Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Между трудом и политикой. Повседневная жизнь дальневосточных железнодорожников в 1930-1950 гг. (290,00 руб.)

0   0
АвторыГнатовская Елена Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц237
ID223673
АннотацияРабота посвящена изучению повседневной жизни железнодорожников на Дальнем Востоке России в период сталинской модернизации, сопровождавшейся репрессиями и другими кардинальными сдвигами в социальной политике, приведшими к изменению облика рабочих. Автор предлагает реконструкцию исторических событий «от первого лица», то есть глазами участников – рабочих ДВЖД и ПЖД. Исследование выполнено на основе рассекреченных партийных источников, большинство из которых впервые вводятся в научный оборот.
Кем рекомендованоУченным советом ФГОУ ВПО Приморская ГСХА
УДК947(571.6)
ББК63.3(2)6-2
Между трудом и политикой. Повседневная жизнь дальневосточных железнодорожников в 1930-1950 гг. / Е. Н. Гнатовская .— : [Б.и.], 2011 .— 237 с. — URL: https://rucont.ru/efd/223673 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор предлагает реконструкцию исторических событий «от первого лица», то есть глазами участников – рабочих ДВЖД и ПЖД. <...> Исследование выполнено на основе рассекреченных партийных источников, большинство из которых впервые вводятся в научный оборот. <...> Рабочие железнодорожного транспорта Дальнего Востока в 1951-1958 гг. <...> Развитие соцсоревнования на транспорте советского Дальнего Востока в период построения и упрочения социализма в СССР 1933-1941гг. <...> 69-116; 1 4 Единственным из дальневосточных историков, влившихся в мощный поток новой социальной истории, была хабаровская исследовательница Н.Г. Кулинич с диссертацией «Социальный облик рабочих ДВ РСФСР в 1920-е гг. <...> 1 Кулинич Н.Г. Социальный облик рабочих Дальнего Востока РСФСР в 20-е годы: Ноябрь 1922-1929 гг.: автореферат дисс. кандидата исторических наук/ Хабаровский гос. пед. ун-т, Хабаровск, 1998 2 Слабнина Л.А. <...> Это стало возможным благодаря введению в научный оборот огромного массива рассекреченных протоколов партийных собраний и других партийных источников из фондов Государственных архивов Хабаровского и Приморского краев. <...> Данная глава написана на основе рассекреченных протоколов закрытых партийных собраний, заседаний партбюро, Политотдела и Дорпрофсожа Дальневосточной железной дороги. <...> После решений XIV партийного съезда о недопустимости открытой всесоюзной дискуссии без специального постановления вышестоящих органов партии, атмосфера партийных собраний изменилась: собрания стали инструментом проверки на политическую благонадежность каждого рабочего-партийца. <...> Так в повестке дня партийного собрания станции Владивосток был пункт об итогах Объединенного пленума ЦК ВКП (б) и ЦКК от 21–23 октября 1927 года об исключении Г.Е. Зиновьева и Л.В. Троцкого из ЦК ВКП (б). <...> Предметом обсуждения на закрытых партийных собраниях были решения пленумов и партийных съездов, директивы всесоюзных конференций; закрытые письма ЦК ВКП (б) и другие документы вышестоящих партийных <...>
Между_трудом_и_политикой._Повседневная_жизнь_дальневосточных_железнодорожников_в_1930-1950_гг._(1).pdf
ПРИМОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДУ ТРУДОМ И ПОЛИТИКОЙ. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ В 1930 – 1950 гг. УССУРИЙСК 2011
Стр.1
Стр.2
Введение Монография посвящена дальневосточным рабочим – железнодорожникам 1930-50 гг. XX века. Почему именно им? Это обусловлено научными интересами автора, который в начале 1990-х гг. защитил диссертационное исследование, где осветил участие железнодорожных рабочих в революции и гражданской войне на Дальнем Востоке. В той давней работе был введен в научный оборот значительный фактический материал, но открытым остался вопрос о последствиях революции для железнодорожников: оправдала ли советская рабочая власть их ожидания и какими они стали в новой социально-политической реальности. Настоящая монография – попытка ответить на этот вопрос, решение которого потребовало во многом по-иному посмотреть на традиции освещения истории рабочего класса, которые сложились в дальневосточной историографии. Дальневосточные историки Э.