Детская безнадзорность
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 376.5+37.0
ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ
КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ <...> Т.А. Рубанцова, Е.А. Крутько
Сибирский государственный
университет путей сообщения
gpd@stu.ru
Совокупность политических, экономических, социальных изменений влияет на социальные
отношения и на внутренний мир ребенка. <...> Отчуждение безнадзорных детей представляет собой
сложное социальное явление, которое отражает объективные и субъективные аспекты деформации
современной общественной жизни. <...> В статье определены формы отчуждения у безнадзорных детей: социальное, культурное, коммуникативное, моральное отчуждение и самоотчуждение. <...> Ключевые слова: социально-философский анализ, детская безнадзорность, социальное отчуждение, культурное отчуждение, коммуникативное отчуждение, моральное отчуждение. <...> В последние десятилетия в условиях нестабильной политической и социальноэкономической ситуации, кардинальной
смены мотиваций социального и экономического поведения, корректировки нравственных ориентиров негативные тенденции в семьях усугублялись, источники детского неблагополучия расширялись. <...> Условия общественной жизни, сопровождающиеся социально-политическими, экономическими и иными противоречиями, экономической нестабильностью в обществе,
оказывают негативное воздействие на нормальное функционирование общественных институтов в государстве. <...> 1• 2013
ной ситуации особую остроту приобретает проблема детской безнадзорности. <...> В настоящее время назрела необходимость создания новых направлений научного поиска, в котором философия должна выступать методологическим основанием в анализе наиболее острых проблем современного общества, одной из которых является
проблема детской безнадзорности. <...> Исходной позицией для анализа возникновения детской безнадзорности как
феномена социального отчуждения является социально-философский анализ данного явления. <...> Инновационный подход к проблеме <...>
ДЕТСКАЯ_БЕЗНАДЗОРНОСТЬ_КАК_ФЕНОМЕН_СОЦИАЛЬНОГО_ОТЧУЖДЕНИЯ.pdf
Т.А. Рубанцова, Е.А. Крутько. Детская безнадзорность
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
УДК 376.5+37.0
ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ
КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ
Т.А. Рубанцова, Е.А. Крутько
Сибирский государственный
университет путей сообщения
gpd@stu.ru
Совокупность политических, экономических, социальных изменений влияет на социальные
отношения и на внутренний мир ребенка. Отчуждение безнадзорных детей представляет собой
сложное социальное явление, которое отражает объективные и субъективные аспекты деформации
современной общественной жизни. В статье определены формы отчуждения у безнадзорных детей:
социальное, культурное, коммуникативное, моральное отчуждение и самоотчуждение.
Ключевые слова: социально-философский анализ, детская безнадзорность, социальное отчуждение,
культурное отчуждение, коммуникативное отчуждение, моральное отчуждение.
В последние десятилетия в условиях нестабильной
политической и социальноэкономической
ситуации, кардинальной
смены мотиваций социального и экономического
поведения, корректировки нравственных
ориентиров негативные тенденции
в семьях усугублялись, источники детского
неблагополучия расширялись. Условия
общественной жизни, сопровождающиеся
социально-политическими, экономическими
и иными противоречиями, экономической
нестабильностью в обществе,
оказывают негативное воздействие на нормальное
функционирование общественных
институтов в государстве. Нестабильность
в обществе приводит к обострению
проблем наименее защищенных членов социума
– детей. По данным статистики, ежегодно
в России выявляется около 100 тыс.
детей, нуждающихся в опеке1
. В современ1
Осинский И.И., Хабаева И.М. Бездомные –
социальное дно общества // СОЦИС. – 2003. –
№ 1. – С. 53.
Идеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013
ной ситуации особую остроту приобретает
проблема детской безнадзорности. В настоящее
время назрела необходимость создания
новых направлений научного поиска,
в котором философия должна выступать
методологическим основанием в анализе
наиболее острых проблем современного
общества, одной из которых является
проблема детской безнадзорности.
Исходной позицией для анализа возникновения
детской безнадзорности как
феномена социального отчуждения является
социально-философский анализ данного
явления. Необходимо систематизированное
и теоретически оформленное знание о
действительности, в которую в силу объективных
или субъективных причин попадает
современное поколение детей2
. Представители
гуманитарных наук, изучающих
2
Крутько Е.А., Рубанцова Т.А. Инновационный
подход к проблеме безнадзорности: социальнофилософский
анализ // Философия образования. –
2009. – № 3. – С. 83–89.
107
Стр.1