БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 37.037.1
ЕЖИ ЭЙДЕР
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕННОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ШКОЛЬНИКОВ 7-19 ЛЕТ
13.00.04— Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Минск 2001
Работа выполнена в институте физической культуры Щецинского
Университета
Научный консультант
ЯЩАНИНЯ. <...> Институт физической культуры
Щецинского университета, профессор
кафедры биоэнергетики и биомеханики;
Официальные оппоненты:
БАРКОВ В.А., доктор педагогических
наук, профессор, ректор Гродненского
областного института повышения
квалификации и переподготовки
руководящих работников и
специалистов образования;
СОЛТАНОВ В.В., доктор
биологических наук, профессор, членкорреспондент НАЛ Беларуси,
Институт физиологии НАН Беларуси,
заместитель директора по научной
работе;
САВЧИН СТАНИСЛАВ, доктор
педагогичесих наук, профессор,
Гданьская Академия физического
воспитания, профессор кафедры
гимнастики. <...> Оппонирующая организация - Минский государственный лингвистиче
ский университет
Защита состоится " /•£• " 0£#? <...> В этой связи, изучение путей оптимизации количества и качества дви
гательной активности, как общебиологического стимулирующего фактора раз
вития организма в этот период онтогенеза, является актуальной проблемой. <...> Разработка и применение эффективных форм и методов двигательных (физиче
ских) нагрузок соответствует задачам, поставленным Общенародной програм
мой здоровья Правительства Польши, на период 1996-2005 г.г. и ВОЗ (1998)
решениями Международных конгрессов в Оттаве (1986), Аделаиде (1988), Sudswale (1991), Джакарте (1997), "Мировой Декларации Здоровья" (1998), в кото
рых приоритетное место занимают требования к двигательной активности,
оптимизации средств и методов применения физических <...>
Научно-методические_основы_возрастного_развития_и_направленного_совершенствования_физических_качеств_школьников_7-19_лет..pdf
БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 37.037.1
ЕЖИ ЭЙДЕР
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕННОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ШКОЛЬНИКОВ 7-19 ЛЕТ
13.00.04— Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Минск 2001
Стр.1
Работа выполнена в институте физической культуры Щецинского
Университета
Научный консультант
ЯЩАНИНЯ.И., доктор
биологических наук, профессор.
Институт физической культуры
Щецинского университета, профессор
кафедры биоэнергетики и биомеханики;
Официальные оппоненты:
БАРКОВ В.А., доктор педагогических
наук, профессор, ректор Гродненского
областного института повышения
квалификации и переподготовки
руководящих работников и
специалистов образования;
СОЛТАНОВ В.В., доктор
биологических наук, профессор, членкорреспондент
НАЛ Беларуси,
Институт физиологии НАН Беларуси,
заместитель директора по научной
работе;
САВЧИН СТАНИСЛАВ, доктор
педагогичесих наук, профессор,
Гданьская Академия физического
воспитания, профессор кафедры
гимнастики.
Оппонирующая организация - Минский государственный лингвистический
университет
Защита состоится " /•£• " 0£#?Я£/)&
2001 г. в
час на
заседании совета по защите диссертаций Д 23.01.01 при Белорусской
государственной академии физической культуры (220020, Минск,
проспект Машерова, 105).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусской
государственной академии физической культуры.
Автореферат разослан " /£ " сё/гтл/ря 2001г.
Ученый секретарь совета
по защите диссертаций
Т.Д.Полякова
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В течение пренатального и определенного постнатального
онтогенеза постепенно увеличивается масса и размеры тела, отдельные органы,
происходит их рост. Наряду с этим, отмечаются качественные изменения, развитие
функциональных систем организма. В этом периоде онтогенеза в наибольшей
степени происходит воплощение наследственной информации, что
имеет первостепенное значение для развития организма детей и подростков. В
неразрывной связи с ростом протекает комплекс качественных изменений, в результате
которых осуществляется дифференцировка органов и тканей, формирование
и установление взаимосвязей отдельных частей организма, совершенствуется
их нейрогормональная регуляция и взаимоотношение с окружающей
средой. В этой связи, изучение путей оптимизации количества и качества двигательной
активности, как общебиологического стимулирующего фактора развития
организма в этот период онтогенеза, является актуальной проблемой.
Разработка и применение эффективных форм и методов двигательных (физических)
нагрузок соответствует задачам, поставленным Общенародной программой
здоровья Правительства Польши, на период 1996-2005 г.г. и ВОЗ (1998)
решениями Международных конгрессов в Оттаве (1986), Аделаиде (1988), Sudswale
(1991), Джакарте (1997), "Мировой Декларации Здоровья" (1998), в которых
приоритетное место занимают требования к двигательной активности,
оптимизации средств и методов применения физических нагрузок. Их оптимизация
во многом определяет становление двигательной функции в различные
периоды онтогенеза, индивидуальные признаки развития физических качеств,
соматических особенностей индивидуума. Недостаточность решения поставленных
вопросов, особенно в связи с необходимостью реализации Общенародной
Программы Здоровья Польши позволяет считать избранную тему диссертационного
исследования актуальной и отвечающей современным социальным
запросам общества.
Связь работы с крупными программами, темами. Тема настоящей работы
интегрируется с Общенародной Программой Здоровья 1996-2005 г.г. и Решениями
Правительства Польши, Законом о физической культуре и спорте
(1997), решениями Международных конгрессов и конференций (1986, 1988,
1991,1998).
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования являлось
изучение закономерностей онтогенеза показателей внешней морфологии и двигательной
функции в условиях действия различных биологических, социальных
и экологических факторов и экспериментальное обоснование путей оптимизации
методики развития физических качеств школьников 7-19 лет. В соответствии
с целью исследования решались следующие частные задачи:
Стр.3