В. Ермакова, И.И. Глущенко, В.К. Романовский, Ю.А. Ижко, Л.И. Крамар, Л.И. Галлямова, М.А. Ковальчук и др.1 в своё время не просто успешно занимались данной проблематикой, но и пытались говорить правду о проблемах рабочих в сложной ситуации идеологического контроля над исторической наукой. По мере рассекречивания архивов, российская историография, пройдя через этап исправления ошибок в 1990-е годы, вступила в 2000-е годы в аналитический этап. Произошло второе рождение истории рабочего класса. Началось это движение не с Дальнего Востока. Первенство в разработке новых подходов к рабочей истории принадлежит историкам А.А. Гордину, А.К. Соколову, А.В. Гоголевскому, Д.О. Чуракову, С.В. Ярову, М.Г. Абакарову, М.А. Фельдману, Ю.Д. Коробкову, А.А. Ильюхову, И. Нарскому, Тяжельниковой В.С.2. 1Ермакова Э.В. Историография рабочего класса СССР (1917-1936) / Э.В. Ермакова.- Владивосток, 1983; Крамар Л.И. Рабочие железнодорожного транспорта Дальнего Востока в 1951-1958 гг./ Л.И. Крамар. - Дисс. канд.ист. наук.- Владивосток, 1978; Ковальчук М.А. Развитие соцсоревнования на транспорте советского Дальнего Востока в период построения и упрочения социализма в СССР 1933-1941гг./ М.А. Ковальчук.- Дисс. канд. ист. наук. - Владивосток, 1985; Ижко Ю.А. Из истории развития ж.д. транспорта ДВ в годы второй пятилетки/ Ю.А. Ижко // Из истории рабочего класса и крестьянства Дальнего Востока. - Владивосток, 1975; Глущенко И.И. Рабочий класс Дальнего Востока в переходный к социализму период. (1922-1937) / И.И. Глущенко.- Издательство Дальневосточного университета, 1986. 2 Тяжельникова В.С. Повседневная жизнь московских рабочих в начале 1920-х годов//Россия в XX веке: Люди, идеи, власть / Отв.ред. А.К. Соколов, В.М. Козьменко. - М.: «РОССЭН», 4 2002.-С.164-194; Тяжельникова В.С., Соколов А.К. Отношение к труду: факторы изменения и консервации традиционной трудовой этики рабочих в советский период//Социальная история. Ежегодник, 2001/2002.-2004.-С.69-116;
Стр.4
Единственным из дальневосточных историков, влившихся в мощный поток новой социальной истории, была хабаровская исследовательница Н.Г. Кулинич с диссертацией «Социальный облик рабочих ДВ РСФСР в 1920-е гг. (1999)»1. Анализ новейших методов и подходов в историографии рабочего класса показывает, что наряду с традиционной темой социального облика рабочих (М.А. Фельдман, С.П. Постников, Ю.Д. Коробков, Н.Г. Кулинич) выступает тема рабочей повседневности. В дальневосточной историографии первооткрывателем этой сферы исследования стала Л.А. Слабнина2. Повседневная производственная жизнь железнодорожников в годы сталинской реконструкции поглощала все остальные сферы жизнедеятельности. Однако производственные отношения в большей степени корректировались политическими реалиями, а не только бытовыми, семейными или дружескими отношениями. Целью режима было формирование «нового пролетария» эпохи победившего социализма, поэтому именно в трудовых коллективах происходило взаиморегулирование жизненных ориентаций и трудовых мотиваций, формирование ценностей самоотверженного труда, воспитание рабочей совести, распределение социальных ролей и процессов. Жизнь железнодорожников во всех её проявлениях стала прозрачна, а социальные роли перетекали из производственной сферы в политическую и обратно. Органом, направляющим и контролирующим трудовые коллективы, была не администрация предприятий, а партия. Для советской историографии остался не выясненным вопрос, способствовала ли маргинализация пролетариев и их деклассирование стратегии сталинского абсолютизма сначала атомизировать, а затем закрепостить рабочего. Думаю, что да. Понадобилась смена одного-двух поколений, чистки наиболее политически развитых и активных, и появился ручной рабочий, который в моменты фрустрации уходил в запой, дезертирничал, хулиганил. Соколов А.К. Драма рабочего класса и перспективы рабочей истории в современной России// Социальная история. Ежегодник, 2004.-М.: «РОССПЭН», 2005.-с.7-53. 1 Кулинич Н.Г. Социальный облик рабочих Дальнего Востока РСФСР в 20-е годы: Ноябрь 1922-1929 гг.: автореферат дисс. кандидата исторических наук/ Хабаровский гос. пед. ун-т, Хабаровск, 1998 2 Слабнина Л.А. Уровень жизни рабочих Дальнего Востока СССР (1946-нач. 60-х гг.) / Л. А. Слабнина; Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997 5
