С. Бершадская, Н. Алешкова*
КАК СОЗДАТЬ ПРОФСОЮЗ
В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ОБЕСПЕЧИТЬ ЕГО ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ПРОФСОЮЗА В ОМС И ЕГО СТАТУС
В соответствии* с Федеральным
законом от 12 января 1996 г.
¹10-ФЗ «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях
деятельности»1
(далее по тексту
– ФЗ ¹10) профсоюз – добровольное
общественное объединение
граждан, связанных общими
производственными, профессиональными
интересами по
роду их деятельности, создаваемое
в целях представительства и
защиты их социально-трудовых
прав и интересов (п. 1 ст. 2).
Согласно ст. 4 указанного закона
его действие распространяется
на все организации (то есть
предприятия, учреждения, организации
независимо от форм
собственности и подчиненности
– ст. 3), находящиеся на территории
Российской Федерации.
Особенности применения ФЗ
¹10 в отношении профсоюзов,
объединяющих военнослужащих,
сотрудников органов внутренних
дел Российской Федерации, Государственной
противопожарной
службы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, органов
федеральной службы безопасности,
таможенных органов
Российской Федерации, органов
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных
веществ, Следственного комитета
Российской Федерации, судей
и прокуроров, определяются соответствующими
федеральными
законами.
*
Бершадская С. И., председатель
ТПО работников ОМС города Сургута;
Алешкова Н. П., заместитель главы
Администрации города Сургута.
1
Федеральный
закон
от
12.01.1996 ¹10-ФЗ «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях
деятельности» с изменениями и
дополнениями // Российская газета,
¹12, 20.01.1996.
Таким образом, в законодательстве
не предусмотрены какие-либо
иные правила создания
профсоюзов в органах местного
самоуправления помимо тех, которые
установлены ФЗ ¹10. При
этом федеральный закон от
02.03.2007 ¹25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской
Федерации»2
(далее – ФЗ ¹25) в
п. 10 ч. 1 ст. 11 прямо предусматривает
право муниципальных
служащих на объединения, в
том числе на создание профессиональных
союзов. Более того,
ограничение прав гражданина на
участие в профессиональных
союзах и в коллективных переговорах
противоречит Конвенции
Международной
Труда ¹873
Организации
защите прав человека и основных
свобод4
и ст. 11 Конвенции о
, на что неоднократно
указывал Европейский Суд5
2
Федеральный
«Российская
.
закон
от
02.03.2007 ¹25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской Федерации»
с изменениями и дополнениями
//
газета», ¹47,
07.03.2007.
3
Конвенция ¹87 Международной
организации труда «Относительно
свободы ассоциаций и защиты права
на организацию» (Принята в г. СанФранциско
09.07.1948 на 31-ой сессии
Генеральной конференции МОТ.
СССР ратифицировал Конвенцию
Указом Президиума ВС СССР от
06.07.1956. Вступила в силу для
СССР 10.08.1957) // На русском языке:
Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных
СССР с иностранными государствами.
Вып. XIX. М., 1960. С. 278284.
4
Конвенция
о защите прав человека
и основных свобод (Заключена в
г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства
РФ, 08.01.2001, ¹2,
ст. 163.
5
См., например, постановление
Европейского Суда по правам человека
от 12.11.2008 по делу «Демир и
Байкара (Demir and Baykara) против
Турции» (жалоба ¹34503/97). По
делу обжалуется запрет на учреждеИнициатива
создания
профсоюза
Профсоюз создается по инициативе
работников соответствующей
организации. Работодатель
не вправе вмешиваться в
этот процесс или каким-либо
образом ограничивать право работников
на создание профсоюза.
В ФЗ ¹10 не установлена
минимальная численность работников,
необходимая для инициирования
создания профсоюза.
Однако исходя из п. 2 ст. 2 указанного
закона, согласно которому
«каждый, достигший возраста
14 лет и осуществляющий
трудовую
(профессиональную)
деятельность, имеет право по
своему выбору создавать профсоюзы
для защиты своих интересов,
вступать в них, заниматься
профсоюзной деятельностью и
выходить из профсоюзов», можно
сделать вывод о том, что создать
профсоюз может и один
человек.
Более того, по смыслу ст. 16
ФЗ ¹10 в одной организации
может существовать одновременно
несколько профсоюзов. Отношения
профсоюзов, первичных
профсоюзных организаций и их
органов с другими представительными
органами работников в
организации строятся на основе
сотрудничества. Наличие иных
представительных органов работников
в организации не может
использоваться для воспрепятствования
деятельности профсоюзов
в соответствии с законом.
При этом следует обратить
внимание на то, что согласно
ние муниципальными служащими
профсоюза и имеющее обратную
силу распоряжение об отмене коллективного
договора. По делу допущены
нарушения требований статьи
11 Конвенции о защите прав человека
и основных свобод // Бюллетень
Европейского Суда по правам человека,
2009, ¹3.
С. Бершадская, Н. Алешкова. Как создать профсоюз в органах местного самоуправления … 9
Стр.1