П.Д. Муратов. Первая зональная художественная выставка
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
УДК 7.036
ПЕРВАЯ ЗОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
П.Д. Муратов
Новосибирск
guman@nsuem
Статья является частью исследования «Художественная жизнь Новосибирска 20-го века». В нем
намечено рассмотреть организационные формы профессионального и самодеятельного изобразительного
искусства, станковые и монументальные виды художественного творчества в эволюции и
во взаимодействии на протяжении ста лет. Данная статья продолжает опубликованные в журнале
«Идеи и идеалы» части исследования*. Хронологические границы статьи: 1963–1964 годы.
Ключевые слова: Юбилейная выставка 1963 года; обсуждение выставки; персональные выставки
1964 года; выставка Н.Д. Грицюка; Первая зональная.
Обсуждение Юбилейной областной
художественной выставки1
следует вынести
в отдельную строку. Ни бросающихся
в глаза провалов, ни головокружительных
взлетов на ней не обнаруживалось. Принципиальное
отличие Юбилейной областной
1963 года от Юбилейной областной
1957-го состояло в том, что в ее состав были
включены некоторые произведения художников
«Новой Сибири»,2
реабилитация которых
началась всего лишь год назад. Рассредоточенные
по экспозиции, они орга1
Юбилейная областная художественная выставка
«30 лет Новосибирской организации Союза
художников» открылась 29 апреля 1963 года. Обсуждение
выставки состоялось в середине июня
того же года.
2
Вощакин А.В., Заковряшин А.Г., Липин
С.Н., Моисеенко А.П., Нагорская Н.Н., Надольский
С.Р., Силич А.Д., Чевалков Н.И., ЯноваНадольская
Н.А.
нично влились в состав выставки, обогатив
ее забытой фольклорной темой3
листикой, смелой эстампной графикой4
и стии
легко
узнаваемым, но не поддающимся четкой
формулировке духом искусства 1920-х
годов. Выставка сама по себе повода для
контрастных суждений не давала. Эволюция
искусства шла своим чередом, постепенно
сдвигая общие ориентиры искусства
художников. Но в том-то и состояла причина
жарких боев на выставке, что эволюция
шла, а не стояла на одном месте, и разные
художники по-разному ей подчинялись.
Вынесшие на своих плечах тяготы художественной
жизни 1930–1940-х годов но3
«Шаман в юрте», «Игра на чатхане» Вощакина,
«Роспись двери и опечья у староверов Алтая»
Нагорской, «Ожидание переправы на Телецком
озере» Чевалкова.
4
«Китаец с веерами», «Крестьянин с сетью»,
_______________
* «Идеи и идеалы», 2009, № 1–2 «Общества», «Смутное время»; 2010, № 1(3)–4(6) «Смена со«Женщина
и бульдог» Заковряшина.
става», «Краевые выставки», «От краевых выставок к областным», «Шаг вперед»; 2011, № 1(7)–4(10)
«Если завтра война», «Жизнь продолжается», «Послевоенные годы», «Пятидесятые»; 2012, № 1(11)–
4(14) «Другие берега», «Всесоюзный съезд художников», «Свет на горизонте», «Союз художников
РСФСР».
Идеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013
157
Стр.1