исследовательской и творческой деятельности. <...> Мысль — это спутница истины, истина же — великая спутница тайны, а истина и тайна сложно переплетены друг с другом лентой красоты, гармонично взаимосвязаны. <...> 7 Будущий инженер наряду с техническим должен владеть рациональным и логическим мышлением — анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением, конкретизацией, классификацией и др. <...> Математическое моделирование состоит из трех этапов: Построение ММАнализ ММ — Интерпретация ММ. <...> Наглядное моделирование — это формирование адекватного категории диагностично поставленной цели, устойчивого результата внутренних действий обучаемого в процессе моделирования существенных свойств, отношений, связей и взаимодействий при непосредственном восприятии приемов знаково-символической деятельности с отдельными знаниями или упорядоченными наборами знаний [Шадриков, с. <...> Выявление сущности каждого компонента наглядного моделирования в обучении математике предполагает поиск, познание и раскрытие закономерностей эффективного ее функционирования <...>
praktikum.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
praktikum.pdf
В. Н. ОСТАШКОВ
Стр.1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В. Н. Осташков ПРАКТИКУМ по решению инженерных задач математическими методами Допущено Научно-методическим советом по математике Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов специальностей: 130202 — Геофизические методы исследования скважин 150001 — Технология машиностроения 150500 — Машины и аппараты химических производств Тюмень 2010
Стр.2
УДК 510(075.8) ББК 22.1я73 О 76 Р е ц е н з е н ты: доктор педагогических наук, профессор С. А. Розанова доктор педагогических наук, профессор Е. И. Смирнов О 76 Осташков, В. Н. Практикум по решению инженерных задач математическими методами [Текст]: учебное пособие / В.Н. Осташков.— Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.— 204 с. ISBN 978-5-9961-0182-5 В учебном пособии реализуются принципы вариативности исследовательских профессионально-ориентированных задач и технических проблем, допускающих моделирование математическими средствами, в основном известными студентам технических университетов из курса высшей математики. Анализируются эвристические методы составления и решения профессионально-ориентированных задач, затрагиваются проблемы понимания исследователем собственных ощущений и способов мыслительной деятельности во время исследования и творческого процесса. Учебное пособие можно использовать в качестве дополнения к существующим учебным пособиям по математике. Пособие предназначено для преподавателей, организующих учебно- и научно-исследовательскую работу студентов, а также для студентов технических университетов, интересующихся развитием креативности и применением ИКТ в математике и математическом моделировании. УДК 510(075.8) ББК 22.1я73 ISBN 978-5-9961-0182-5 © В. Н. Осташков, 2010 © Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2010 2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................................4 ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................7 § 1. Системы материальных точек (1—9) .....................................10 § 2. Центроид (10—21) ....................................................................22 § 3. Коромысла, звёзды (22—44)....................................................25 § 4. Нагруженный клин (45—67)....................................................59 § 5. Вытекание из резервуара (68—75)..........................................71 § 6. Химия (76—87) .........................................................................75 § 7. Резервуары для хранения нефти (88—105)............................83 § 8. Колебания рессоры (106—109) ...............................................97 § 9. Работа по выкачиванию нефти (110—125) ..........................106 § 10. Перколяция (126—135) ..........................................................112 § 11. Физика Земли (136—156) ......................................................117 § 12. Зубчатые колёса (157—169) ..................................................129 § 13. Теплообмен. Криология (170—178) .....................................143 § 14. Механика (179—190)..............................................................147 § 15. Часы. Маятники (191—203) ..................................................150 § 16. Математика (204—225)..........................................................154 § 17. Дендриты (226—230) .............................................................181 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................197 Приложение. ПРОЕКТЫ.................................................................201 3
Стр.4
