космической
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К РАЗРАБОТКЕ И ОЦЕНКЕ
КАЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ*
В.
Герасимова, Т. Иванова**
**Территориальное
стратегическое
планирование, трактуемое изначально
как «самостоятельное определение
местным сообществом
целей и основных направлений устойчивого
социально-экономического
развития в долгосрочной конкурентной
среде1
» в настоящее время
на муниципальном уровне реализуется
в различных формах. В городах
основной формой реализации территориального
стратегического планирования
стали стратегия или стратегический
план долгосрочного социально-экономи-ческого
развития,
в муниципальных районах субъектов
Федерации такие документы, как
правило, отсутствуют. При этом как
в городах, так и в муниципальных
районах органы местного самоуправления
разрабатывают программы
социально-экономического
развития на среднесрочный период
и уже на их основе осуществляются
процессы разработки и реализации
муниципальных целевых программ,
инвестиционное и бюджетное планирование,
маркетинг территории.
Анализ организации территориального
стратегического планирования
в субъектах Федерации свиде*
Тезисы доклада на XI Общероссийском
форуме «Стратегическое планирование
в регионах и городах России: потенциал
интеграции» 22-23 октября 2012 г. в
Санкт-Петербурге – www.forumstrategov.ru
** Поволжский институт управления
им. П.А. Столыпина РАНХиГС при Президенте
РФ, г. Саратов.
1
Территориальное стратегическое
планирование при переходе к рыночной
экономике: опыт городов России / [Б.С.
Жихаревич, Л.Э. Лимонов и др.]; Под
общ. ред. д.э.н. С.А. Васильева – СПб.:
ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2003.
С. 10.
тельствует о том, что региональные
органы государственной власти,
стремясь к повышению качества и
эффективности управления социально-экономическим
развитием региона,
идут по пути формирования
региональных систем стратегического
управления, в которых муниципальные
среднесрочные программы
выполняют роль основного «игрока»
на поле регионального стратегирования.
На
формирование региональных
систем стратегического управления,
основывающихся на муниципальных
стратегиях и программах социальноэкономического
развития, существенное
влияние оказывает формируемая
федеральным правительством
система государственного стратегического
планирования и управления.
В этой связи определение
сущности территориального стратегического
планирования требует, на
наш взгляд, методологического и
методического уточнения, способствующего
интеграции теории и практики
территориального стратегирования
с учетом нормативно-законодательного
развития системы государственного
стратегического планирования
и управления социальноэкономическим
развитием субъектов
Российской Федерации.
В настоящее время основы формирования
систем стратегического
планирования и управления в субъектах
Российской Федерации определены
в следующих нормативнозаконодательных
актах федерального
значения:
· Федеральном законе «О государственном
прогнозировании и
программах социально-экономического
развития Российской Федерации»
от 20 июля 1995 г. ¹115-ФЗ;
В. Герасимова... Методические подходы к разработке и…
деятельности,
земли обороны, безопасности
и земли иного специального
назначения при создании и
развитии особых экономических
зон туристско-рекреационного
типа или при проведении
работ, связанных с жизнеобеспечением
населения,
проживающего
на данной территории.
4.
Органам государственной
власти субъектов РФ и
органам муниципальных образований
принять
меры по развитию
системы ГЧП на региональном
и муниципальном уровнях,
включая:
- формирование региональной
и муниципальной нормативной
правовой базы, подготовку
типовых соглашений в
сфере ГЧП;
- создание структуры управления
в сфере ГЧП, распределение
функций между органами
власти и иными участниками
подготовки и реализации ГЧПпроектов,
налаживание взаимодействия
и координации деятельности
участников рынка
ГЧП-проектов;
- развитие рынка ГЧПпроектов
на региональном
(межрегиональном) и муниципальном
(межмуниципальном)
уровнях: рассмотреть вопрос
создания перечня экономически
обоснованных проектов,
реализация которых возможна
с использованием ГЧП, включиться
в Программу по финансированию
содействия проектам
регионального и городского
развития,
реализуемую
Внешэкономбанком в целях
содействия органам государственной
и муниципальной власти
по подготовке инвестиционных
проектов на основе
ГЧП и т. д.;
- создание условий для эффективного
использования механизмов
ГЧП при реализации
инвестиционных проектов:
применение различных правовых
форм (концессии, контракты
жизненного цикла и
т. д.), финансовых институтов
(инвестиционных и венчурных
фондов, кредитных организаций
и т. д.), организационных
механизмов и экономических
стимулов (создание инфраструктуры,
предоставление
преференций,
снижение рисГУ
¹12’12
29
Стр.1