6
На правах рукописи
ЮРЬЕВ Юрий Николаевич
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА РОССИИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной 1 ренировкк, оздорови i слыюй и
адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Малаховка - 2002
Работа выполнена в Московской государственной академии
физической культуры
Научный руководитель доктор педагогических наук,
профессор Родиченко B.C. <...> Шоссейная, 33
С диссертацией можно ознакомиться з библиотеке Московской государственной
академии физической культуры
4
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В СССР общественные спортивные организации (национальный
олимпийский комитет, федерации) при главенствующей роли государственных
органов управления физической культурой и спортом не имели достаточной
самостоятельности. <...> Политические
и '
социально-экономические
преобразования,
происходившие в России в конце 1980-х и начале 1990-х годов, не могли не
оказать влияния на физкулътурно-спортивное и олимпийское движение нашей
страны. <...> Демократизация общества, утверждающийся приоритет общечеловеческих
интересов, суверенизация, изменения в международном спорте (прежде всего
коммерциализация и профессионализация) стали серьезными предпосылками для
преобразований в отечественном спортивном и олимпийском движении. <...> Стремление в большей, чем ранее, степени, соответствовать модели
мирового спортивного и олимпийского движения, переход к правовому
государству, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти
явились причинами, определившими необходимость поиска форм сочетания
деятельности государственных и общественных организаций в области спорта. <...> Уже более 10 лет в России действуют самостоятельные общественные
спортивные организации (Олимпийский комитет России, спортивные федерации,
ассоциации, союзы). <...> Однако деятельность этих организаций <...>
Социально-педагогические_аспекты_создания_и_деятельности_Олимпийского_комитета_России..pdf
W?6
На правах рукописи
ЮРЬЕВ Юрий Николаевич
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА РОССИИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной 1 ренировкк, оздорови i слыюй и
адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Малаховка - 2002
Стр.1
Работа выполнена в Московской государственной академии
физической культуры
Научный руководитель -
доктор педагогических наук,
профессор Родиченко B.C.
Официальные оппоненты -
доктор социологических наук, профессор Фомин Ю.А.
доктор педагогических наук, профессор Шустин Б.Н.
Ведущая организация -
Российская государственна,! акаде.\;,м
физической культуры
Защита диссертации состоится 4 июля 2002 г. в
на заседании диссертационного совета К. 311.007.01
Московской государственной академии физической культуры по адресу:
140032, прс. Малаховка Московской области, ул.Шоссейная, 33
С диссертацией можно ознакомиться з библиотеке Московской государственной
академии физической культуры
-:"' ~'•" '"""' ' •
4
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В СССР общественные спортивные организации (национальный
олимпийский комитет, федерации) при главенствующей роли государственных
органов управления физической культурой и спортом не имели достаточной
самостоятельности.
Политические
и '
социально-экономические
преобразования,
происходившие в России в конце 1980-х и начале 1990-х годов, не могли не
оказать влияния на физкулътурно-спортивное и олимпийское движение нашей
страны.
Демократизация общества, утверждающийся приоритет общечеловеческих
интересов, суверенизация, изменения в международном спорте (прежде всего
коммерциализация и профессионализация) стали серьезными предпосылками для
преобразований в отечественном спортивном и олимпийском движении.
Стремление в большей, чем ранее, степени, соответствовать модели
мирового спортивного и олимпийского движения, переход к правовому
государству, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти
явились причинами, определившими необходимость поиска форм сочетания
деятельности государственных и общественных организаций в области спорта. В
этой связи возрастала роль общественных спортивных организаций, которые и
заняли определенную нишу в современном спортивном и олимпийском
движении России.
Уже более 10 лет в России действуют самостоятельные общественные
спортивные организации (Олимпийский комитет России, спортивные федерации,
ассоциации, союзы). Однако деятельность этих организаций, их роль в
спортивном движении страны исследована крайне недостаточно.
Это и послужило причиной для научного исследования социальнопедагогических
аспектов формирования, становления и деятельности одной из
ведущих общественных организаций страны - Олимпийского комитета России
(ОКР). Данная работа была преимущественно направлена на вскрытие
закономерностей исторического процесса формирования
современного
спортивного и олимпийского движения России.
Теоретико-методологическую основу исследования составили достижения
истории, философии, социологии и педагогики спорта, основополагающие труды
в области международного и отечественного олимпийского движения (П. де
Кубертен,
Х.А.Самаранч,
В.В.Столбов,
Н.Н.Бугров,
В.С.Родиченко,
В.И.Столяров, Г.С.Деметр, А.А.Козловский, А.Б.Ратнер, А.Т.Контанистов и др.).
Научная проблема: необходимость установления закономерностей
формирования и функционирования олимпийского движения России и его
руководящей организации - ОКР в обновляющемся независимом государстве в
переходный период.
Объект исследования - управленческая деятельность ОКР по развитию
физкультурно-спортивного и олимпийского движения.
Предмет исследования — управленческие срормы, методы и иредсчва,
определяющие деятельность ОКР.
Стр.3