Стр.5
В монографии предпринимается попытка восстановить каждодневную жизнь железнодорожников их же глазами. Это стало возможным благодаря введению в научный оборот огромного массива рассекреченных протоколов партийных собраний и других партийных источников из фондов Государственных архивов Хабаровского и Приморского краев. Автору удалось собрать достаточно полную репрезентативную базу, позволяющую буквально по дням и месяцам проследить жизнь коллективов, и даже отдельных рабочих, на протяжении 20–30 лет. В работе ставится цель с позиций повседневной истории исследовать то, как люди на собственной шкуре испытывали исторический опыт перехода к социализму в условиях сталинской революции «сверху», на выяснение их собственного, не замутненного взгляда на события. В центре внимания находятся железнодорожники (как отдельный человек, так и конкретное депо, станция или завод) и всё, что вокруг них: социально-политическая практика; трудовая этика, биосоциальные условия жизни. Тема актуальна еще и тем, что отвечает на часто звучащие в современном обществе, особенно в кризисные моменты его развития, вопросы и суждения о хорошей жизни при социализме или о том, что при Сталине был порядок. Задачи исследования: – показать в динамике уровень жизни рабочих, сравнив его с дореволюционным, и определить причины его ухудшения. – исследовать инструменты сталинской «переделки» рабочих (идеологические, административно-репрессивные, хозяйственнотрудовые). – через анализ отношения рабочих к власти, к ВКП (б), к репрессиям, к труду определить уровень политической культуры. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в дальневосточной историографии охвачен весь период формирования советского рабочего от второй половины 1920-х до 1950-х, что укладывается в хронологические рамки эпохи сталинизма. При этом мы сознательно уходим от деления этого большого этапа на пятилетки, НЭП, индустриализацию, или деление на довоенный и послевоенный периоды. За «единицу измерения» мы берём жизнь одного человека, для которого 25–30 лет составляют всю его трудовую биографию, когда 6
Стр.6
в 1920-е гг. он впервые пришел на паровоз или в цех, а в начале 1950-х годов ушел на пенсию. На самом деле в книге, хотя и фрагментарно, прослежена судьба трех поколений рабочих. Тех, кто родился в последней трети ХIХ века (1870 – 1880-х гг. рождения) и к окончанию первой трети нового века достиг возраста 40-60 лет. Это царистское поколение кадровых рабочих. Второе поколение (1890 – 1905-х гг. рождения) – столыпинское, революционное, к 1930 году им было по 25-35 лет. Третье поколение ̶ это люди 1910-1920 гг. рождения – сталинское, советское поколение. Первые два поколения стали объектом сталинских репрессий. В работе нашли отражение следующие методологические подходы. Цивилизационный подход. Железнодорожники рассматриваются как объект во взаимодействии с общественными процессами, в контексте породившего их времени ускоренной индустриализации. Феноменологический подход. Изучение повседневности, жизненного опыта, локальных микроисторий рабочих, а также представителей номенклатуры, партийной элиты. То, какими способами государство контролировало человека, и те ответные реакции, какими человек, сообщество откликались на эти методы контроля. В рамках тоталитарной школы автор ставит задачу определить «пряничных» и репрессивных практик соотношение в государственной политике и трудовых отношениях; выявить идеологемы и порождённые ими новые формы массового сознания. Искушенному читателю может показаться, что в монографии недостаточно научного анализа, а преобладает эмпирический материал. Это сознательный выбор автора, стремящегося оставить за читателем право на свое мнение. 7
Стр.7