Наш разум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину. Цицерон ПРЕДИСЛОВИЕ В России давно настало время перехода от сырьевой экономики к экономике высоких технологий. Для его осуществления требуются и время, и определенные ресурсы, и воля, но, главное, необходимы, во-первых, самые разнообразные технические идеи; во-вторых, носители этих идей — люди с развитым техническим мышлением, которые должны составить огромный корпус компетентных инженеров: изобретателей, конструкторов, проектировщиков, производственников, эксплуатационников; в-третьих, социальные условия, всемерно способствующие переходу к инновационной экономике. Решение этих проблем сопряжено с воспроизводством инженеров, способных обеспечивать весь процесс производства новой продукции — от разработки до реализации ее на рынке. Настоящая книга — результат совпадения трехсторонних интересов в вопросах обучения поисковой, исследовательской, творческой работе будущих инженеров: во-первых, интересов кафедры технологии машиностроения (ТМ) как выпускающей кафедры (впрочем, как и других выпускающих кафедр) Тюменского государственного нефтегазового университета; во-вторых, интересов автора как преподавателя кафедры высшей математики; в-третьих, заинтересованности будущих инженеров в том, чтобы математика преподавалась с учетом их профессиональной направленности. Бесспорно, подготовка кадров, способных разрабатывать и внедрять инновационные проекты, считается сегодня приоритетной национальной проблемой, требующей комплексного решения. Фактически выпускающая кафедра выступает социальным заказчиком перед другими кафедрами, в частности, перед кафедрой высшей математики относительно подготовки компетентных специалистов. В связи с этим выпускающая кафедра, отмечая падение качества преподавания математики и естественнонаучных предметов в средней школе и считая, что одним из факторов развития российского инженерного образования становится подготовка специалистов для инновационной 4
Стр.5
экономики Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, поставила перед преподавателями математики задачу: при подготовке инженеров, способных к производственной, конструкторской, проектной, исследовательской и предпринимательской деятельности, направленной на достижение эффективных результатов производства в условиях жесткой конкуренции и динамических изменений нефтегазового комплекса, осуществлять фундаментальную подготовку с учетом технологической специфики будущей профессии, реализовывать на учебных занятиях принципы вариативности решения технических проблем математическими методами. Работая над книгой, автор ставил перед собой три цели. Одна из них — обучающая — заключается в том, чтобы изложенные в книге проблемы и задачи способствовали формированию математической компетентности как интегративной характеристики профессионализма будущих инженеров. При этом решаемые проблемы и задачи были подобраны с учетом профессиональной направленности. Вторая цель — не только познакомить читателя с простейшими приемами и методами исследовательской деятельности, основной задачей которой является производство суждений и создание оригинального продукта как творческий акт, но и создать условия для развития у студентов заложенных природой задатков и способностей к исследовательской и творческой деятельности. Третья цель — прививая вкус к прекрасному, нацелить технически образованного человека видеть мир целостным, самоподобным, сотканным из хитросплетений реальных, чувственных и абстрактных фрагментов реальности, а также и самому делать этот мир совершенным, комфортным для Природы и Человека. Книга может быть использована как дополнение к существующим учебникам и учебным пособиям, в которых материал изложен, как правило, последовательно в соответствии с определенными дидактическими принципами. В отличие от них в настоящем учебном пособии изложение выстроено подобно тому, как происходит исследование технической или математической проблемы — внешне эклектично, порой со случайными выходами далеко за пределы исследуемой проблемы, что соответствует принципу творческой деятельности о нестандартности креативной составляющей мышления. В Приложении приводится список проектов для самостоятельного выполнения будущими инженерами. Нумерация задач сквозная, нуме5
Стр.6
рация рисунков и таблиц соответствует номерам задач; так, например, запись «Рис. 214.2» указывает на 2-й рисунок к задаче 214. Я хочу выразить признательность за плодотворное общение моим коллегам, которых также интересуют проблемы формирования исследовательских умений и профессионализма будущих инженеров, вариативные приемы составления и решения задач и связанная с этими понятиями методика преподавания математики в вузах. Прежде всего, я хотел бы поблагодарить профессора Е.И. Смирнова, сотрудничество с которым оказало решающее значение в формировании моих взглядов на преподавание математики будущим инженерам. Впоследствии я очень много почерпнул из оживленных дискуссий с профессорами В.В. Афанасьевым, А.В. Ястребовым, В.С. Сековановым, О.Б. Епишевой. Я благодарен профессорам ТюмГНГУ д.т.н. Е.В. Артамонову, к.т.н. Ю.И. Некрасову, д.ф.-м.н. В.Ф. Новикову, д.г.-м.н. Ю.С. Папину, д.ф.-м.н. Ю.В. Пахарукову за многочисленные консультации по интересующим меня вопросам из различных технических областей. Большое спасибо моему другу В.Н. Алексееву, просмотревшему рукопись. Его проверка всех выкладок, взвешенная критика и предложения положительно повлияли на окончательную редакцию. Я очень признателен профессору А.С. Тихомирову, обсуждение с которым избранных вопросов алгебраической геометрии было полезным для рукописи, а также профессору С.А. Розановой, профессору В.В. Майеру, директору ТИ ТюмГНГУ А.Н. Халину за энергичную помощь в издании этого учебного пособия. Я благодарен М.В. Пескову за техническую помощь при подготовке рукописи. 6
Стр.7